Что такое малокомплектная школа? Кто и на основании каких критериев устанавливает её статус? Как финансируются малокомплектные школы? Как комплектуются классы? Как оплачивается труд учителей малокомплектных школ, имеющих неполную нагрузку? Какова процедура закрытия сельских малочисленных  школ?  На все эти вопросы можно найти ответы в нормативных правых документах и рекомендациях Минпросвещения России.

Так, частью  ч. 4 ст. 99 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что  органы государственной власти субъектов РФ  относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным,  учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности региона. азовательная организация может быть признана малокомплектной при наличии   следующих критериев: удаленность образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортная доступность и (или) численность обучающихся.

СанПиН 2.4.2.2821-10 в  п. 2.5 установил, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций  во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км,  для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км, а в I климатической зоне1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

В п.10.15  СанПиН 2.4.2.2821-10 определил, что   в малокомплектных сельских школах в зависимости от числа обучающихся в начальных классах  допускается формирование классов-комплектов из двух классов с наполняемостью 8 -15 чел., и в  таких классах-комплектах  продолжительность совмещенных уроков сокращается на 5-10 мин.

Обратим  внимание, что согласно п.4 ст.99 ФЗ «Об образовании в РФ» для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

В соответствии с п. 2.2  Приложения  2  к приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г.   № 1601 определенным категориям учителей (1-4 классов, русского языка в школах с родным (нерусским) языком обучения в начальных классах, физкультуры, иностранного языка в школах поселков лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов), которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю, гарантируется  выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Согласно ст.22 ФЗ об образовании в РФ принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы органов государственной власти субъектов РФ, регулирующей деятельность малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, Минпросвещения  России направило в регионы инструктивное письмо от 26 августа 2019 г. № ТС-2008/0 с следующими рекомендациями органам государственной власти субъектов РФ:  

1. Обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:

образовательная организация может быть признана   малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций транспортной доступности и численности обучающихся;

— образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.

При определении удаленности следует учитывать пункт 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, определяющий радиус доступности для обучающихся образовательных организаций по уровням образования.

2. В рамках выработки критериев сохранения малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельской местности,   руководствоваться положениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р:

восстановить и развить сеть дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа «детский сад-школа»;

— оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;

— укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности, используя инфраструктуру малокомплектных образовательных организаций, в том числе в качестве культурно-просветительских и досуговых центров в сельских населенных пунктах для проведения спортивных, культурных, просветительских и праздничных мероприятий;

— развивать сеть специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

3.При разработке порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации учитывать следующие критерии:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных соответствующим ФГОС;

наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории;

— партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона;

транспортную безопасность;

— наличие в населенном пункте детей дошкольного возраста и наполняемость дошкольных групп;

— наличие квалифицированных педагогических кадров для организации полноценного учебного процесса. При этом для сохранения педагогического состава субъектам РФ необходимо предоставлять гарантии педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в полном размере;

удаленность от социокультурных центров и возможность использования инфраструктуры в качестве культурно-просветительских и досуговых центров;

возможность использования спортивных и иных сооружений образовательных организаций для занятий населения спортом.

Отметим, что Минпросвещения России в рекомендациях  обратило  внимание органов государственной власти субъектов РФ, что различные модели образовательных организаций, учитывающие социально-экономические особенности и этнокультурную специфику региона, применимы и к малокомплектным образовательным организациям, расположенным в городской местности.

Источник:

Инструктивное письмо Минпросвещения России от 26 августа 2019 г. № ТС-2008/03 по  вопросу совершенствования правового регулирования  деятельности малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от  29.12.20212 №273-ФЗ

СанПиН 2.4.2.2821-10

Приказ   Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г.   № 1601

Что такое малокомплектная школа?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.