Родителям первоклашек

Образование

ФГОС в начальной школе

В этом учебном году начальная школа перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО). Родители нынешних первоклашек по ним не учились, да и работники школы их сами только осваивают. В этих условиях каждому родителю нужно знать, чему должна научить ребенка школа и какие для этого она обязана обеспечить ему условия, что должны делать родители, чтобы помочь ребенку успешно учиться, ибо только совместными усилиями можно добиться нужного успеха. Надеюсь, что родителям в школе объяснили, что такое ФГОС НОО, чем они отличаются от прежних образовательных стандартов, как родители могут помочь детям в овладении ими и каковы особенности современного обучения.

Давайте вспомним, в чём их основной смысл, а технологии обучения оставим профессионалам.

  1. График введения ФГОС

(распоряжение Правительства РФ от 7.09.2010 №1507-р)

Учебный год

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2011-2012 + пр
2012-2013 + + пр мг
2013-2014 + + + пр мг пр мг
2014-2015 + + + + мг пр пр мг пр
2015-2016 + + + + + пр пр пр мг пр
2016-2017 + + + + + + пр пр пр мг пр
2017-2018 + + + + + + + пр пр пр пр
2018-2019 + + + + + + + + пр пр пр
2019-2020 + + + + + + + + + пр пр
2020-2021 + + + + + + + + + + пр
2021-2022 + + + + + + + + + + +

+ – обязательное введение ФГОС;

мг – введение ФГОС по мере готовности школы;

пр – продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности школы.

2. Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – это “совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию”. ФГОС НОО устанавливается в соответствии с требованием статьи 7 закона РФ «Об образовании”.
(текст Стандарта вы можете найти на сайте Минобрнауки России: Материалы по ФГОС НОО)

ФГОС НОО выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Ядром ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (УУД) – “общеучебные умения”, “общие способы деятельности”, “надпредметные действия” и т.п. Для формирования УУД предусмотрена отдельная программа. Реализация этой программы в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

ФГОС НОО имеет деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности учащегося.

Вместо традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

ФГОС НОО рассматривает использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред как наиболее естественный способ формирования УУД, направлен на ориентировку младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материала учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, которая нашла широкое применение в современной школе. Это проекты “Я и мое имя”, “Моя семья”, совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании ФГОС НОО, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры), что соответствует новым санитарным правилам и нормам (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

ФГОС НОО устанавливает определенные требования к результатам обучающихся по окончании начальной школы:

v личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

v метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

v предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах “выпускник научится…”, что является группой обязательных требований, и “выпускник получит возможность научиться …”, не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура их участия определяется локальным актом школы.

ФГОС НОО разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья с участием родителей и учащихся.

Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

Учащиеся начальной школы могут заниматься в рамках одной из трех систем образования, принятых в России, и определяемой школой самостоятельно:

– традиционная начальная система;
– развивающая система Л. В. Занкова;
– развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

3.Условия образовательного процесса

Согласно СанПин учебный процесс в 1 классе должен строиться, исходя из следующих требований:

  • уроки проводятся только в первую смену и по 5-дневной учебной неделе;
  • обучение имеет ступенчатый режим в первом полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут, в январе-мае по 4 урока по 45 минут каждый);
  • в середине учебного дня рекомендуется организовывать динамическую паузу не менее 40 минут;
  • учащиеся, посещающие группу продленного дня, должны иметь дневной сон не менее 1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием и прогулками;
  • обучение проводится без балльных оценок и домашних заданий;
  • при традиционном режиме обучения первоклассники имеют дополнительные недельные каникулы в середине III четверти;
  • вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1 – 2-х классов не должен превышать 1,5 кг; в целях профилактики нарушения осанки учащимся начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий;
  • учащихся, часто болеющих простудными заболеваниями, ангинами, ОРЗ, рекомендуется рассаживать подальше от наружной стены класса.
    Учащихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряды при трехрядной расстановке парт), не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо менять местами;
  • продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, дополнительных – в течение недели (в феврале).
    Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения.
  • для первоклашек ведущей деятельностью является игра. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы должны предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
  • чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Таким образом, имея хотя бы краткое представление об обучении по ФГОС НОО, вы можете сравнить, что сделано, а что нет в вашей школе и совместно с органами самоуправления, администрацией предпринять необходимые действия. Главное, не будьте безразличны к происходящему.

Уважаемые родители!

Чтобы Ваш ребенок был счастлив, успешен в учебе, ему необходимы Ваша любовь и внимание. Любите его таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

Оставьте комментарий