О ненормируемом рабочем дне, дежурстве на переменах и продолжительности рабочей недели педагогов

Рабочее время педагогических работников регламентируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), приказами Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536, от 22.12.2014  №1601. Согласно этим документам:

– учитель имеет сокращенную 36-часовую рабочую неделю;

– рабочее время учителя состоит из двух частей: нормируемой – учебная нагрузка в часах, и ненормируемой – участие в работе педсоветов, методсоветов, в проведении родительских собраний и др., регламентируемой планами, графиками организации, утверждаемыми её локальными нормативными актами.

Несмотря на наличие этих документов, разъяснений Общероссийского Профсоюза образования, в правоприменительной практике остается еще немало вопросов.  На сайте «Парламентской газеты» публикуются ответы на некоторые из них эксперта  Российской академии образования (РАО). Натальи Бондаренко.

Об оплате работы за занятия с несколькими группами одновременно

Поскольку действующее законодательство не содержит однозначного ответа на этот вопрос, эксперт считает, что  следует руководствоваться ст. 151  и ч.1 ст.60.2 ТК РФ, согласно которым  администрация образовательного учреждения может поручить такую работу педагогу только с его письменного согласия и за дополнительную оплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон. Порядок оплаты должен быть прописан в правилах внутреннего трудового распорядка организации.

О  дежурствах  на переменах

В ответе на этот вопрос эксперт ссылается на  п.2.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, согласно которому нормируемая часть преподавательской работы определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для учащихся. Таким образом, перерывы и перемены отнесены к рабочему времени преподавателя, и администрация вправе  привлекать  преподавателей к дежурствам в этот период. Вместе с тем, обращает внимание эксперт, согласно п. 2.3. приказа № 536, при составлении графика дежурств должен учитываться режим преподавательской работы в соответствии с расписанием занятий и общим планом мероприятий, чтобы не допускать длительного дежурства педагогов и дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительная.

Может ли быть у преподавателя ненормированным   рабочий день?

Эксперт поясняет, что в соответствии со статьей 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день означает возможность эпизодического привлечения работника к выполнению его трудовых функций за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель определяет самостоятельно в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте организации, а условие о ненормированном рабочем дне – в трудовом договоре с  указанием продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий  день (не менее 3 календарных дней).

Если эти условия не соблюдаются, то утверждать, что у педагогов ненормированный рабочий день нет  оснований, отмечает эксперт.

О посещении педагогами собраний, совещаний

Эксперт поясняет следующее:

– специальных требований к проведению собраний и совещаний в образовательных организациях не установлено, и их порядок определяется  локальным нормативным актом организации;

– если в организации утверждены графики проведения собраний и совещаний в установленном законом порядке, педагог обязан на них присутствовать.  Если таких документов в образовательной организации нет, то работа за рамками рабочего времени будет считаться сверхурочной и должна быть оплачена.

О работе в субботу

Как поясняет эксперт, если в трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка  определена пятидневка с двумя выходными днями, то требование администрации о работе в субботу является незаконным. Если же в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка установлена шестидневка, то суббота является рабочим днем, но если  в этот день у преподавателя занятий или других запланированных мероприятий нет, то требование администрации находиться ему в школе будет неправомерным.

О рабочем дне классного руководителя

Эксперт отмечает, что деятельность классного руководителя является дополнительной работой, не входящей в круг основных обязанностей педагога, и выполняется в порядке совмещения в период основной работы, то есть разделение часов основной работы и классного руководства является неправомерным.

О нахождении в организации   36 часов в неделю

Как поясняет эксперт, заявление администрации организации о том, что рабочее время педагога составляет 36 часов и поэтому педагоги должны их отработать, противоречат действующим нормам права (часть 1 статьи 333 ТК РФ).

Куда обращаться для решения спорных вопросов

Эксперт напоминает, что возникающие: между работниками и администрацией разногласия могут быть рассмотрены на Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решения которой обязательны для всех участников образовательных отношений организации.

Подробности на сайте «Парламентской газеты»:

Звонок для учителя, а для кого перемены? – Парламентская газета (pnp.ru)

Также в блоге

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок — Блог инспектора народного образования (eduinspector.ru)

18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе? — Блог инспектора народного образования (eduinspector.ru)

Оставьте комментарий