Рабочее время педагогических работников регламентируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), приказами Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536, от 22.12.2014 №1601. Согласно этим документам:
– учитель имеет сокращенную 36-часовую рабочую неделю;
– рабочее время учителя состоит из двух частей: нормируемой – учебная нагрузка в часах, и ненормируемой – участие в работе педсоветов, методсоветов, в проведении родительских собраний и др., регламентируемой планами, графиками организации, утверждаемыми её локальными нормативными актами.
Несмотря на наличие этих документов, разъяснений Общероссийского Профсоюза образования, в правоприменительной практике остается еще немало вопросов. На сайте «Парламентской газеты» публикуются ответы на некоторые из них эксперта Российской академии образования (РАО). Натальи Бондаренко.
Об оплате работы за занятия с несколькими группами одновременно
Поскольку действующее законодательство не содержит однозначного ответа на этот вопрос, эксперт считает, что следует руководствоваться ст. 151 и ч.1 ст.60.2 ТК РФ, согласно которым администрация образовательного учреждения может поручить такую работу педагогу только с его письменного согласия и за дополнительную оплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон. Порядок оплаты должен быть прописан в правилах внутреннего трудового распорядка организации.
О дежурствах на переменах
В ответе на этот вопрос эксперт ссылается на п.2.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, согласно которому нормируемая часть преподавательской работы определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для учащихся. Таким образом, перерывы и перемены отнесены к рабочему времени преподавателя, и администрация вправе привлекать преподавателей к дежурствам в этот период. Вместе с тем, обращает внимание эксперт, согласно п. 2.3. приказа № 536, при составлении графика дежурств должен учитываться режим преподавательской работы в соответствии с расписанием занятий и общим планом мероприятий, чтобы не допускать длительного дежурства педагогов и дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительная.
Может ли быть у преподавателя ненормированным рабочий день?
Эксперт поясняет, что в соответствии со статьей 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день означает возможность эпизодического привлечения работника к выполнению его трудовых функций за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель определяет самостоятельно в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте организации, а условие о ненормированном рабочем дне – в трудовом договоре с указанием продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день (не менее 3 календарных дней).
Если эти условия не соблюдаются, то утверждать, что у педагогов ненормированный рабочий день нет оснований, отмечает эксперт.
О посещении педагогами собраний, совещаний
Эксперт поясняет следующее:
– специальных требований к проведению собраний и совещаний в образовательных организациях не установлено, и их порядок определяется локальным нормативным актом организации;
– если в организации утверждены графики проведения собраний и совещаний в установленном законом порядке, педагог обязан на них присутствовать. Если таких документов в образовательной организации нет, то работа за рамками рабочего времени будет считаться сверхурочной и должна быть оплачена.
О работе в субботу
Как поясняет эксперт, если в трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка определена пятидневка с двумя выходными днями, то требование администрации о работе в субботу является незаконным. Если же в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка установлена шестидневка, то суббота является рабочим днем, но если в этот день у преподавателя занятий или других запланированных мероприятий нет, то требование администрации находиться ему в школе будет неправомерным.
О рабочем дне классного руководителя
Эксперт отмечает, что деятельность классного руководителя является дополнительной работой, не входящей в круг основных обязанностей педагога, и выполняется в порядке совмещения в период основной работы, то есть разделение часов основной работы и классного руководства является неправомерным.
О нахождении в организации 36 часов в неделю
Как поясняет эксперт, заявление администрации организации о том, что рабочее время педагога составляет 36 часов и поэтому педагоги должны их отработать, противоречат действующим нормам права (часть 1 статьи 333 ТК РФ).
Куда обращаться для решения спорных вопросов
Эксперт напоминает, что возникающие: между работниками и администрацией разногласия могут быть рассмотрены на Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решения которой обязательны для всех участников образовательных отношений организации.
Подробности на сайте «Парламентской газеты»:
Звонок для учителя, а для кого перемены? – Парламентская газета (pnp.ru)
Также в блоге