Нетрадиционное расписание в школе
В настоящее время школы планово переходят на федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС (см. Родителям первоклашек в настоящем блоге), которые требуют «обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширяя границы своих возможностей». Эти задачи могут быть решены успешно только в условиях новой организации образовательного процесса.
При этом:
а) урок уже не является единственной формой организации обучения;
б) активно используются:
- разнообразные формы, предусматривающие индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени,
- всевозможные внеурочные занятия;
в) разрабатывается нелинейное расписание школьных занятий.
Родители современных школьников занимались по расписанию, форма которого сложилась веками. В нем уроки математика, русский, алгебра, история, физкультура…чередуются в определенной последовательности, с определенным набором предметов в течение дня и недели так, чтобы выдерживать требования СанПин.
Если вы интересовались расписанием уроков своего ученика начальной школы (а в некоторых школах это и расписание в основной и старшей школе), то расписания в привычной форме вы можете и не увидеть. Теперь в школах все чаще можно встретить т.н. нелинейное расписание.
Нелинейное школьное расписание подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить учебную и внеучебную деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
Нелинейное расписание составляется на день, на одну учебную неделю. По нему ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов».
Вот пример нелинейного расписания для учащихся 7-9-х классов с интернет-сайта одной из российских школ:
Время занятий | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.30-9.15 | Лаборатории, мастерские (по выбору учащихся) | |||
9.30-10.15 | Погружение по географии | Погружение по физике | Погружение по истории | |
10.30-11.15 | ||||
11.30-12.15 | Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) | |||
12.30-13.15 | Математический практикум | Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) | ||
13.30-14.15 | Уровневые группы по английскому и французскому языку | |||
14.15-15.15 | Обеденный перерыв, отдых | |||
15.15-16.00 | Дискуссионный клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации | |||
16.15-17.00 | Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции | |||
При такой форме организации учебного процесса используются самые разнообразные виды урочных и внеурочных занятий:
- урок – занятие, на котором осуществляется передача ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
- экскурсия – внеурочная форма занятия, на котором ученики получают знания при непосредственном знакомстве с реальной действительностью ( учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники);
- творческая мастерская – внеурочная форма занятия, которое позволяет каждому участнику получить новые знания и новый опыт путем самостоятельного или коллективного открытия. Основной вид деятельности в такой мастерской — творческая деятельность каждого;
- конференция – внеурочная форма занятия, используемая как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
- спортивные соревнования – это состязание учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
- образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
- познавательная лаборатория – внеурочная форма занятий для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности, способствует формированию основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает в игровой форме превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике;
- школьная театральная студия – занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя;
- кафедра – внеурочная форма занятия, направленного на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету;
- спортивная секция;
- поход;
- индивидуальные занятия (мастерские, консультации) — внеурочная форма занятий, направленных на развитие личной образовательной траектории ученика;
- социальные проекты – занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми;
- занятия в клубе.
Виды деятельности и формы проведения занятий выбираются в зависимости от изучаемого материала.
Нелинейное расписание предполагает организацию индивидуального расписания школьника, при котором могут формироваться группы с различным составом (постоянно изменяющиеся группы). Т.о., школьник на соответствующих занятиях включается в различные коллективные, разновозрастные группы и виды деятельности.
Учебный день при работе по нелинейному расписанию — это не день сплошных уроков — это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время: кто-то идет в лабораторию, кто-то на хор, кто-то на экскурсию и т.д.
Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов, считают специалисты.
Из Википедии:
«Расписание занятий в средней школе (высшем учебном заведении) служит для сведе́ния в единую взаимосвязанную систему учащихся (обычно в виде школьных классов (учебных групп)), учителей (преподавателей), уроков (учебных предметов) и назначенных для проведения занятий мест — классов (аудиторий).
Оптимизация расписания занятий является одним из основных факторов, способных существенно оптимизировать учебный процесс».
При подготовке использованы материалы интернет-сайтов образовательных учреждений России