Почему и от кого надо защищать учителей?

Не «растекаясь  мыслью по древу», скажем, что  уважать учителей – непреложная истина. Древняя восточная пословица гласит: “Ученик не смеет наступать даже на тень учителя”. А на Руси говорили: «Почитай учителя как родителя», Особая дань уважения к учителю в словах классика русской литературы .Н.А. Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно  преклонить колени!».

Учитель (от глагола учить) – ключевая фигура в школе. Он не только обучает детей определённым предметам, но и передаёт им  жизненный опыт, воспитывает у них  чувство ответственности за свои поступки, прививает  любовь к Родине, обучает нравственному поведению на основе традиционных ценностей, всегда придёт на помощь в трудную минуту, порой рискуя своей жизнью, подскажет правильное решение житейских проблем, линию правильного поведения.

Говорят, немецкий канцлер Отто фон Бисмарк говорил, что «войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».

В России не мало выдающихся педагогов. Как сказал российский поэт Андрей Дементьев: «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей».

От кого защищать?

Учитель должен быть защищен:

от бюрократии;

от родителей;

от учеников;

от самих себя.

К сожалению, с развалом СССР, престиж учителя резко пошатнулся. На законодательном уровне образование было признано  услугой, а учитель – работником по оказанию образовательных услуг, деятельность которого регулируется законодательством о защите прав потребителей, где действует правило: потребитель всегда прав. Учитель стал практически бесправным урокодателем.  Лишившись воспитательной функции, школа занялась, по словам одного из чиновников от образования, подготовкой потребителей.

Изменилась и система материальной поддержки учителя. Его зарплата стала такой, что учитель вынужден работать в школе на двух и более ставках, подрабатывать на стороне, что неизбежно сказалось на качестве обучения  школьников. Родители массово пошли к репетиторам.

Российский учитель поставлен не в равноправное положение по отношению к ученикам и их родителям. По словам депутата Госдумы РФ  первого  зампреда  Комитета по просвещению Яны Лантратовой, ситуация доведена до абсурда: родители по каждому даже  незначительному поводу устраивают разборки с учителями, позволяют себе угрожать учителю за низкие оценки, за строгие правила, за то, что «не так посмотрел», а в ряде случаев дело доходит даже до суда.

Глядя на родителей, и ученики позволяют себе оскорблять учителя, угрожать, издеваться над учителем, провоцировать, снимать на видео и выкладывать в сеть, бравируя тем, что им ничего не будет. Последние годы интернет пестрит роликами о том, как школьники изощрённо издеваются над учителями. Порой, доведенный до отчаяния учитель, не может сдержаться и совершает антипедагогические действия.

Что делать?

Как ни странно может показаться, но на этот вопрос еще 100 лет тому назад, на заре построения  социализма в России, В.И.Ленин писал:

«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения» («Странички из дневника»,  1923 г.)..

На вопрос, как Япония   добилась лидирования в области технологий и науки, премьер министр страны  ответил, что они «установили учителям зарплату как у министров, охрану как у дипломатов и почет как у императора».

В последнее время у нас в России положение дел в образовании стало существенно меняться. На законодательном уровне внесены поправки в ФЗ Об образовании в РФ. согласно которым:

образование – это уже не услуга, а учитель не исполнитель услуг;

школе вернули воспитательную функцию;

формируется единое образовательное пространство: приняты единые федеральные образовательные программы, единые федеральные учебники, образовательные стандарты;

учитель постепенно освобождается от не свойственной ему работы, получая все больше времени на  работу с обучающимися;  

учителю также предоставлено право на защиту  от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; право обращаться в органы управления образовательной организацией о применении к её обучающимся, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; право обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты  своих прав и законных интересов.

По сообщениям  Министра просвещения С.С.Кравцова,  в российских школах могут появиться специальные комиссии по защите прав педагогических работников.

На федеральном уровне прорабатывается  новые подходы к установлению заработной платы педагогических работников.

В Госдуме РФ  готовится новый проект закона о статусе учителя.

Вопросы повышения престижа педагогов нашли отражение в Поручениях по итогам  Послания Президента РФ Федеральному Собранию 2024 года.

Понятно, что существенно в кратчайшие сроки изменить сложившееся за прошедшие годы мнение родителей и общества об учителе не так то просто. Потребуется   время и кропотливая работа. Да и учителю самому есть над чем подумать, помня, что учитель – публичный человек!

Оставьте комментарий