О документации по классному руководству – рекомендации Минпросвещения

В Методических рекомендациях  по организации работы                           педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях,направленных Минпросвещения России региональным органам управления образованием (далее – Методические рекомендации), отмечается, что педагогический  работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности, а действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю  процесса воспитания и социализации, координирующие   действия,  являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

К сожалению, в отдельных школах, как свидетельствуют их локальные акты о классном руководстве, классных руководителей обязывают  заполнять  электронный журнал класса, журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ, социальный паспорт класса, обобщать результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса, готовить  характеристики на обучающихся, вести протоколы родительских советов, родительских собраний и т.д.

Вместе с тем Методическими рекомендациями  рекомендовано вести  следующую документацию по классному руководству:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся.  Если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся (примечание: под актуализацией (изменением) документа понимается любое исправление, исключение, добавление каких-либо данных в этот документ);

–  план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Организация классного руководства как отдельного вида педагогической деятельности,  распределение полномочий и ответственности между педагогическими работниками при осуществлении воспитания обучающихся, установление мер  стимулирования к осуществлению классного руководства, конкретизируются локальными нормативными актами общеобразовательной организации (примечание: в журнале  “Справочник заместителя директора школы” в разделе «Локальные нормативные акты» опубликована статья «Положение, чтобы организовать классное руководство по новым требованиям Минпросвещения»).

В вопросах устранения избыточной отчетности в деятельности по классному руководству в Методических рекомендациях рекомендовано руководствоваться подразделом “Классное руководство” раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 “О принятии мер по устранению избыточной отчетности”.

Напомним основные его положения, адресованные  руководителям образовательных организаций:

– не допускать расширения видов отчетной документации, связанных с осуществлением классного руководства, по сравнению с рекомендованным перечнем;

не допускать включения в обязанности учителей, осуществляющих классное  руководство, составления отчетной документации и (или) представления информации, входящих в должностные обязанности других педагогических работников, например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п.;

не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);

не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчетной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей [законных представителей], состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.);

– оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала, исключив нерациональные затраты времени классных руководителей.

Отметим также, что в указанном Приложении разъясняется, что:

–  ведение электронного журнала и дневников обучающихся входит в должностные обязанности учителя, а не классного руководителя;

–  электронный журнал ведется учителями без его дублирования в бумажной форме и без возложения на  них обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации организации;

– осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневников обучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, не предполагается;

– рекомендовано исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.

Важно отметить, что согласно Методическим рекомендациям, классное руководство понимается как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Классное руководство рассматривается как дополнительная деятельность педагога, которую он исполняет добровольно с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Таким образом, в штатном расписании школы должность «классный руководитель» не предусматривается.

Как сказано в разъяснениях Мнпросвещения РФ, введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе и по причинам:

отсутствия такого наименования должности педагогического работника в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;

отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности;

отсутствия квалификационной характеристики в разделе “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого  квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.

Справочно

По вопросам выплат за классное руководство можно  обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону:

8-800-200-91-85.

Источник:

Информационный бюллетень ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ №3 за 2020 год

https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08

https://www.eseur.ru/Files/file12421.pdf

Также в блоге:

Как оценивать эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству–рекомендации Минпросвещения

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Оставьте комментарий