Высшее образование России- вектор определен, принципы сформулированы

27 июня 2022 года в Госдуме РФ  прошли расширенные парламентские слушаниях по вопросу будущего российской системы высшего образовании. В них приняли участие ректоры, преподаватели, аспиранты, студенты, представители региональных властей, эксперты, лидеры фракций.

В своем выступлении в ходе слушаний Министр образования  Валерий Николаевич Фальков отметил, что в основе новой российской системы высшего образования  должна лежать нацеленность на решение актуальных задач и  сформулировал основные принципы  её  развития:

открытость –  сотрудничество, академическая  мобильность, совместные с зарубежными коллегами научные и образовательные проекты,  привлекательность для иностранных студентов;

фундаментальность – правильное сочетание фундаментальной и практической подготовки студентов, подготовка творческих специалистов;

гибкость – возможность студенту сменить профиль  на любом этапе обучения;

практичность – обязательной частью образовательных программ должна быть практическая, проектная деятельность студентов;

воспитание – воспитание  уважения к истории своей страны, к ее культуре и традициям  с учетом многонациональности России.

Выступавшие в ходе слушаний также обозначили своё видение  создания новой национальной системы высшего образования.

Так, президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий предложил 3 траектории развития высшего образования:

специалитет: 5-6 лет обучения с получением одной или двух квалификаций;

бакалавр плюс магистр по интегрированным специальностям – подготовку можно прервать после получения диплома бакалавра;

бакалавриат в четыре года обучения с отдельными правилами приема – модель для иностранцев.

А по словам руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова, высшее образование должно быть бесплатным везде, особенно первое. На его взгляд, это важно для стратегических отраслей.

По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, никакие дистанционные формы не могут заменить  живое общение с преподавателем.

Руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев считает, что  важно не сколько лет учить, а чему и как, главное – это   качество высшего образования.

Председатель Комитета по науке и высшему образованию Госдумы Олег Смолин отметил, что  «грубой ошибкой было принудительное введение в России системы «бакалавр–магистр» федеральным законом от 2007 года», а  стремиться к международным стандартам нужно только в том случае, если они превышают собственные.

Таким образом:

бакалавриат не отменен: он будет сосуществовать наравне со специалитетом. Останутся и магистратура, и аспирантура: возможны варианты: «4+2» и  «5+2», ибо   гибридность в высшем образовании необходима, а  главный критерий образования – качество подготовки кадров.

Источник:

По материалам

В Госдуме обсудили модель высшей школы России – Российская газета (rg.ru)

Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования – Учительская газета (ug.ru)

WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27411/4609757//

ttps://www.kp.ru/daily/27410/4608757/

Оставьте комментарий