Нетрадиционное расписание в школе

В настоящее время школы планово переходят на федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС (см. Родителям первоклашек в настоящем блоге), которые требуют «обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширяя границы своих возможностей». Эти задачи могут быть решены успешно только в условиях новой организации образовательного процесса.

При этом:

а) урок уже не является единственной формой организации обучения;

б) активно используются:

  • разнообразные формы, предусматривающие индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени,
  • всевозможные внеурочные занятия;

в) разрабатывается  нелинейное расписание школьных занятий.

Родители современных школьников занимались по расписанию, форма которого сложилась веками. В нем уроки математика, русский, алгебра, история, физкультура…чередуются в определенной последовательности, с определенным набором предметов в течение дня и недели так, чтобы выдерживать требования СанПин.

Если вы интересовались расписанием уроков своего ученика начальной школы (а в некоторых школах это и расписание  в основной и старшей школе), то расписания в привычной форме вы можете и не увидеть. Теперь в школах все чаще можно встретить т.н. нелинейное расписание.

Нелинейное школьное расписание подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем  объединить учебную и внеучебную деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

Нелинейное расписание  составляется на день, на одну учебную неделю. По нему ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов».

Вот пример нелинейного расписания для учащихся 7-9-х классов с интернет-сайта одной из российских школ:

Время   занятий 7 класс 8 класс 9 класс
8.30-9.15 Лаборатории,   мастерские (по выбору учащихся)
9.30-10.15 Погружение   по географии Погружение   по физике Погружение   по истории
10.30-11.15
11.30-12.15 Соревнование   по русской лапте между 7-9 классами (1 тур)
12.30-13.15 Математический   практикум Авторские   (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся)
13.30-14.15 Уровневые   группы по английскому и французскому языку
14.15-15.15 Обеденный   перерыв, отдых
15.15-16.00 Дискуссионный   клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные   курсы, индивидуальные (групповые) консультации
16.15-17.00 Театральная   студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

При такой форме организации учебного процесса используются  самые разнообразные  виды урочных  и внеурочных занятий:

  • урок – занятие, на котором осуществляется передача ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
  • экскурсия – внеурочная форма   занятия, на котором ученики получают знания при непосредственном знакомстве с реальной действительностью ( учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники);
  • творческая мастерская – внеурочная форма занятия, которое позволяет каждому участнику получить  новые знания и новый опыт путем самостоятельного или коллективного открытия. Основной вид деятельности   в такой  мастерской – творческая деятельность каждого;
  • конференция – внеурочная форма занятия, используемая  как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
  • спортивные соревнования – это состязание учащихся  в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
  • образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
  • познавательная лаборатория – внеурочная форма занятий для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности, способствует формированию основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает в игровой форме превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике;
  • школьная театральная студия – занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя;
  • кафедра – внеурочная форма занятия, направленного на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету;
  • спортивная секция;
  • поход;
  • индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – внеурочная форма занятий, направленных на развитие личной образовательной траектории ученика;
  • социальные проекты – занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми;
  • занятия в клубе.

Виды деятельности и формы проведения занятий  выбираются в зависимости от изучаемого материала.

Нелинейное расписание  предполагает организацию индивидуального расписания школьника, при котором  могут формироваться группы с различным составом (постоянно изменяющиеся группы).  Т.о., школьник на соответствующих занятиях включается в различные коллективные, разновозрастные группы и виды деятельности.

Учебный день при работе по  нелинейному расписанию  – это не день сплошных уроков – это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время: кто-то идет в лабораторию, кто-то на хор, кто-то на экскурсию и т.д.

Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов, считают специалисты.

Из Википедии:

«Расписание занятий в средней школе (высшем учебном заведении) служит для сведе́ния в единую взаимосвязанную систему учащихся (обычно в виде школьных классов (учебных групп)), учителей (преподавателей), уроков (учебных предметов) и назначенных для проведения занятий мест — классов (аудиторий).

Оптимизация расписания занятий является одним из основных факторов, способных существенно оптимизировать учебный процесс».

При подготовке использованы материалы интернет-сайтов образовательных учреждений России

Оставьте комментарий