Приоритетные цели, задачи классного руководства и пути успешного их решения – рекомендации Минпросвещения России

Обучение и воспитание школьников – единый процесс, ибо  школьный учитель не только дает знания, но и воспитывает своих учеников – воспитывает учебным предметом, своим внешним видом, поведением, постами в соцсетях, отношением к детям, к окружающим, родителям, помогает ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, укрепляет  его веру в свои силы.

Воспитательные функции выполняют все педагогические работники школы, но  ключевая роль принадлежит  тем педагогам, которые одновременно являются классными руководителями, на протяжении всех лет учебы обеспечивают их педагогическое сопровождение. Классного руководителя, как и своего первого учителя, выпускники помнят всю жизнь.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Как отмечается в пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗу, воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения, поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в её разностороннем развитии.

Минпросвещения России направило региональным органам управления образованием Методические рекомендации  по организации работы  педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – Методические рекомендации), в которых  определены цели, принципы, приоритетные задачи  по классному руководству и пути их успешной реализации, а также впервые детализированы обязанности классных руководителей.

Как отмечается в  Методических рекомендациях, цели, задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, и  классное руководство, как особый вид педагогической деятельности, направлено на решение задач воспитания и социализации учеников.

К приоритетным задачам деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством в области воспитания и социализации обучающихся, отнесены:

– создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений;

 – формирование навыков общения учеников;

-формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;

– формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;

– формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

– формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.

Согласно Методическим рекомендациям, условиями успешного решения обозначенных задач являются:

1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся;

2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности,

4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка;

5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При решении поставленных задач рекомендовано руководствоваться следующими принципами:

1. Опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

2. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 3. Нравственный пример педагогического работника;

4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

5. Социальная востребованность воспитания;

 6. Поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

7. Признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

 8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

9. Кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

Отмечено, что направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от конкретных условий деятельности общеобразовательной организации.

Справочно

По вопросам выплат за классное руководство можно  обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону: 8-800-200-91-85.

Необходимую информацию о классном руководстве можно найти в Информационном бюллетене ЦС профсоюза работников народного образования №3 май 2020 года: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/

Также в блоге:

Как оценивать эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству–рекомендации Минпросвещения

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Оставьте комментарий