О работе с обучающимися, находившимися на длительном лечении в медицинской организации и возвратившимися в школу

 О том, как организуется обучение детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, рассказывается в Методических рекомендациях, разработанных Минпросвещения России совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» (утверждены Минздравом России 17 октября 2019 г., Минпросвещения России 14 октября 2019 г.). Эти Методические рекомендации опубликованы на официальном сайте Минпросвещения России  edu.gov.ru .  

Как  отмечается в  Методических рекомендациях, длительное (более 21 дня) лечение, независимо от продолжительности, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту его жительства   является основным организатором   предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и   возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

В Методических рекомендациях обращается внимание на особую роль руководителей школ, в которых есть подобные дети, ибо, как сказано в Методических рекомендациях,  «именно руководитель  образовательной организации при обращении родителей (законных представителей) о нахождении ребенка на длительном лечении, а в ряде случаев в инициативном порядке при отсутствии ребенка в школе по причине болезни обязан объяснить все возможные   варианты продолжения получения ребенком образования в образовательной организации с акцентированием внимания на   позиции, что школа приложит все усилия для поддержки  образовательных и социальных устремлений своего ученика в период длительного лечения».

В них также отмечается, что в школе должны быть приняты локальные  нормативные акты  об обучении ребенка на дому или в  медицинской организации, которые размещаются на  сайте школы вместе с  порядком действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае длительного лечения и отсутствия детей в    образовательной организации по уважительной причине, так как  отсутствие подобной информации ведет к социальной дезадаптации ребенка и его семьи, формированию представлений о том, что  длительное лечение прерывает планы личного развития и может   привести к потере социального окружения, проявлению тревоги и различных страхов.

Руководителям школ рекомендовано организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.

О рекомендациях по обучению детей, возвратившихся после длительного лечения в медицинской организации в школу по месту жительства

В Методических рекомендациях рекомендовано следующее:

 1. Обучающиеся, находящиеся  на длительном лечении в медицинской организации и на дому,  имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства  с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

2.Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение, а именно:

– принимать участие в выборе оптимальной образовательной программы с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей;

– осуществлять мониторинг полученных знаний и текущей успеваемости ребенка;

– оказывать информационную и методическую помощь педагогам. Это позволит обеспечить преемственность обучения после завершения лечения в медицинской организации.  

Отмечено, что обучение детей по адаптированной основной общеобразовательной программе может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

3. После выписки из медицинского стационара может возникнуть необходимость обучения ребёнка на дому. В таком случае родителям рекомендуется обратиться в ПМПК для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по  созданию специальных условий для его обучения.

4. В силу специфических психолого-педагогических особенностей  детей, находящихся на длительном лечении, образовательная  программа должна дополняться психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций.

5. Во избежание негативных проявлений в поведении со стороны одноклассников образовательной организации по месту жительства ребенка рекомендовано обеспечить  психологически комфортное возвращение больного ребенка в прежний класс с учетом произошедших у ребенка в результате перенесенной болезни изменений во внешнем виде, физических и когнитивных способностей, а также иных изменений, отличающих их от сверстников (необходимость ношения медицинской маски, приема медикаментов и др.).

Для этого образовательная организация по возвращении ребёнка после длительного лечения в медицинском стационаре создает условия для продолжения обучения в соответствии с рекомендациями медицинской организации, лечащего врача, с учетом состояния здоровья обучающегося, особенностей лечебного, реабилитационного, оздоровительного процесса, с возможностью (полной или частичной) посещения образовательной организации и обучения совместно с другими детьми в классе или индивидуально.

6.Образование детей после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающегося, возвратившегося в школу после длительного лечения в медицинской организации

Как сказано в Методических рекомендациях, промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) указанных обучающихся должна проводиться школой по месту жительства в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (далее – справка об обучении).

Справка об обучении с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету  выдаётся обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, по окончании длительного лечения образовательной организацией, осуществлявшей обучение ребенка в медицинской организации,  по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией.

Справка об обучении является обязательной к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.

Школа  по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в период обучения в медицинской организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.

Рекомендовано при выборе форм текущего контроля успеваемости особый акцент сделать на информирование родителей и ребенка о применяемой системе оценивания, акцентировав внимание не на текущей оценке, а на важности достижения поставленных совместно с ним целей обучения на каждом занятии. Каждое занятие с ребенком рекомендовано завершать рассмотрением достигнутого прогресса и оставшихся вопросов для работы, избегая категоричных оценочных суждений.

Вместе с тем не рекомендуется  завышать оценки больным детям, так как в силу этого могут быть сформированы ложные представления о результатах обучения.

Источник:

Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72797314/

Также в блоге

Надо ли лицензировать образовательную деятельность, осуществляемую в условиях медицинской организации и на дому?

Об особенностях проведения ГИА обучающихся в медицинских организациях или на дому, обучающихся с ОВЗ, детей – инвалидов и инвалидов

Оставьте комментарий