О чем расскажет Учебный план школы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право выбора образовательной организации. При обучении в общеобразовательной организации (далее – организация) такая  необходимость может возникнуть, например:

  • при записи ребенка в первый класс;
  • если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством  обучения в данной организации;
  • после получения аттестата об основном общем образовании.

При выборе организации важно располагать информацией,  чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации.

Образовательная программа организации должна быть размещена  на её сайте в сети «Интернет». С образовательной программой администрация организации   обязана  ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) при приеме на обучение.

Что такое учебный план школы

Учебный план организации – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план) – это её основной документ,  который определяет:

  • продолжительность обучения (в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией  самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.

Учебный план реализуется посредством расписания  и является обязательным документом. Организация  несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы

Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.

Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты  (далее – ФГОС); в основной школе –  5,6 классы могут работать по ФГОС, а  остальные классы  – по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС;  средняя школа  полностью работает  по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения.

Как  определить чему учат в школе

Для этого следует посмотреть,  какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы  (предметные области) в нём  делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией  самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС,  региональный, школьный компонент- для ГОС).  В  организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы  повышенного уровня  выделяется больше  учебного времени, чем  на эти же на  базовом уровне.

Перечень обязательных предметов (предметных  областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы,  обучающийся  должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

Так,  обязательными предметными  областями  в начальной школе,  являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.

Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются:  русский язык,  литература,  иностранный язык,  математика (алгебра, геометрия),  информатика и ИКТ,  история,  обществознание,  география,  физика,  химия,  биология,  искусство (музыка и ИЗО),  технологии,  основы безопасности жизнедеятельности,  физическая культура.

Перечень  учебных предметов  средней школы формируется  с учетом введенных в организации профилей и состоит из  общеобразовательных  и профильных предметов.  Профили могут быть, например,  универсальный, физико-математический, химико-биологический,  лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно  с учетом её специфики.

Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура.  В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются  литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ,  а  по выбору на базовом или профильном уровне   география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право,  иностранный язык, обществознание.

Организацией сверх Учебного плана  осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.  Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д.  и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.  Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.

Часть  Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты,  набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности –  определяют  индивидуальность образовательной организации, её  конкурентоспособность, а обучающимся  –  позволяют  сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Как определить,  в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся

Объем и глубина  получения обучающимся знаний  зависят от продолжительности обучения,  числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока,  содержания основных образовательных программ.

Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).

Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37  учебных недель.. Например, в  1 классе – это 33 недели ; во  2-4 классах – 34 недели и т.д.

Продолжительность учебной недели определяется организацией также  самостоятельно и может составлять  5 или 6 учебных дней.  Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.

Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например,  предельная недельная нагрузка в начальной школе не  должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 –  23  часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и  32 час при шестидневке; в 10-11 классах – соответственно 34 и 37 час.

На каждый учебный предмет в соответствии с основной  образовательной  программой  Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.

Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать  45 минут  и  устанавливается организацией  самостоятельно.

Таким образом, Учебный  план:

  • гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставляет обучающимся возможность  более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.

Итак, изучив Учебный план организации,  можно составить представление, чему и  на каком уровне осуществляется в ней  обучение.

Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и  кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется  её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

К сведению.  В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля  обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий.  После этого начинается  запись детей в 1 класс.  Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право  приема в  образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня.  Возможен и более ранний прием, если  будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход  детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.

Примерные формы заявления  о приеме и согласия на обработку персональных данных размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте общеобразовательной организации в сети “Интернет”.

Алгоритм  перевода обучающихся  из школы в школу

1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации  о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.

2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить  документ, подтверждающий  согласие на принятие ребенка в новую организацию.

3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы:

  • личное дело;
  • справку об обучении по образцу, самостоятельно установленному организацией;
  • ведомость текущих отметок.

Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.

4.Написать заявление на имя директора новой  организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации,  другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется  документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя  (законного представителя)).

5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.

При подготовке использованы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
  • Приказы Минобрнауки России: от 05.03.2004 №1089, от 06.10.2009 №373,  от 17.12.2010 №1897, от 30.08.2013 №1015, от 22 января 2014 г. N 32, от 12.03.2014 N 177, от 15.02.2012 г. №107 (в ред. от 04.07.2012 г.);
  • Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296;
  • Письмо Минобрнауки России от 28.07. 2012 № ИР-535/03;
  • Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010г. №03-413.

Читайте также по теме в настоящем блоге

Как оформить ребенка в школу. Часть 1

Как оформить ребенка в школу. Часть 2

О порядке перевода обучающихся из школы в школу

Новый порядок приема в общеобразовательные организации

Как определить ребенка в детсад: новый порядок

134 комментария к “О чем расскажет Учебный план школы”

  1. не понятно, что значит “на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание”. поясните, пожалуйста, данное высказывание

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Базовый уровень представляет комплекс знаний по учебному предмету, минимально необходимый школьнику, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, т.н. обязательный минимум знаний, умений и навыков.
      Профильный уровень означает углубленное изучение материала. Кстати, в этом году выпускники средней школы по своему выбору сдают математику на базовом или профильном уровне. Советуем сравнить образовательные программы по какому-либо предмету базового и профильного уровня или соответствующие контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
      С результатами ЕГЭ базового уровня в вуз не возьмут.

      Ответить
  2. Здравствуйте!
    Обязательно ли изучение в 10-11 классах в школе с углубленным изучением отдельных предметов ВТОРОГО профильного предмета?
    Мы выбрали профильное изучение обществознания,руководство школы нас обязывает выбрать второй профильный предмет,либо перейти в другую школу,где нет обязательного изучения профильных предметов. Где прописано,что профильных предметов должно быть именно два? Нам для поступления в выбранный нами ВУЗ достаточно обществознания. Правомерны ли действия руководства школы по отношению к нам?Или мы имеем право сами выбирать,то что нам нужно?

    Ответить
    • Добрый день, Лилия! Суть концепции профильного обучения заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. При профильном обучении учащийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне (Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312 с последующими изменениями).

      Ответить
  3. Хорошо. Предметы, которые нужны нам для поступления в выбранный нами ВУЗ – обществоведение и литература. Мы вторым профильным предметом выбрали литературу, на что руководство школы ответило отказом, так как из-за одного человека они не могут это организовать. Какое минимальное количество учеников должно быть на профильном предмете?
    Обязано ли руководство школы предоставить нам литературу в качестве предмета для профильного обучения? Если нет, имеем ли мы право выбрать обществоведение для профильного изучения, а остальные часы учебного плана добрать элективами?
    С уважением, Лилия.

    Ответить
    • Добрый день, Лилия! Все подробности Вы можете узнать из соответствующего локального акта образовательной организации и решить с руководством школы. Федеральными документами данные процессы не регламентированы.

      Ответить
  4. Добрый день! В соц-эконом классе на географию отводится 3 часа. Можно ли ученьшить количество часов на этот предмет, перекинуть на другой предмет?

    Ответить
    • Добрый день, Регина! В средней школе предметы учебного плана изучаются на базовом или профильном уровнях. Базовый уровень определяет минимальное количество учебных часов, отводимых на предмет (меньше нельзя). При формировании учебного плана по профилю к базовым предметам добавляется некоторое количество часов, в зависимости от профиля. Вероятно, в вашем случае география является профильным предметом.
      Структура учебного плана выстраивается школой самостоятельно на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом МО от 09.03.2004 г. №1312, в котором определено, что при изучении географии на профильном уровне на нее должно отводиться 3 часа в неделю.

      Ответить
    • Здравствуйте! Хотела узнать ,какие предметы и в каком количестве могут выбрать родители из Учебного плана в части формируемой участниками образ.процесса в 5 классе? Все 27 в классе выбрали один предмет, двое требуют другой предмет

      Ответить
      • Добрый день, Лилия! См учебный план школы. Если нет другой возможности, придётся подчиниться большинству.

        Ответить
  5. Здравствуйте!Хотелось бы уточнить:нам выдали аттестаты и бланки на заполнения индивидуального учебного плана(дело было в июне),все сдалось обратно в школу.Возможны ли изменения в учебном плане в августе?Те прийти в школу,добавить/отказаться от определенного предмета.В общем внести изменения до сентября?

    Ответить
    • Добрый день, Анжелика! Данный порядок регламентируется локальным актом организации. Советуем ознакомиться с ним.

      Ответить
    • Добрый день, Светлана! Так не должно быть, ибо разные профили содержат разные наборы учебных предметов обязательных и профильных.

      Ответить
  6. Спасибо за ответ. У нас сложилась такая ситуация: в прошлом учебном году в 10 профильном классе в химико-биологической группе в учебном плане было по 3 часа биологии и химии, а также 1 час элективного курса по предмету. В этом учебном году в 11 классе в этой же группе по учебному плану оставляют по 1 часу биологии и химии и по 1,5 часа элективных курсов. Насколько это является законным, можно ли назвать такое распределение часов профильным обучением? Какие аргументы можно привести инспектору комитета по образованию, который утверждает учебный план и настаивает на сокращении часов?

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Согласно учебному плану, по которому в настоящее время работают 10-11 классы средней школы, количество учебных часов по предмету зависит от того, на каком (базовом или профильном уровне) данный предмет изучается. Если, например, в федеральном компоненте на биологию и химию на базовом уровне предусмотрен 1 час в неделю, то на профильном уровне – 3 недельных часа. «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В учебный план класса при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана включаются обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента) и не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). Кроме того, для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента, можно использовать часы, отведенные на компонент образовательного учреждения. Примерным учебным планом химико- биологического профиля предусмотрено на профильные предметы химию и биологию на 2 года обучения по 6 часов в неделю. Информация предоставлена на основании приказа Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. №1322 с последующими изменениями.
      Таким образом, основным аргументом может быть Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования., утвержденные вышеупомянутым приказом.

      Ответить
  7. Здравстсвуйте. Спасибо за такой блог!
    Помогите советом, пожалуйста. Количество часов на предмет в год – определяется ведь исходя из календарного графика и расписания? Нет ведь никакого “обязательно 35 часов” в год? А то каждый год всё спорим по этому поводу. Я считаю, что раз есть расписание и календарный график, то количество часов определяется из этого, а не из Примерных программ.

    Ответить
    • Добрый день, Айдар! Нет, это не так. Количество учебных недель и количество учебных часов на весь период обучения на образовательную область (предмет) определяется ФГОС (сейчас по ним работают 1- 6 классы) и базисным учебным планом БУП – 2004 (в остальных классах), а максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка – СанПин 2.4.2.2821-10, согласно которому допустимая аудиторная недельная нагрузка – при 6-ти дневной неделе – не более 35 часов, при 5-ти дневке – не более 32 час.
      Например, согласно БУП-2004, утвержденного приказом Минобрнауки РФ, учебным план образовательных учреждений РФ “Основное общее образование” предусмотрено на русский язык в 5- 9 классах – 490 часов, в т.ч. в 5- 8 классах по 105 час в год, в 9 классе – 70 часов. Федеральный базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Учебный план, принятый школой, обязателен к исполнению. Соблюдение федерального компонента обеспечивает единство образовательного пространства, а региональный и школьный компонент (по ФГОС – часть, формируемая участниками образовательных отношений) обеспечивают индивидуальные особенности региона и школы.

      Ответить
  8. Добрый день! Может ли школа по своему усмотрению менять структуру учебного плана? Директор школы сказал, что башкирский язык, который был в части « * часы, отведенные образовательной организацией на преподавание предмета «Башкирский язык» как государственный, засчитываются в часть, формируемую участниками образовательных отношений» теперь будет в обязательной части и все дети в обязательном порядке будут учить башкирский язык.

    Ответить
  9. Добрый день.Подскадите,пожалуйста.В нашей школе нет разделения по профельным классам,все одинаковые,но почему то программа у всех 8 классво разная.учебный план на год для всех д.б. одинаков или каждый класс может учиться по своему уч.плану?спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Профильное обучение вводится в 10-11 классах, а в основной школе его нет. Учебный план формируется каждой школой самостоятельно на 7-9 классах на основе примерных учебных планов БУП-2004 и состоит из 3 частей: федерального, регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент одинаков для всех, например,8 классов. а вот школьный – может быть различным. Этим и объясняется разница.

      Ответить
  10. обучаемся во 2 классе. второй год во вторую смену. сейчас нам хотят ввести 6 дневную учебную неделю. Родители обращались устно к директору с просьбой оставить 5 дневную учебную неделю, но нам было отказано без обоснований. Что мы родители можем сделать для продолжения обучения по 5 дневке?

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! Установление продолжительности учебной недели относится к компетенции образовательной организации. Вы можете обжаловать принятое решение, обратившись в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.
      P.S.При 6-дневки количество учебных часов увеличивается.

      Ответить
  11. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что необходимо сделать, чтобы в школе было углубленное изучение отдельных предметов? Могут ли родители быть инициаторами? Куда необходимо обращаться? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем сначала обзавестись единомышленниками, заручиться поддержкой Совета школы (родительского комитета). Получив поддержку – пишите свои предложения руководству школы, а далее – по обстановке.

      Ответить
  12. Здравствуйте! В 6 классе у ребенка в гимназии нет предмета Информатика и никогда не было. Кл. рук. говорит, что это не обязательный предмет, а по выбору. Что 3 человека выбрали родной башкирский, след-но остальные 24 – родной русский. Т.е. все изучают родные языки. Чтобы внедрить информатику, нужно, чтобы те трое отказались от изучения родного башкирского. Это соответствует стандартам? Если нет, то как подойти к тому, чтобы у детей появился предмет Информатика? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Алла! Учебный план школа формирует самостоятельно. Поэтому советуем обратиться к администрации школы. К сведению: учебный план имеет обязательную часть (ее менять нельзя) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (администрация, учителя, родители). Возможные варианты: за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, факультативно за счет школы или как дополнительный предмет (платная услуга) за счет средств родителей.

      Ответить
  13. Добрый день!
    Скажите,пожалуйста, может ли быть включён для 7 класса предмет “предпрофильная подготовка экономики” в учебный план школы с углублённым изучением иностранного языка?
    При включении в учебную программу школы запросы участников образовательного процесса не учитывались, анкетирование и письменный опрос не проводились. Нагрузка зашкаливает. Предмет в предпрофильном объёме интереса не вызывает.
    Можно ли перейти на индивидуальный план обучения, заменив этот предмет на самостоятельную углублённую подготовку, допустим, того же иностранного языка или любого обязательного предмета ФГОС?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! 1.Учебный план любого класса основной школы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений – администрацией, учителями, родителями (законными представителями) обучающихся. При этом учитываются и рекомендации местного органа управления образования. Учебный план в течение года не может быть изменен. Кроме того, в школе есть еще и образовательная программа, принятая с участием коллегиальных органов школы. Конечно, в образовательной программе, в учебном плане сложно удовлетворить запросы каждого участника образовательных отношений. Поэтому законодательством и предусмотрено право выбора учебного заведения.
      2.По поводу большой нагрузки школьников вы можете обратиться в администрацию школы, орган управления образованием, в Роспотребнадзор.
      3.Законом об образовании предусмотрена и такая форма обучения как обучение по индивидуальному учебному плану.

      Ответить
  14. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какова минимальная нагрузка ученика 10-11 класса при 6-дневной учебной недели.

    Ответить
    • Добрый день, Марина! Нормативными документами регламентируется только максимально допустимая учебная нагрузка. Так в соответствии с БУП-2004 с последующими изменениями, который используется при разработке школьного учебного плана, совокупное учебное время за два года обучения включает учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору) в пределах 2100 часов, региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов), компонент образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов). Т.о., предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка составляет за 2 года обучения по 37 учебных часов в неделю в 10 и 11 классах. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 при 6-дневной учебной неделе максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) в 10 и11 классах по 37 часов,
      при при 5-дневке – 34 академических часа.

      Ответить
  15. Здравствуйте! Такая ситуация у нас складывается в школе. Ребенок 6 лет учится в специализированной школе, профильный класс “Социально-экономический”. В этом году заканчиваем 6 и переходим в 7 класс. Руководство школы сказало, что наш профильный класс закрывают. Объясняют это, что это было экспериментально и имеются законные основания. Возможно ли такое? Мы, родители не согласны, хотим чтобы наши дети учились в профильном классе. Подскажите, пожалуйста какие наши действия в этой ситуации? И вообще могут ли они просто закрыть класс? Если такое возможно можно ли мне ссылки на законодательство. Спасибо заранее за ответ.

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! Согласно закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает образовательную программу. Вы можете обратиться к администрации школы, в орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить
  16. Добрый день! В школе сложилась следующая ситуация. Предмет “История” ведёт преподаватель, имеющий ребенка дошкольного возраста и обучающийся в магистратуре. В течение учебного года преподаватель периодически отсутствовала (больничный, сессия и т.п.), замены уроков не было, план по курсу история за 6 класс не выполнен. Курс истории за 6 класс включает в себя историю средних веков – 32 часа, историю России – 27 часов, 9 часов на контрольно-обобщающие уроки, итого 68 часов. В итоге в журнале записано 20 часов из истории средних веков, по тетрадям учащихся фактически проведено 8!, сейчас идет история России, которая по идее должна была уже закончиться. Куда обратиться с жалобой по невыполнению учебного плана, какими документами это регламентируется? Разговор с директором и завучем ничего не дал, завуч сказала, что допускается 10% невыполнение учебного плана. Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Обеспечение замены отсутствующего учителя – обязанность администрации школы. Вы можете обратиться в орган управления образованием с письменным заявлением. Школа ответственна за выполнение образовательной программы в полном объеме.

      Ответить
  17. Скажите пожалуйста, неужели учебный план составляется администрацией школы и не согласовывается нигде? Ни в гороно, ни у юриста?

    Ответить
    • Добрый день, елена! Конечно согласовывается, ибо учебный план определяет единое образовательное пространство и под него дается финансирование.

      Ответить
  18. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как составить учебный план в 1-4 классах, чтобы выполнить 20% вариативности, если минимальная нагрузка учащихся не позволяет этого сделать.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональный Институт развития образования.

      Ответить
      • Спасибо. К сожалению, никто не может дать ответ на данный вопрос. Все, как и вы перенаправляют куда-нибудь. Я перелопатила все регламентирующие данный вопрос документы, пересмотрела сотню сайтов школ Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Тюмени и др. Нигде в начальных классах я не увидела 20% вариативности. 5-7% максимум.

        Ответить
        • Добрый день, Елена! Есть рекомендация, есть даже нормативный документ, а есть практика. Вы разве никогда не нарушали запретов?

          Ответить
  19. Может ли курс ОБЖ быть реализован по учебному плану за 34 часа в 10-11 классах за 2 учебных года ?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! ОБЖ является обязательным базовым предметом. На него в 10 и 11 классах отведено по 1 часу в неделю в соответствии с Базисным учебным планом 2004 с изменениями. Нормативные документы: приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, Программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Блог не комментирует документы.

      Ответить
  20. Здравствуйте. В примерной ООП НОО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в учебном плане ( вариант2) в части формируемой участниками образовательного процесса в 4 классе при шестидневной учебной неделе стоит нагрузка 2,5 часа. Тогда максимальная нагрузка 26,5 часа , а в САНПИНе 26. Это опечатка или новая норма ?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Согласно с СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями №3 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 6-ти дневной неделе, во 2 – 4 классах составляет не более 26 час. Блог не комментирует документы.

      Ответить
  21. Здравствуйте! Можно ли использовать в 10-11 классах учебники, предназначенные для углублённого изучения учебного предмета, на профильном уровне? У нас на 2017-2018 учебный год не будет хватать учебников для профильного обучения, поскольку параллели сильно увеличиваются и мы вынуждены закупать новые учебники, хотя на ФГОС еще не перешли. В Федеральном перечне учебников отсутствуют учебники для профильного обучения, есть только углублённое изучение. Прошу дать конкретный ответ, можем использовать или нет! спасибо!

    Еще вопрос. Заметила, что в Федеральном перечне учебников утвержденный Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 нет привязки учебников к какой-либо системе учебников. Существуют ли нормативные документы, которые запрещают учителю выбирать учебники из разных “УМК”? Например : Использовать учебник математики из системы Планета знаний, обучаясь по системе Эльконина-Давыдова? Если существует такой документ, дайте на него пожалуйста ссылку.

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Поскольку вам нужен официальный ответ, а блог такого права не имеет, советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

      Ответить
  22. Здравствуйте! При распределении нагрузки на новый учебный год узнала, что у меня изъяли 1,5 часа математики индивидуального обучения. Обучение веду по программе 8 вида. Передают эти часы другому учителю. Объясняют тем, что если ученик обучается в 7 классе (8 вид!), то и часы должен вести учитель 7 класса. Я три года веду у ребенка математику и знаю, что программа 7 класса коррекционной школы отдаленно соответствует математике 5 класса. Но толковых объяснений по этому поводу от директора не получила. Правомерны ли его действия?
    И еще вопрос. Должна ли администрация знакомить учителя с учебным планом на предстоящий учебный год? Директор отказался познакомить меня с учебным планом.

    Ответить
    • Добрый день, Галина! Согласно Приложению 2 ,утвержденному приказом Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, при определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка п. 2.3)
      При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей (п.2.5).
      Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.
      Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового догов (п.1.8).
      Администрация школы обязана знакомить под личную роспись со всеми локальными актами школы, касающиеся деятельности данного работника.

      Ответить
  23. В этом году параллель 7 классов будет обучаться по ФГОС, администрация убрала один час по технологии, оставив по одному часу на класс, объясняя это стандартом. При этом в других школах по 2 часа. На какие документы опираться, чтобы отстоять два часа на обучение предмета?

    Ответить
    • Добрый день, Мария! Ваша администрация не права.Предметная область «Технология» по ФГОС является обязательным компонентом начального общего и основного общего образования всех школьников.
      В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года N 1312 с последующими изменениями на предмет “Технология” по ФГОС в 5-7 классах отводится по 2 часа в неделю (при пятидневной и шестидневной учебной неделе). Можно посмотреть по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/901895864. Ознакомиться с текстом примерной образовательной программы можно на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http://минобрнаукиРФ). 1 ч. в неделю на “Технологию”— это из прежнего БУП. За разъяснениями Вы можете обратиться к директору школы.

      Ответить
  24. В 2017-2018 учебном году сказали, что можно менять количество часов из обязательной части учебного плана. Так ли это? Получается, что максимальная нагрузка не меняется, но часы спускаем в часть, формируемую участниками обр. процесса, чтобы выполнить соотношение 80 процентов и 20.

    Ответить
    • Добрый день, Виля! Обязательная часть Учебного плана определяется образовательным стандартом и ее изменять нельзя, так как при этом не будет обеспечено единство образовательного пространства: перешел в другую школу – а там другие предметы?

      Ответить
  25. По плану нашей школы в 4 классе:
    русский язык – 4 часа
    математика – 4 часа
    чтение – 1 час
    окр.мир – 2 часа
    ОРКСЭ- 1 час
    изо-труд – 1 час.
    А остальное
    англ.яз. – 3 часа
    второй иностранный – 2 часа
    шахматы – 1 час
    ИКТ-робототехника – 1 час.
    Плюс 5 часов не самой удачной внеурочки.
    Директор собрала учителей началки и сказала, что должна платить всем не менее 60 тысяч, а т.к. никто этих денег не вырабатывает, все ОБЯЗАНЫ трудиться в платном центре досуга и развития.
    но ведь это разные статьи бюджета..
    Я гуманитарий, разобраться трудно. Почему бы учителю началки не дать отработать свою полную ставку плюс часы внеурочки – и не нужно было бы мудрить…
    Объясните, пожалуйста, в чём я не права.
    И ещё вопрос ( не по теме). Есть ли единый калькулятор зарплаты учителя, чтобы можно было самостоятельно посчитать свою заработную плату?

    Ответить
    • Добрый день, Анна Ахматова! Вопросы системы оплаты труда относятся к компетенции регионального органа власти и определяются его локальным актом. Т.о., такой калькулятор вы можете найти именно в этом документе, который должен быть на ее сайте или на сайте регионального органа управления образованием. И обязательно в школе должны быть локальные акты по вопросам оплаты труда, в том числе по стимулирующим выплатам и надбавкам. С ними вы должны быть ознакомлены под личную роспись. Всевозможные примеры расчета оплаты труда в зависимости от модели можно найти в интернете. Обращаем ваше внимание на тот факт, что методика оплаты труда в каждом регионе разная. Величина ее должна быть не меньше, чем в среднем по региону. Вероятно, у вас она 60 тыс. То что придумал ваш директор – это уловка для отчета.

      Ответить
  26. Есть несколько вариантов примерных учебных планов для начальной школы, например учебный план с русским языком обучения и вариант с изучением родного языка. Должна ли школа учитывать мнение родителей учащихся, если родители запрашивают учебный план с русским языком обучения, а школа предлагает только один вариант с родным языком обучения?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Конечно, школа должна учитывать мнение родителей, которое реализуется через государственно-общественный орган управления школой (совет школы, попечительский совет, общешкольный родительский комитет и др. Для решения вопроса родителям следует обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить
  27. Добрый день! Подскажите что делать!11 класс. Учебный план по истории и обществознанию (учитель один) фактически совершенно не совпадает с действующими уроками. Например, согласно плану по обществознанию должна быть экономика, а преподается философия, которой в плане нет в принципе. По истории такая же картина. Администрация и учитель заняли враждебную позицию.

    Ответить
    • Добрый день, Алина! С историей у нас вообще проблемы. Случай с уренгойским мальчиком ярко выявил их. Советуем обратиться в региональный орган управления образованием с просьбой провести проверку. Сейчас это будет очень к месту.

      Ответить
  28. Здравствуйте! В примерном учебном плане по ФГОС в 7 классе в 2013 (см ООП ООО) году в области “Технология” отводился 1 час, а в 2016 – 2 часа. Имела ли право администрация и в этом учебном году 2017-2018 отводить на “Технологию” 1 час, опираясь на то, что в примерной программе по данному предмету по ФГОС определен минимум часов – 170 за ступень 5-9 классы. Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, котрому подчиняется школа, либо в Минобрнауки РФ.

      Ответить
  29. Здравствуйте! Пишет родитель ученика 1 класса, помогите разобраться. Все школы нашего города подключены к АИС “Сетевой город. Образование.” Родителей обязали зарегистрироваться в данной системе, что и было сделано. Ознакомившись с названной системой, сильно обрадовалась, что смогу полностью контролировать процесс образования ребенка. На деле выяснилось, что в расписании отображаются только основные уроки и ни одного занятия внеурочной деятельности, расписание звонков тоже ложное (указано расписание основной школы, наша школа является её подразделением). В итоге, заходя в АИС, я не получаю истинную информацию распорядка дня ребенка в школе. Руководство школы ответило, что не имеет возможности заводить информацию по внеурочной деятельности в АИС. Правомерно ли это?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем обратиться в орган управления образованием, так как это относится к их компетенции.

      Ответить
  30. Добрый день, у меня следующий вопрос. В какой орган власти нужно обратиться, чтобы проверить соответствие дополнительного школьного предмета государственным стандартам? В нашей школе ввели дистанционное обучение. Оно, мягко говоря, безграмотное. Огромное количество орфографических ошибок или сведения, не соответствующие возрасту. Кто должен проверять школу в таком случае?

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа, либо в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  31. Объясните, пожалуйста, если в учебном плане написано, география 35 часов, а фактически выдано 43 часа, это правильно? Что необходимо делать в такой ситуации, уроки были фактически были проведены заменой предмета “математика” .

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Как сказано в п.2.7.Приложения 2, утвержденного приказом Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно. В соответствии с пунктом 1.7 приложения 2 к приказу № 1601 временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.

      Ответить
  32. Добрый день! Подскажите нормативный документ, которым закреплены часы (их количество ) по предметам и классам. Примерная ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и рекомендована, но необязательна.
    На каком основании вы решили, обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Видите ли в чем дело – в ряде случаев рекомендации приходится выполнять обязательно, например по безопасности. Если вы читали Основную образовательную программу с учетом ФГОС, то должны были обратить внимание на сделанную там запись, что все предметы делятся на обязательные и формируемые участниками образовательных отношений. Обязательные предметы формируют единое образовательное пространство, и чтобы ученик мог переходить из школы в школу без затруднений, изменять их нельзя и отводить времени на их изучение меньше указанного тоже нельзя. а в остальном – варьируйте по своему усмотрению, поэтому они и называются примерными. Кроме того есть приказ Минобрнауки от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с последующими изменениями, который обязателен для исполнения. На основе этих документов в каждом регионе издается приказ об утверждении регионального базисного учебного плана, на основе которых школы разрабатывают свои учебные планы. Этот приказ также обязателен к исполнению. Все это вы можете найти в интернете.

      Ответить
  33. Добрый день!
    Для школы выбран филологический профиль. На углубленное изучение профильного языка отводится 6 часов (по ФБУП 2004) – региональный компонент.
    Можно ли сократить количество часов регионального компонента и перекинуть часы на другой предмет?

    Можно ли перекинуть часы из школьного компонента, чтобы усилить другой предмет?

    Спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Ответ вы найдете в рекомендациях регионального органа управления образованием по составлению учебного плана на соответствующий год, которым и должна руководствоваться школа.

      Ответить
  34. Добрый день. Я заместитель директора по учебной работе. Проживаю в регионе, но в русскоязычном городе. У меня такой вопрос. По новому закону “Об образовании…” школа САМА определяет выбор учебного плана. Однако местное минобр НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендует использовать в работе вариант учебного плана для школ изучающих региональный язык. Родители наших учащихся НЕ ЖЕЛАЮТ, чтобы их дети изучали региональный язык (подтверждение – заявление родителей ВСЕХ обучающихся). После последних проверок учебных планов прокуратурой РФ родной региональный язык заменили на родной русский. Зачем?!! Зачем наши дети должны изучать русский как два разных предмета: просто “Русский язык” и “Родной язык (русский)” Конечно, этот предмет будет не лишним для развития детей, но так рассуждать можно и об уроках истории, обществознания, физической культуры и т.д. И вот собственно вопрос: может ли школа НЕ ВЗИРАЯ НА РЕКОМЕНДАЦИИ МЕСТНОГО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫБРАТЬ ВАРИАНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛ (вариант 1,2). Тогда и вопрос об изучении регионального языка сам собой отпадёт – там его просто нет.
    С уважением, Татьяна Алексеевна

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна Алексеевна! Возможно, этот вопрос в скором времени получит решение на госуровне.

      Ответить
  35. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать часть, формируемую участниками образовательных отношений на факультативные курсы или на курсы по выбору, т.е. не для всех учащихся, тем самым выстраивая для каждого линую образовательную траекторию? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
      При обучении по БУП – 2004 (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам.

      Ответить
  36. Добрый день!
    Я писала Вам ранее по вопросу организации обучения учащейся 11-го класса по ИУП. Точнее, мой вопрос заключался в следующем: возможно ли внести изменения (исключить предмет из вариативной части, т.е. предметов по выбору) в уже действующий ИУП, составленный для 10-11-й классов естественно-научного профиля на период обучения в 11-м классе. ИУП на период обучения в 10-м классе реализован, промежуточная аттестация без задолжностей.
    В указанном Вам документе (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) информации, регламентирующей подобные вопросы для разработанных ИУП среднего общего образования нет.
    Буду Вам очень признательна за помощь. К каким документам я могу обратиться и найти однозначную, исчерпывающую вопрос информацию.

    Ответить
    • Добрый день, Вера! Организация по ИУП осуществляется согласно соответствующему локальному акту школы. Для официального ответа советуем обратиться Рособрнадзор.

      Ответить
  37. Добрый день. Помогите разобраться в ситуации: ребенок инвалид обучался на дому по индивидуальному учебному плану, осваивал общеобразовательную программу. В аттестате за 9 класс нет следующих предметов:музыка, искусство, технология, ОБЖ, физическая культура. При сдаче документов в учреждение СПО возникли проблемы. Что делать родителям?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Для решения вопроса следует обратиться в региональный орган управления образованием: подайте заявление его руководителю с просьбой предоставить ответ в письменной форме.

      Ответить
  38. Добрый день) Мы в семейной школе. Могут ли в семейной школе не руководствоваться нормами федерального базисного учебного плана?

    Ответить
    • Добрый день, Виктория! При разработке учебного плана следует руководствоваться ФГОС- меньше нельзя.

      Ответить
  39. Добрый вечер. Нам пытаются изменить количество часов в учебном плане ФГОС НОО, ФГОС ООО. Это правомерно со стороны РУО? Ведь за невыполнение учебного плана могут быть штрафы и немалые!

    Ответить
    • Добрый день, надежда! Согласно должностной характеристике (приказ Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н) руководитель обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.
      В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона об образовании бразовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Ответить
  40. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, возможно ли при обучении по ФГОС использовать часть, формируемую участниками образовательных отношений на факультативные курсы или на курсы по выбору, т.е. не для всех учащихся? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Александра! Часть формируемую участниками образовательных отношений – это обязательная для всех обучающихся часть учебного плана школы, а факультативные занятия – это необязательные для данного уровня образования учебные пре6дметы. Советуем ознакомиться с образовательной программой школы.

      Ответить
  41. Добрый час!
    МАОУ СОШ с углубленным изучение отдельных предметов, 5 класс , физ-мат профиль, 5-ти дневная учебная неделя. Фактическое расписание, как я понимаю, составлено с нарушениями СанПиН, так как включает 34 часа недельной нагрузки по общеобразовательным предметам (математика 7 ч, лит-ра 3ч, русский 5 ч, английский 3 ч, история 2 ч, однк 1 ч, биология 1 ч, география 1 ч, музыка 1 ч, физика 1 ч, обществознание 1 ч, экономика 1 ч, обж 1 ч, информатика 1 ч, технология 2 ч, физ-ра 3 ч). По всем этим предметам дети аттестовываются и получают ДЗ. И естественно, обязаны посещать все эти 34 часа. При этом учебный план составлен корректно: 29 часов обязательных предметов (куда прекрасно встроилось 7 математик, физика – как предметы ФМ профиля) + 5 часов внеурочки с веселыми названиями (занимательная экономика, игры – модуль физ-ры и пр…). Родители вышли к директору с законной просьбой – чтобы фактические занятия четко соответствовали учебному плану и СанПиН: обязательные предметы, далее 45 минут перерыв, далее внеурочная деятельность. Директор на это не идет категорически. Смогут ли контролирующие органы обязать администрацию школы изменить фактическое расписание в строгом соответствии с учебным планом? Если да, то как скоро – со следующей четверти или со следующего учебного года? И можно ли будет поставить школу “на контроль”, так как у всех классов с 5 по 11 точно такие же нарушения СанПиН по предельной нагрузке (несоответствие фактического расписания УП)?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Для решения вопроса советуем обратиться в Роспотребнадзор на нарушение школой положений СанПиН 2.4.2.2821-10.

      Ответить
  42. Добрый день, в нашей школе в 11 классе в УП есть 2 язык.(2ч.). В 11 класс пришла девочка, которая раньше не изучала 2 ин. язык. изучить его она не сможет, но ,тогда у нее в УП будет 35 часов, а не 37 как у других. Это возможно?

    Ответить
    • Добрый день, марина! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор.

      Ответить
  43. Уважаемый господин инспектор! Большое спасибо за Ваш блог. У меня возник такой вопрос. Может ли государственная школа, набрав по конкурсу класс с расширенным обучением предметов, через пару месяцев после начала учебного года внести изменения в образовательную программу и учебный план, сократить часы и превратить класс в общеобразовательный? Есть ли какие-то законодательные ограничения, предотвращающие такое развитие событий, которое, очевидно, ущемляет права учащихся, но может быть по какой-то причине выгодно школе или ее учредителю?

    Ответить
    • Добрый день, Оксана! Финансовое обеспечение государственной школы осуществляется за счет бюджета субъекта РФ согласно государственному заданию. Такое могло произойти по причине несоответствия образовательной программы школы госзаданию. Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

      Ответить
  44. Объясните пожалуйста, можем ли мы отказаться от изучения второго иностранного языка в 8 классе с углубленным изучением математики. Предмет вводят со второго полугодия.

    Ответить
  45. Возможна ли корректировка рабочей программы в связи, например, с карантином? Корректировка рограмм проведена, программа выполнена, но количество часов выдано не в полном объёме (например, вместо 136 только 128). Будет ли это нарушением с.19-30 ч.2 “Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом”?

    Ответить
    • Добрый день, Надежда! 1.Количество часов – это для финансистов. Один и тот же материал можно изучить за разное время. Программа должна быть выполнена в полном объёме и качественно. Для этого учитель владеет разными методиками и методами.
      2.Вопрос решается на уровне школы и местного органа управления образованием.

      Ответить
  46. Добрый день! В 10 классе у нас выбраны три профильных предмета (физика, математика, информатика), число часов в неделю 37. Если отказаться от профиля по информатике (это сделать можно, так как минимум 2 профиля остается), то число часов в неделю станет 35. Обязательно ли нужно добирать еще 2 часа чем-то до 37, и какие это могут быть предметы?
    Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Марина! Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимая аудиторная нагрузка при 6 дневке в 10-11 классах составляет 37 учебных часов в неделю. Школа самостоятельна в установлении учебного плана в соответствии с ФГОС. Принятый учебный план обязателен к исполнению. Ученику предоставлено право выбора профильных предметов в объеме учебного плана школы.

      Ответить
  47. Здравствуйте. В связи с карантином были утеряны 3 часа английского языка. Может ли учитель, откорректировать программу и учебный материал дать за счет уплотнения других уроков. Будет ли нарушением , что вместо положенных по учебному плану 102 часов в год проведено 99, хотя учебный материал изучен полностью??

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Корректировка программ в таких случаях обычная практика. Чтобы это было на законных основаниях, администрации школы необходимо издать распорядительный акт (приказ). При необходимости учебный год может быть продлён.

      Ответить
  48. Добрый день! В связи с переходом на пятидневку в следующем учебном году, уменьшается максимальна недельная нагрузка в 10-11 классах на 3 часа. Можно ли уменьшить количество часов физической культуры с 3 до 2, если мы обучаемся по ФГОС СОО?

    Ответить
    • Добрый день, Анастасия! Советуем обратиться к учебному плану школы и образовательной программе школы ФГОС.

      Ответить
  49. подскажите, пожалуйста, от меня (учителя русского языка) администрация школы требует выполнения программы в количестве 210 часов (так как 35 рабочих недель) по русскому языку в 6 классе (6 часов в неделю), но по расписанию в 2018-2019 году я смогу выдать только 201 час! в начале года , при составлении КТП я распределила темы так, чтобы выдать всё, (т.е темы по программе будут пройдены все. Но администрация ссылается на службу по контролю и надзору, которая при проверке обязательно просто посчитает кол-во часов в журнале. имею ли я право и должна ли проводить эти недостающие 9 часов, которые я потеряла только из-за праздничных дней?

    Ответить
    • Добрый день, Маргарита! А как вы думаете, руководители предприятий заставляют своих работников отрабатывать за те праздничные дни, которые они не работали? А спросите вы у своей администрации: отрабатывают ли они за праздничные дни? Ведь у них тоже есть план, который они обязаны выполнять.
      P.S. Судя по вашему рассказу, проверяющие пользуются советскими методиками. Но тогда делали коррективы с учётом праздничных дней, дней, когда школа не работала по уважительным причинам. При этом учителя совместно с администрацией корректировали рабочие программы.

      Ответить
  50. Здравствуйте! Сын учится в 10 классе физико – математического профиля. Эти предметы каждый день. Должны ли какие – то из остальных предметов быть по выбору? Нагрузка большая, подготовки к урокам много. А никакого выбора в начале года не предложили. Сын учится отлично, но силы ,я вижу , на исходе. Можно было бы потратить больше времени на подготовку математики, а тратится время и силы на трудную для него химию.

    Ответить
    • Добрый день,Елена Алексеевна! Согласно ст.28 ФЗ об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
      Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
      Согласно ст.44 родители (законные представители) имеют право:
      выбирать с учетом мнения ребёнка формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
      знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
      Т.о.,обо всём этом вы должны были ознакомиться заранее, и сделать выбор. Вы должны были ознакомиться с учебным планом школы, где указано количество учебных часов в неделю, предметы обязательные и по выбору, профили и т.д. Школа предлагает – вы месте с ребенком делаете выбор, если не устраивает, вы вправе выбрать другую школу. Вы выбор сделали. Если нарушается СанПиН 2.4.2.2821-10, вы вправе обратиться в Роспотребнадзор.

      Ответить
  51. Здравствуйте! Учитель географии написал в классном журнале 9 класса “Программа выполнена с не полностью, отставание на 2 часа”. Дети выбрали географию для сдачи ОГЭ. Чем грозит такая запись детям? Их допустят к экзамену по географии с такой записью? Какие действия зама и директора? Спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Оксана! К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных) и получившие зачёт по устному собеседованию по русскому языку. Контроль за работой учителя относится к компетенции администрации школы и от её халатности не должны страдать деть. Отставание на 2 часа не играет существенной роли, если остальное изучено на должном уровне. Правда, в этом случае при подготовке к экзамену детям придется разобраться в пропущенном материале самостоятельно, обычно это 2-3 параграфа.

      Ответить
  52. Здравствуйте. Вопрос о формировании учебного плана. Региональное Министерство образования рекомендует на предмет “физическая культура “выделять 3 часа. Можно ли оставить 2 часа, а 3-й час вести как внеурочную деятельность? О ведении второго иностранного языка. Рекомендованы 2 часа, а можно ли оставить 1 час? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Галина! для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпроса РФ.

      Ответить
  53. Добрый день! Прошу пояснить: может ли образовательная организация, участвующая в апробации ФГОС среднего общего образования, реализовывать учебный предмет “Математика” двумя учебными предметами “Алгебра и начала анализа” и “Геометрия”. Если да, то на основе какого документа? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпроса РФ.

      Ответить
  54. Добрый день! Подскажите пожалуйста. Ребенок перешел в 4 класс. Три года проходили обучение по одной школьной программе, сейчас руководство школы сообщило, в виду отсутствия финансирования на учебники, придется перейти на др.программу. Как такое возможно? А как учебный план по программе? И как детям перейти в конце обучения на др.систему? Законно ли это? Нарушается процесс. Какими законами или документами можно оперировать подавая возражение?

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! Странное решение. Наверное, в школе обучение по этой программе ведется не первый год и в библиотеке должно быть достаточно учебников прошлых лет. Документом является ФЗ “об образовании в РФ”, приказ Минпросвещения РФ об утверждении перечня учебников. Вероятно, директор не оформил своевременно заказ на учебники, а теперь ссылается на отсутствие финансов.
      Советуем для официального ответа обратиться в муниципальный либо региональный орган управления образованием. Вы также в праве обратиться в прокуратуру на нарушение закона об образовании в части обеспечения школьников бесплатными учебниками.

      Ответить
  55. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, возможно ли уплотнение программы в связи с переносом праздничных дней, выпавших на выходные дни?

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! В соответствии со ст. 28 ФЗ об образовании разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к компетенции образовательной организации, а в соответствии с ч.7 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Ответить
  56. Добрый день! У меня следующий вопрос: у нас в школе 2 универсальных 10 класса. В одном больше часов физики, химии и биологии. В другом- истории и обществознания. В нашем классе есть еще элективные занятия по химии, биологии и физике. Моему ребенку химия и биология не нужны. Но нужны занятия по обществознанию. По данному предмету элективных занятий в нашем классе нет. Мой ребенок должен посещать химию и биологию (элективные занятия) или в школе могут поделить класс на подгруппы и предоставить элективные занятия для каждой подгруппы отдельно.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Судя по вашему описанию эти классы не универсальные, а профильные. Элективные курсы – это обязательные занятия по выбору учащихся из числа, предлагаемых школой. С учебным планом школы вы можете ознакомиться на сайте школы. Элективы комплектуются из учащихся этих 2 классов.

      Ответить
  57. Добрый день. Скажите пожалуйста, можем ли мы, родители, отказаться от изучения марийского языка, находящегося в вариативной части учебного плана? Имеем ли мы право требовать замены его на предмет из инвариативной части?

    Ответить
    • Добрый день, Эльвира! Советуем ознакомиться со статьей в нашем блоге “Почему в школьном расписании появился предмет «родной (русский) язык»? https://eduinspector.ru/

      Ответить
  58. Добрый день! Скажите пожалуйста, можно ли сменить профиль в 10 классе ребенку (по его желанию), когда проучился уже целый месяц? И что для этого необходимо сделать школе (каков алгоритм действий) и ребенку/родителям ребенка?
    Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Изучить правила приёма, написать заявление на имя директора либо поискать другую школу, где ребёнка могут принять.

      Ответить
  59. Скажите может ли школа добавить второй иностранный язык в 9кл со второй четверти?

    Ответить
    • Добрый день, Алексей! А вы как думаете? Советуем ознакомиться с учебным планом школы и задать подобный вопрос директору школы.

      Ответить
  60. Добрый день! Ранее в лицее было 4 профильных класса (есть положение): Физико-математический (сдавать физику и математику) , химико-биологический (сдавать химию и биологию), информационный (математику и информатику), лингвистический (иностранный и информатику).
    17.12.2019. Руководство лицея проводит родительское собрание в 9-х классах и сообщает, что теперь в школе будет один профильный класс (технологический) – с обязательной сдачей экзамена (ОГЭ) по физике, математике и информатике!!!! И три класса с углубленным изучением предметов (Универсальный 1, Универсальный 2, Универальный 3) у каждого два предмета для сдачи (профильных).
    У меня такой вопрос: имеет ли право школа менять положение о профильных классах и классах с углубленным изучением предметов в декабря месяце, когда прошла почти половина учебного года? Ведь подготовиться к ОГЭ по информатике (дети до этого выбирали предмет) очень не просто.

    Ответить
    • Добрый день, Слава! Советуем обратиться к Уставу школы (см о лицейских правилах приема). В соответствии со ст. 28 ФЗ об образовании
      образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
      Прием обучающихся в образовательную организацию относится к компетенции образовательной организации.

      Ответить
  61. Подскажите пожалуйста, если в индивидуальных учебных планах 10 и 11 класса предмет математика выбран в объеме 6 часов в неделю, то могут ли эти обучающиеся не выбирать географию или все же она должна им преподаваться? Это не профильное обучение, но углубленное изучение математики. Спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! В учебном плане 2 части – обязательная (инвариантная) и вариативная ( для ФГОС -часть, формируемая участниками образовательных отношений0. География входит в инвариантную часть учебного плана. Отличие от профильного предмета – часов на мин.

      Ответить
  62. Здравствуйте, Вопрос такой, учебный план на 34 недели, но фактически выходит 35, соответственно выходит не 102ч как положено а 105, как тут быть? в некоторых классах понятно что праздники, но не на все выпадают и поэтому выходит фактически часов больше

    Ответить
  63. Добрый день!
    В 10 классе ученику отказывают в получении знаний по физике на базовом уровне, в связи с тем, что нет учителя. Предлагают тольку физику на профильном уровне, а это +3 часа к учебному плану. И, чтобы УИД не превышал 37 часов, вместо профиля русского языка взять базовый уровень и дополнительные, платные консультации. К тому же администрация школы самостоятельно меняет подписанный родителем УИД, в нужную для себя сторону. Профиль выбран химико-биологический, направление медицина, знания по физике в дальнейшем будет востребованны. Насколько законны действия учебного заведения?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Все о чем вы пишите относится к компетенции школы и регламентируется её локальными актами. Советуем с ними ознакомиться. Если они нарушаются, вы вправе обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров участников образовательных отношений, в орган управления образованием, которому подчиняется школа. Основание: ст.34 и 43 ФЗ об образовании в РФ.

      Ответить

Оставьте комментарий