А у вас работают по нелинейному расписанию?

«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей – кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями».

А.И. Адамский

Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

«Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения»,- так определяют  нелинейное расписание в одной из российских школ.

Организация  образовательного процесса на основе нелинейного расписания является одним из путей повышения качества школьного  образования. Его введение непосредственно диктуется ФГОС, переходом на занятия по индивидуальным образовательным траекториям.

Идеи  единого расписания урочной и внеурочной занятости школьников  практиковались ещё в советской школе, особенно в школах полного дня. Активно их  распространяла  заместитель министра просвещения РСФСР Л.К.Балясная.

В условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. При этом  урок уже не является основной формой учебного процесса. Появляются новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, заседание кафедры, проекты и другие. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании  меняются  в зависимости от изучаемого материала. Создаются условия, при которых ребенок может самоопределяться по интересам.

Изменяется и роль учителя. На первый план его деятельности выходят:

  • «поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка;
  •  обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.);
  •  создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам».

Однако, при введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:

  • неприятие новой модели частью родительской общественности;
  • неготовность педагогов работать в новых условиях;
  • неадекватная оценка учащимися своих  учебных возможностей;
  • отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач);
  • недостаточные технические и кадровые возможности школы.

Чтобы их  минимизировать предлагается:

  • организовать активное информирование родителей, учащихся, мотивирование их к участию в этом процессе;
  •  стимулировать педагогов за работу в группах повышенного уровня.

«Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она  проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», – отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ.

Разработчики модели нелинейного расписания считают, что показателями достижения результативности его введения в образовательный процесс являются:

  • «достижение планируемых результатов обучения соответствующих современным социальным требованиям всеми или большинством учащихся, качественная подготовка учащихся к обучению в основной школе;
  • применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка».

Нелинейное расписание может быть реализовано не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения, в отдельном классе, по отдельному предмету.

При составлении нелинейного расписания, также как и в традиционной форме, необходимо учитывать требования  СанПин. Оно составляется, как правило, под конкретный класс, детей, педагогов. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм.  Расписание составляется с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение их в разновозрастные  группы или группы по интересам. Отдельные фрагменты нелинейных расписаний даны в приложении 2.

При переходе на  новую модель расписания – нелинейное расписание  целесообразно оформить это действие специальным локальным нормативным актом, например, Положением о нелинейном расписании (приложение 1).

Приложение 1

Положение о динамичном  нелинейном расписании (разработчик Мирошниченко И.А., школьный диспетчер по расписанию)

I. Общие положения.

1. Настоящее положение регулирует организацию учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  в школе.

2. Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  строится на динамичном нелинейном расписании, основной принцип которого –  учет ритмов учебной деятельности.

3. Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширяя границы своих возможностей.

4. Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:

  • Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса;
  • Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий, которые  соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение,  при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей;
  • Создание условий, при которых ребенок будет получать опыт, самоопределяться по интересам.

II. Организация  образовательного процесса в школе.

1. Учебный процесс в 1-2  классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась  с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность.

2. Наряду с классно-урочной формой  учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия  могут проходить в виде спаренных уроков,  в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам  без потерь часов и перегрузки учащихся.

3. Первые 2 недели 1 цикла  в 1-х классах  реализуется образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», в котором интегрируются различные учебные предметы.

4. В учебном процессе согласно СанПиН в оздоровительных целях в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, которая проходит во время семейного обеда, что не  отражается на объеме учебной нагрузки.

III. Основы деятельности.

1. Школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы  образования с учетом интересов детей, потребностей семьи, национально-культурных традиций, материально – технической базы.

2. Содержание деятельности определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утвержденные педагогическим (методическим) советом школы.

IY. Участники организации динамичного расписания.

1.Участниками организации динамичного расписания  являются учащиеся начальных классов, педагогические работники, участвующих в реализации ФГОС, родители (лица, их заменяющие).

2. Осуществляет составление и коррекцию расписания диспетчер расписания.

Приложение 2 . Фрагменты оформления нелинейного расписания

(из расписаний, размещенных на сайтах российских школ)

Ф. 1. Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть

ПОНЕ

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

время 1а класс время 2 класс
08.50-09.25 Математика 08.50-09.30 Мастерская конструирования
09.40-10.15 Обучение грамоте (чтение) 09.40-10.20 Русский язык
10.40-11.15 Обучение грамоте (письмо) 10.40-11.20 Физическая культура
11.40-12.15 Ритмика 11.40-12.20 Математика
12.30-13.30 Динамическая пауза 12.30-13.20 Литературное чтение
14.00-14.35 Библиотечный час «Сюда приходят дети узнать про всё на   свете» 14.00-14.35 Динамическая пауза
14.45-15.20 Устный журнал «Планета здоровья» 14.45-15.20 Музыка
15.40-16.20 Библиотечный час «Кто много читает, тот много знает»
ВТОР

Н

И

К

08.50-09.25 Обучение грамоте (чтение) 08.50-09.30 Математика
09.40-10.15 Клуб «Грамотейка» 09.40-10.20 Труд
10.40-11.15 Окружающий мир 10.40-11.20 (И. У.) Окружающий мир/ Литературное чтение
11.40-12.15 Математика 11.40-12.20 Литературное чтение
12.30-13.30 Динамическая пауза 12.30-13.10 ОБЖ
14.00-14.35 Труд 13.45-14.45 Динамическая пауза
14.45-15.20 Клуб «Эрудит» 15.00-15.40 Студия танца
15.50-16.30 Корригирующая гимнастика 15.50-16.30 Легоконструирование
«Город мастеров»
С
Р
Е
Д
А
08.50-09.25 Математика 08.50-09.30 Изобразительное искусство
09.40-10.15 Обучение грамоте (чтение) 09.40-10.20 Математика
10.40-11.15 Обучение грамоте (письмо) 10.40-11.20 Литературное чтение
11.40-12.15 Физическая культура 11.40-12.20 Русский язык
12.30-13.30 Динамическая пауза 12.30-13.30 Динамическая пауза
14.00-14.35 Экологический клуб «Земля – наш дом» 14.00-14.35 Клуб «Эрудит»
14.45-15.20 Экскурсия, образовательное путешествие 14.45-15.20 Ритмика
15.50-16.25 Экскурсия,
образовательное путешествие

Ф. 2. Нелинейное расписание для 7-9-х классов

Время   занятий 7 класс 8 класс 9 класс
8.30-9.15 Лаборатории,   мастерские (по выбору учащихся)
9.30-10.15 Погружение   по географии Погружение   по физике Погружение   по истории
10.30-11.15
11.30-12.15 Соревнование   по русской лапте между 7-9 классами (1 тур)
12.30-13.15 Математический   практикум Авторские   (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся)
13.30-14.15 Уровневые   группы по английскому и французскому языку
14.15-15.15 Обеденный   перерыв, отдых
15.15-16.00 Дискуссионный   клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах,   элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации
16.15-17.00 Театральная   студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Практики отмечают, что чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.

При подготовке использованы материалы, размещенные на интернет-сайтах общеобразоватетельных учреждений. Информацию по данному вопросу также можно найти у А.И. Адамского.

Оставьте комментарий