Об особенностях проведения ГИА обучающихся в медицинских организациях или на дому, обучающихся с ОВЗ, детей – инвалидов и инвалидов

В соответствии с расписаниями ГИА-9 и ГИА-11 на 2020 год уже 20 марта стартует досрочный период ЕГЭ, а  21 апреля – досрочный период ОГЭ.

Для родителей, имеющих детей –  участников ГИА – 2020 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, детей, обучающихся в медицинских организациях или на дому  полезно знать  особенности проведения ГИА для данной категории участников ЕГЭ и ОГЭ.

Основополагающими нормативными правовыми документами  по данному вопросу являются:

приказ Минпросвещения и Рособрнадзора РФ от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования”;

приказ Минпросвещения и Рособрнадзора РФ от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”.

В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования  (ГИА-9) и Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских  организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение ГИА обеспечивает  орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ)  того субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает обучающийся или находится медицинская организация.

ГИА может проводиться в ППЭ, медицинской организации или на дому. 

Основанием для организации экзамена для указанной категории обучающихся является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

Для участников ГИА с ОВЗ  (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ   обеспечивают:

а) создание следующих условий проведения ГИА:

– участие в ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;

– увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел “Говорение”) – на 30 минут), увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;

– беспрепятственный доступ в аудитории, в туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

– организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

б) создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

– присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки);

– использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

– оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

– привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

– оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);

– копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудитории для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Информация о количестве указанных участников экзамена в ППЭ и о необходимости организации проведения экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, направляется ОИВ, учредителем и загранучреждением в ППЭ не позднее двух рабочих дней до дня проведения экзамена по соответствующему учебному предмету.

Как сказано в Методических рекомендациях об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утверждены Минздравом России 17 октября 2019 г., Минпросвещения России 14 октября 2019 г.),

руководители и организаторы пункта проведения экзамена (далее – ППЭ) должны учитывать ряд особенностей, присущих указанной категории обучающихся:

– отрицательную реакцию детей на резкие запахи (в том числе запахи парфюмерии и косметики);

– необходимость регулярного проветривания комнаты, в которой проводится экзамен;

– необходимость ношения медицинской маски в помещении, в котором находится ребенок;

– возможность срочного вывода ребенка из аудитории при ухудшении самочувствия.

Также за 1-2 дня перед проведением экзамена на дому  администрации образовательной организации рекомендуется оговорить с родителями (законными представителями) ребенка следующие вопросы:

– процедура проведения экзамена (время прихода руководителя и организаторов ППЭ, продолжительность экзамена, количество организаторов ППЭ, использование специального оборудования, в том числе: видеокамер, средств записи и воспроизведения аудиозаписи, компьютерной техники, оборудования для лабораторных работ, копировальной техники);

– обеспечение в квартире рабочих мест руководителя и организаторов ППЭ;

– недопустимость присутствия в квартире и комнате, в которой проводится экзамен, посторонних лиц;

– подготовка комнаты, в которой проводится экзамен, в соответствии с требованиями к аудитории для проведения экзамена (отсутствие стендов, плакатов и иных материалов со справочно-познавательной информацией);

– возникновение ситуаций, связанных с ухудшением состояния ребенка, которые требуют оказания ему медицинской помощи или приема лекарственных препаратов.

При указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.

Обучающимся, переехавшим  в период ГИА из одного субъекта Российской Федерации в другой по уважительной причине (направление на длительное лечение в учреждение системы здравоохранения, смена места жительства), для прохождения ГИА необходимо оформить официальный перевод в образовательные организации, где они проходят длительное лечение, или по новому месту жительства.

Напоминание

Заявления на участие в ГИА подаются:

обучающимися – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного, среднего   общего образования;

экстернами – в образовательные организации по выбору экстернов.

Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а участники ГИА – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК.

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат “зачет” за итоговое собеседование по русскому языку.

Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат “зачет” за итоговое сочинение (ГИА-11), собеседование по русскому языку (ГИА-9).

Источник:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования”.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”

Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации,  утвержденные Минздравом России 17 октября 2019 г., Минпросвещения России 14 октября 2019 г.

Письмо Рособрнадзора от 13 мая 2014 г. № 02-377

Письмо Рособрнадзора от 4 декабря 2014 г. № 02-757

Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 г. № 05-283 “Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении”

Письмо Минобрнауки  РФ от 10 декабря 2012 г. № 07-832 “О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий”

Письмо Минпросвещения Росси от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

Оставьте комментарий