Как оценивать эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству–рекомендации Минпросвещения

Деятельность классных руководителей, как и любая другая             деятельность, должна оцениваться. Такая оценка необходима как для определения  направления дальнейшего совершенствования  их  деятельности, так и для поощрения  педагогов, наиболее эффективно осуществляющих классное руководство, в том числе и в связи с введением нового денежного вознаграждения в размере 5 тыс. рублей  ежемесячно.

Одной из проблем  при оценке эффективности деятельности по  классному руководству  является определение набора  критериев и показателей оценки.

В целях оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников по  классному руководству,  в том числе и по вопросам оценки эффективности их деятельности по классному руководству, Минпросвещения России направило органам управления образованием субъектов РФ  согласованные с  Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).

Исходя из того, что  эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, Минпросвещения рекомендует  использовать следующие две группы критериев оценки:

1) критерии оценки процесса деятельности,

2) критерии оценки результативности.

К критериям  оценки процесса деятельности в методических рекомендациях отнесены:

комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;

адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;

системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:

1) сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;

2) сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;

3) наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

Как отмечается в методических рекомендациях, «желательным результатом оценки должны стать комментарии к оценке и рекомендации педагогическому работнику по повышению эффективности классного руководства».

Для поощрения  педагогов, наиболее эффективно осуществляющих классное руководство, рекомендовано задействовать механизмы  материального (использование многофункционального финансирования, в том числе  средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций),   и  нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров  с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

Примечание. Методические рекомендации не являются обязательным для исполнения документом и используются при разработке нормативных правовых документов регионального, муниципального уровней и локальных актов образовательной  организации. Как сказано в методических рекомендациях, в целях организации деятельности, связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные правовые акты на уровне субъектов РФ, а на уровне общеобразовательной организации – локальные нормативные акты общеобразовательных организаций. 

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно ознакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном  ЦС профсоюза работников народного образования:

https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Также в блоге:

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

Оставьте комментарий