Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.
С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).
Классный руководитель – кто он?
Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.
Примечание. Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в приказе Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н – отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.
Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.
Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.
Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.
Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения
Поскольку классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:
– самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
– вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
– участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;
– самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
– использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
– получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;
– приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
– давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
– посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
– защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
– повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
О защите академических прав и свобод классных руководителей
Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
– письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 “О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений”;
– письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”;
– письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 “О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование”.
О недопущения избыточной отчетности
«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», – отмечается в методических рекомендациях.
Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:
1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);
2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом “Классное руководство” раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 “О принятии мер по устранению избыточной отчетности”.
Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей
Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).
С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:
https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf
Также в блоге:
Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве
О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях
В связи с доплатой за классное руководство в Коррекционной школе г. Партизанска, Приморского края рабочий день классного руководителя продлили до 16 .00. При этом мы ежедневно кормим детей завтраком и обедом (минимум 20 минут в день).
Нам было сказано :”Отрабатывайте свои 10000 рублей”.
Добрый день, klimlyanka60! Советуем обратиться на горячую линию Минпроса по телефону 8-800-200-91-85.