О сокращении отчетности учителей, выполняющих с их согласия дополнительные виды работ

Учителя помимо работы в рамках должностных обязанностей могут выполнять с их письменного согласия за дополнительную оплату дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, например, классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, руководство школьными методическими объединениями (ШМО). Как показывает практика, эти виды работ также являются источником избыточной отчетности учителей.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и  специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлены и направлены на места дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (далее – Дополнительные разъяснения) в целях оказания практической помощи в реализации мероприятий, обозначенных в письме Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 “О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей».

Относительно сокращения избыточной отчётной документации при возложении на учителей обязанностей с их письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, в Дополнительных разъяснениях отмечается следующее.

Значительное место уделено вопросам сокращения избыточной  отчетности классных руководителей. Обращается внимание, что при определении функций классных руководителей следует руководствоваться  Методическими рекомендациями 2006 года, согласно которым  предусмотрено ведение только двух видов документации:

  • классного журнала (при ведении электронного журнала – без его дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей по распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся, относящейся к функционалу администрации школы);
  • плана работы классного руководителя.

В целях сокращения имеющейся избыточной отчётной документации  по классному руководству руководителям школ рекомендуется:

  • при определении функций классных руководителей в трудовых договорах с учителями не допускать расширения видов отчётной документации, связанных с осуществлением соответствующих функций, по сравнению с рекомендованным перечнем;
  • не допускать включения в обязанности классных руководителей составление отчётной документации и (или) представление информации, входящей в должностные обязанности других педагогических работников: «педагогов-организаторов», «социальных педагогов», «педагогов-психологов», например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т. п.;
  • не допускать выполнения классными руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования, например, составления протоколов родительских собраний;
  • не допускать включения в обязанности классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д., например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т. п.;
  • оптимизировать процедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала с целью исключения нерациональных затрат времени классных руководителей;
  • не допускать практику переадресации классным руководителям подготовку отчётов и фотоотчётов о реализации тех или иных образовательных событий, поскольку в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, а не составление отчётов о её выполнении.

Немало отчетов приходится составлять учителям и по результатам проведения письменных работ обучающихся – контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, тетрадей, сочинений, контурных карт и т. д.  Поэтому в целях сокращения такой отчётной документации  Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования не рекомендуют:

— органам исполнительной власти и органам управления образованием запрашивать от школ результаты анализа письменных работ (статистики и разбора типичных ошибок, информации об их профилактике и т. п.),

–  руководителям школ  вменять в обязанность учителей составление отчётности, связанной с проверкой письменных работ.

Еще один  фактор избыточной отчетности учителей – это заведование учебным кабинетом. Как правило, на заведующего кабинетом  возлагаются обязанности, связанные с составлением инструкций по охране труда, паспортизацией и инвентаризацией материально-технического (в том числе учебно-методического) оснащения учебных кабинетов. Руководителям школ предложено исключить эти требования к заведующим кабинетами.

Практически в каждой школе имеются методические объединения учителей. Руководство ШМО возлагается на  одного из учителей школы. Как отмечается в Дополнительных разъяснениях,  задача ШМО –  оказание методического содействия в реализации образовательной программы организации (например, посредством проведения проблемных семинаров, экспертизы рабочих программ и т. д.), и   критерием  эффективности  работы ШМО является фактическое достижение планируемых образовательных результатов, а не формальное фиксирование проводимых мероприятий. Целесообразность (нецелесообразность) составления руководителями ШМО протоколов заседаний, отчётов о выполнении планов их работы и иной документации определяется участниками ШМО. А вот  запросы районных методических объединений (РМК) по составлению и представлению  в РМК руководителями ШМО отчётной документации (планов и графиков работы, протоколов заседаний, отчётов о выполнении планов и т. п.) не установлены, так как  задача РМК – оказание методической поддержки учителям, а не осуществление функций по контролю (надзору) и (или) статистическому обобщению результатов  деятельности ШМО.

По поводу привлечения учителей к выполнению непедагогической работы и составления связанных с нею отчетной документации в Дополнительных разъяснениях  сказано следующее:

«Выполнение работы, не являющейся педагогической (например, сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона), и составление связанных с нею видов отчётной документации не входят в рабочее время педагогических работников, в том числе учителей. Следовательно, такая работа может выполняться только на добровольной основе, то есть с письменного согласия педагогического работника и за дополнительную оплату».

Источник: Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 года № 323 руководителям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза “О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Примечание. Письма, рекомендации, разъяснения имеют рекомендательный характер.

Также в блоге:

На аттестацию от учителей на квалификационные категории достаточно личного заявления

Как сокращать отчетность учителей

1 комментарий к “О сокращении отчетности учителей, выполняющих с их согласия дополнительные виды работ”

Оставьте комментарий