Что разъяснили Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования по применению  нового Порядка аттестации  (часть 2)

Об аттестации на первую и высшую квалификационные категории

Минпросвещения и Общероссийский Профсоюз  образования  письмом №08-1510/394 от 17.08.2023 года  направили  в регионы для использования в работе «Ответы на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Разъяснения). В части 1 в блоге уже рассказывалось  об ответах в Разъяснениях на вопросы по  первому и второму разделам Порядка аттестации.  Немало вопросов имеется и  к разделу III «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории».  Кратко  ответы на   некоторые из них можно сформулировать следующим образом.

О сроках действия квалификационных категорий

Сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой в соответствии с Порядком аттестации, утвержденным приказом №196, по их желанию, не устанавливаются.

Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам до вступления в силу приказа №196, сохраняются только в течение срока, на который они были установлены. Вместе с тем, Минпросвещения и Общероссийский Профсоюз образования считают целесообразным аттестационным комиссиям принимать решение об установлении квалификационной категории с учетом ранее принятого решения в отношении конкретного педагогического работника, а также с учетом порядка проведения аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников.

О подаче заявления на высшую квалификационную категорию

Заявление в целях установления высшей квалификационной категории педагогический работник вправе подавать, имея первую или высшую категорию по любой должности.

Право педагогического работника, имеющего (имевшего) первую квалификационную категорию по одной из должностей педагогических работников, обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной в заявлении должности, какими-либо сроками не ограничивается.  При этом в Разъяснениях  обращается  внимание на то, что педагогу, решившему участвовать в аттестации для установления высшей квалификационной категории после присвоения  ему первой квалификационной категории, необходимо объективно проанализировать свою деятельность на соответствие показателям. на основе которых аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории..   Оценка профессиональной деятельности педагогического  работника аттестационной комиссией при установлении ему высшей квалификационной категории  осуществляется на основе результатов  работы,  соответствующих показателям, предусмотренным пунктом 36 Порядка аттестации, при условии, что  деятельность аттестуемого связана с соответствующими направлениями его работы.

Педагогические работники вправе обращаться в аттестационную комиссию с заявлением в свободной форме с указанием сведений, которые они считают необходимым в нем сообщить, помимо тех сведений, которые от них требуются соответствующими положениями Порядка аттестации.

Аттестационной комиссии не предоставляется право осуществлять прием заявления педагогического работника с предварительной его проверкой на уровне образовательной организации и на муниципальном уровне.

Об оплате труда за квалификационные категории

Порядком аттестации установлено, что одной из основных  задач проведения аттестации является обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы, что  подтверждается в Разъяснениях  на  конкретных примерах расчета доплаты за квалификационные категории.

Результаты аттестации оформляются решением аттестационной комиссии,  которое  вступает в силу со дня его вынесения,  является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников,  для издания  распорядительных актов об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются в сети «Интернет».

Об установлении квалификационной категории вносится соответствующая  запись в трудовую книжку  педагогического работника.

В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, при смене места работы  перешел работать на должность с другим наименованием, а  наименование должности, по которой установлена квалификационная категория, не совпадает с наименованием должности по фактически выполняемой работе, то субъектам РФ, муниципалитетам и образовательным организациям, в  рамках полномочий которых находится все, что связано с оплатой труда, в соответствии с положениями Отраслевых соглашений, заключенных Минпросвещения России и Минобрнауки России с Общероссийским Профсоюзом образования на 2021-2023 годы, рекомендуется оплачивать труд педагогов с учетом имеющейся квалификационной категории по одной должности за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена категория, в случаях, предусмотренных в приложении №3 к Отраслевым соглашениям. Это могут быть и другие случаи, если по обеим должностям совпадают профили деятельности.

Подробности в ответах на вопросы  2, 24, 25, 26,27, 30, 32, 33,38,39, 40, 41, 42, 46, 48, 49 в Разъяснениях по ссылке: file20008.pdf (eseur.ru).

Источник:

file20008.pdf (eseur.ru)

приказ Минпросвещения России от 24 марта 2023 года № 196

Оставьте комментарий