Как организовать урок с учетом санитарно-эпидемиологических требований

Основной форой организации обучения и воспитания в наших школах является классно-урочная система, главным элементом которой является урок. На уроках ученики получают знания, овладевают необходимыми учебными навыками, получают элементы воспитания. От уровня проведения урока, его содержательной и методической наполненности, его атмосферы во многом зависит качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине. Также от организации урока, его соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям зависит сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Организатором и руководителем урока является учитель.

Роспотребнадзором впервые разработаны и утверждены «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях МР 2.4.0331-23» (далее – МР). Они содержат комплекс предложений по организации мероприятий по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, в том числе рекомендации по организации урока.  

Так, МР рекомендуют  организовывать урок, продолжительность которого не должна превышать 45 минут, с учетом динамики умственной работоспособности обучающихся, а также на основе  принципов здоровьесбережения. С этой точки зрения организация урока осуществляется по трем этапам:

первый этап (начало урока 7-10 минут) – период врабатывания. Его задача – подготовка организма школьника к восприятию основной части урока: проводится проверка домашних заданий, повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы и др.;

второй этап (основная часть урока 25 -30 минут) – период наиболее высокой умственной работоспособности обучающихся отводится  изучению нового материала, самостоятельным, проверочным, контрольным работам. Для поддержания высокого уровня работоспособности школьников рекомендуется в середине урока предусматривать 2-х минутный перерыв, в течение которого проводится комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, туловища,  укрепления мышц и связок нижних конечностей. Примеры таких мероприятий приведены в приложениях к МР;

третий этап (заключительная часть урока 5-7 минут) – период утомления, признаки которого наблюдаются как частое отвлечение, двигательное беспокойство, рассеянность внимания обучающихся. В этот период рекомендуется подвести итоги урока, пояснить  домашнее задание. Обратим внимание на важные рекомендации МР по домашнему заданию: при подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение; домашнее задание на следующий урок задавать на текущем уроке, а при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня; для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), предоставлять достаточное количество времени. Рекомендуется минимизировать продолжительность выполнения домашних заданий, не превышая в 1 классе – 1,0 часа; во 2 – 3-м классах – 1,5 часов, в 4 – 5-х классах – 2,0 часов, в 6 – 8-х классах – 2,5 часов, в 9 – 11-х классах – 3,5 часов.

В МР поясняется, что поскольку обучающиеся в классе могут отличаться по темпу усвоения знаний, способностям, по умственной работоспособности, утомляемости и продолжительности восстановления умственной работоспособности, при проектировании урока необходимо учитывать, что продолжительность отдельных периодов умственной работоспособности у разных обучающихся может зависеть от  возраста, состояния здоровья, функциональной зрелости организма. Гигиеническая оптимизация урока также достигается чередованием отдельных видов учебной деятельности (например, чтение, письмо, счет, просмотр видео, ответ на вопрос), плотности урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, выраженное в процентах), продолжительности использования электронных средств обучения (ЭСО) , включения физкультурных минуток (ФМ), эмоциональных разрядок. 

Для профилактики переутомления обучающихся рекомендуется использовать здоровьесберегающие образовательные технологии и режимы обучения.

Рекомендовано включать в план урока информацию о плотности урока, количестве видов учебной деятельности, максимальной продолжительности каждого вида учебной деятельности, в том числе с использованием ЭСО, наличии перерывов для проведения гимнастики для глаз и ФМ, эмоциональных разрядок.

О родительском  контроле

Родители осуществляют контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований через участие в деятельности управляющего совета, родительского комитета.

Как сказано в МР, в образовательной организации рекомендуется назначать ответственное лицо, контролирующее совместно с управляющим советом образовательной организации выполнение санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса.

Источник:

Методические рекомендации МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10 ноября 2023 г.):  https://vk.cc/csIsjy.

Оставьте комментарий