Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право выбора образовательной организации. При обучении в общеобразовательной организации (далее – организация) такая  необходимость может возникнуть, например:

  • при записи ребенка в первый класс;
  • если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством  обучения в данной организации;
  • после получения аттестата об основном общем образовании.

При выборе организации важно располагать информацией,  чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации.

Образовательная программа организации должна быть размещена  на её сайте в сети «Интернет». С образовательной программой администрация организации   обязана  ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) при приеме на обучение.

Что такое учебный план школы

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план) – это её основной документ,  который определяет:

  • продолжительность обучения (в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией  самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.

Учебный план реализуется посредством расписания  и является обязательным документом. Организация  несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы

Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.

Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты  (далее — ФГОС); в основной школе —  5,6 классы могут работать по ФГОС, а  остальные классы  — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС;  средняя школа  полностью работает  по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения.

Как  определить чему учат в школе

Для этого следует посмотреть,  какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы  (предметные области) в нём  делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией  самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС,  региональный, школьный компонент- для ГОС).  В  организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы  повышенного уровня  выделяется больше  учебного времени, чем  на эти же на  базовом уровне.

Перечень обязательных предметов (предметных  областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы,  обучающийся  должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

Так,  обязательными предметными  областями  в начальной школе,  являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.

Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются:  русский язык,  литература,  иностранный язык,  математика (алгебра, геометрия),  информатика и ИКТ,  история,  обществознание,  география,  физика,  химия,  биология,  искусство (музыка и ИЗО),  технологии,  основы безопасности жизнедеятельности,  физическая культура.

Перечень  учебных предметов  средней школы формируется  с учетом введенных в организации профилей и состоит из  общеобразовательных  и профильных предметов.  Профили могут быть, например,  универсальный, физико-математический, химико-биологический,  лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно  с учетом её специфики.

Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура.  В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются  литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ,  а  по выбору на базовом или профильном уровне   география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право,  иностранный язык, обществознание.

Организацией сверх Учебного плана  осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.  Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д.  и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.  Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.

Часть  Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты,  набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности —  определяют  индивидуальность образовательной организации, её  конкурентоспособность, а обучающимся  —  позволяют  сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Как определить,  в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся

Объем и глубина  получения обучающимся знаний  зависят от продолжительности обучения,  числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока,  содержания основных образовательных программ.

Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).

Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37  учебных недель.. Например, в  1 классе – это 33 недели ; во  2-4 классах – 34 недели и т.д.

Продолжительность учебной недели определяется организацией также  самостоятельно и может составлять  5 или 6 учебных дней.  Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.

Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например,  предельная недельная нагрузка в начальной школе не  должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 –  23  часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и  32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.

На каждый учебный предмет в соответствии с основной  образовательной  программой  Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.

Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать  45 минут  и  устанавливается организацией  самостоятельно.

Таким образом, Учебный  план:

  • гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставляет обучающимся возможность  более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.

Итак, изучив Учебный план организации,  можно составить представление, чему и  на каком уровне осуществляется в ней  обучение.

Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и  кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется  её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

К сведению.  В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля  обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий.  После этого начинается  запись детей в 1 класс.  Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право  приема в  образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня.  Возможен и более ранний прием, если  будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход  детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.

Примерные формы заявления  о приеме и согласия на обработку персональных данных размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте общеобразовательной организации в сети «Интернет».

Алгоритм  перевода обучающихся  из школы в школу

1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации  о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.

2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить  документ, подтверждающий  согласие на принятие ребенка в новую организацию.

3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы:

  • личное дело;
  • справку об обучении по образцу, самостоятельно установленному организацией;
  • ведомость текущих отметок.

Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.

4.Написать заявление на имя директора новой  организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации,  другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется  документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя  (законного представителя)).

5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.

При подготовке использованы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
  • Приказы Минобрнауки России: от 05.03.2004 №1089, от 06.10.2009 №373,  от 17.12.2010 №1897, от 30.08.2013 №1015, от 22 января 2014 г. N 32, от 12.03.2014 N 177, от 15.02.2012 г. №107 (в ред. от 04.07.2012 г.);
  • Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296;
  • Письмо Минобрнауки России от 28.07. 2012 № ИР-535/03;
  • Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010г. №03-413.

Читайте также по теме в настоящем блоге

Как оформить ребенка в школу. Часть 1

Как оформить ребенка в школу. Часть 2

О порядке перевода обучающихся из школы в школу

Новый порядок приема в общеобразовательные организации

Как определить ребенка в детсад: новый порядок

О чем расскажет Учебный план школы

О чем расскажет Учебный план школы: 56 комментариев

  • 13.01.2015 в 12:09
    Постоянная ссылка

    не понятно, что значит «на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание». поясните, пожалуйста, данное высказывание

    Ответить
    • 16.01.2015 в 19:57
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Базовый уровень представляет комплекс знаний по учебному предмету, минимально необходимый школьнику, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, т.н. обязательный минимум знаний, умений и навыков.
      Профильный уровень означает углубленное изучение материала. Кстати, в этом году выпускники средней школы по своему выбору сдают математику на базовом или профильном уровне. Советуем сравнить образовательные программы по какому-либо предмету базового и профильного уровня или соответствующие контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
      С результатами ЕГЭ базового уровня в вуз не возьмут.

      Ответить
  • 17.01.2016 в 11:24
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!
    Обязательно ли изучение в 10-11 классах в школе с углубленным изучением отдельных предметов ВТОРОГО профильного предмета?
    Мы выбрали профильное изучение обществознания,руководство школы нас обязывает выбрать второй профильный предмет,либо перейти в другую школу,где нет обязательного изучения профильных предметов. Где прописано,что профильных предметов должно быть именно два? Нам для поступления в выбранный нами ВУЗ достаточно обществознания. Правомерны ли действия руководства школы по отношению к нам?Или мы имеем право сами выбирать,то что нам нужно?

    Ответить
    • 18.01.2016 в 09:42
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лилия! Суть концепции профильного обучения заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. При профильном обучении учащийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне (Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312 с последующими изменениями).

      Ответить
  • 18.01.2016 в 22:32
    Постоянная ссылка

    Хорошо. Предметы, которые нужны нам для поступления в выбранный нами ВУЗ — обществоведение и литература. Мы вторым профильным предметом выбрали литературу, на что руководство школы ответило отказом, так как из-за одного человека они не могут это организовать. Какое минимальное количество учеников должно быть на профильном предмете?
    Обязано ли руководство школы предоставить нам литературу в качестве предмета для профильного обучения? Если нет, имеем ли мы право выбрать обществоведение для профильного изучения, а остальные часы учебного плана добрать элективами?
    С уважением, Лилия.

    Ответить
    • 25.01.2016 в 15:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лилия! Все подробности Вы можете узнать из соответствующего локального акта образовательной организации и решить с руководством школы. Федеральными документами данные процессы не регламентированы.

      Ответить
  • 26.06.2016 в 20:16
    Постоянная ссылка

    Добрый день! В соц-эконом классе на географию отводится 3 часа. Можно ли ученьшить количество часов на этот предмет, перекинуть на другой предмет?

    Ответить
    • 28.06.2016 в 10:11
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Регина! В средней школе предметы учебного плана изучаются на базовом или профильном уровнях. Базовый уровень определяет минимальное количество учебных часов, отводимых на предмет (меньше нельзя). При формировании учебного плана по профилю к базовым предметам добавляется некоторое количество часов, в зависимости от профиля. Вероятно, в вашем случае география является профильным предметом.
      Структура учебного плана выстраивается школой самостоятельно на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом МО от 09.03.2004 г. №1312, в котором определено, что при изучении географии на профильном уровне на нее должно отводиться 3 часа в неделю.

      Ответить
  • 30.07.2016 в 23:57
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!Хотелось бы уточнить:нам выдали аттестаты и бланки на заполнения индивидуального учебного плана(дело было в июне),все сдалось обратно в школу.Возможны ли изменения в учебном плане в августе?Те прийти в школу,добавить/отказаться от определенного предмета.В общем внести изменения до сентября?

    Ответить
    • 01.08.2016 в 09:21
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анжелика! Данный порядок регламентируется локальным актом организации. Советуем ознакомиться с ним.

      Ответить
    • 12.09.2016 в 16:30
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Так не должно быть, ибо разные профили содержат разные наборы учебных предметов обязательных и профильных.

      Ответить
  • 12.09.2016 в 19:40
    Постоянная ссылка

    Спасибо за ответ. У нас сложилась такая ситуация: в прошлом учебном году в 10 профильном классе в химико-биологической группе в учебном плане было по 3 часа биологии и химии, а также 1 час элективного курса по предмету. В этом учебном году в 11 классе в этой же группе по учебному плану оставляют по 1 часу биологии и химии и по 1,5 часа элективных курсов. Насколько это является законным, можно ли назвать такое распределение часов профильным обучением? Какие аргументы можно привести инспектору комитета по образованию, который утверждает учебный план и настаивает на сокращении часов?

    Ответить
    • 16.09.2016 в 17:45
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Согласно учебному плану, по которому в настоящее время работают 10-11 классы средней школы, количество учебных часов по предмету зависит от того, на каком (базовом или профильном уровне) данный предмет изучается. Если, например, в федеральном компоненте на биологию и химию на базовом уровне предусмотрен 1 час в неделю, то на профильном уровне – 3 недельных часа. «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В учебный план класса при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана включаются обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента) и не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). Кроме того, для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента, можно использовать часы, отведенные на компонент образовательного учреждения. Примерным учебным планом химико- биологического профиля предусмотрено на профильные предметы химию и биологию на 2 года обучения по 6 часов в неделю. Информация предоставлена на основании приказа Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. №1322 с последующими изменениями.
      Таким образом, основным аргументом может быть Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования., утвержденные вышеупомянутым приказом.

      Ответить
  • 21.09.2016 в 16:31
    Постоянная ссылка

    Здравстсвуйте. Спасибо за такой блог!
    Помогите советом, пожалуйста. Количество часов на предмет в год — определяется ведь исходя из календарного графика и расписания? Нет ведь никакого «обязательно 35 часов» в год? А то каждый год всё спорим по этому поводу. Я считаю, что раз есть расписание и календарный график, то количество часов определяется из этого, а не из Примерных программ.

    Ответить
    • 23.09.2016 в 11:23
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Айдар! Нет, это не так. Количество учебных недель и количество учебных часов на весь период обучения на образовательную область (предмет) определяется ФГОС (сейчас по ним работают 1- 6 классы) и базисным учебным планом БУП – 2004 (в остальных классах), а максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка — СанПин 2.4.2.2821-10, согласно которому допустимая аудиторная недельная нагрузка — при 6-ти дневной неделе – не более 35 часов, при 5-ти дневке — не более 32 час.
      Например, согласно БУП-2004, утвержденного приказом Минобрнауки РФ, учебным план образовательных учреждений РФ «Основное общее образование» предусмотрено на русский язык в 5- 9 классах — 490 часов, в т.ч. в 5- 8 классах по 105 час в год, в 9 классе — 70 часов. Федеральный базисный учебный план для V — IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Учебный план, принятый школой, обязателен к исполнению. Соблюдение федерального компонента обеспечивает единство образовательного пространства, а региональный и школьный компонент (по ФГОС – часть, формируемая участниками образовательных отношений) обеспечивают индивидуальные особенности региона и школы.

      Ответить
  • 21.09.2016 в 19:45
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Может ли школа по своему усмотрению менять структуру учебного плана? Директор школы сказал, что башкирский язык, который был в части « * часы, отведенные образовательной организацией на преподавание предмета «Башкирский язык» как государственный, засчитываются в часть, формируемую участниками образовательных отношений» теперь будет в обязательной части и все дети в обязательном порядке будут учить башкирский язык.

    Ответить
  • 28.09.2016 в 22:22
    Постоянная ссылка

    Добрый день.Подскадите,пожалуйста.В нашей школе нет разделения по профельным классам,все одинаковые,но почему то программа у всех 8 классво разная.учебный план на год для всех д.б. одинаков или каждый класс может учиться по своему уч.плану?спасибо.

    Ответить
    • 29.09.2016 в 08:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Профильное обучение вводится в 10-11 классах, а в основной школе его нет. Учебный план формируется каждой школой самостоятельно на 7-9 классах на основе примерных учебных планов БУП-2004 и состоит из 3 частей: федерального, регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент одинаков для всех, например,8 классов. а вот школьный — может быть различным. Этим и объясняется разница.

      Ответить
  • 17.11.2016 в 15:26
    Постоянная ссылка

    обучаемся во 2 классе. второй год во вторую смену. сейчас нам хотят ввести 6 дневную учебную неделю. Родители обращались устно к директору с просьбой оставить 5 дневную учебную неделю, но нам было отказано без обоснований. Что мы родители можем сделать для продолжения обучения по 5 дневке?

    Ответить
    • 18.11.2016 в 09:19
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Екатерина! Установление продолжительности учебной недели относится к компетенции образовательной организации. Вы можете обжаловать принятое решение, обратившись в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.
      P.S.При 6-дневки количество учебных часов увеличивается.

      Ответить
  • 20.12.2016 в 15:19
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что необходимо сделать, чтобы в школе было углубленное изучение отдельных предметов? Могут ли родители быть инициаторами? Куда необходимо обращаться? Спасибо.

    Ответить
    • 22.12.2016 в 09:51
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Советуем сначала обзавестись единомышленниками, заручиться поддержкой Совета школы (родительского комитета). Получив поддержку — пишите свои предложения руководству школы, а далее — по обстановке.

      Ответить
  • 18.01.2017 в 20:04
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! В 6 классе у ребенка в гимназии нет предмета Информатика и никогда не было. Кл. рук. говорит, что это не обязательный предмет, а по выбору. Что 3 человека выбрали родной башкирский, след-но остальные 24 — родной русский. Т.е. все изучают родные языки. Чтобы внедрить информатику, нужно, чтобы те трое отказались от изучения родного башкирского. Это соответствует стандартам? Если нет, то как подойти к тому, чтобы у детей появился предмет Информатика? Спасибо.

    Ответить
    • 21.01.2017 в 09:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Алла! Учебный план школа формирует самостоятельно. Поэтому советуем обратиться к администрации школы. К сведению: учебный план имеет обязательную часть (ее менять нельзя) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (администрация, учителя, родители). Возможные варианты: за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, факультативно за счет школы или как дополнительный предмет (платная услуга) за счет средств родителей.

      Ответить
  • 06.02.2017 в 10:02
    Постоянная ссылка

    Добрый день!
    Скажите,пожалуйста, может ли быть включён для 7 класса предмет «предпрофильная подготовка экономики» в учебный план школы с углублённым изучением иностранного языка?
    При включении в учебную программу школы запросы участников образовательного процесса не учитывались, анкетирование и письменный опрос не проводились. Нагрузка зашкаливает. Предмет в предпрофильном объёме интереса не вызывает.
    Можно ли перейти на индивидуальный план обучения, заменив этот предмет на самостоятельную углублённую подготовку, допустим, того же иностранного языка или любого обязательного предмета ФГОС?

    Ответить
    • 07.02.2017 в 09:34
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! 1.Учебный план любого класса основной школы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений — администрацией, учителями, родителями (законными представителями) обучающихся. При этом учитываются и рекомендации местного органа управления образования. Учебный план в течение года не может быть изменен. Кроме того, в школе есть еще и образовательная программа, принятая с участием коллегиальных органов школы. Конечно, в образовательной программе, в учебном плане сложно удовлетворить запросы каждого участника образовательных отношений. Поэтому законодательством и предусмотрено право выбора учебного заведения.
      2.По поводу большой нагрузки школьников вы можете обратиться в администрацию школы, орган управления образованием, в Роспотребнадзор.
      3.Законом об образовании предусмотрена и такая форма обучения как обучение по индивидуальному учебному плану.

      Ответить
    • 04.04.2017 в 14:12
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! Нормативными документами регламентируется только максимально допустимая учебная нагрузка. Так в соответствии с БУП-2004 с последующими изменениями, который используется при разработке школьного учебного плана, совокупное учебное время за два года обучения включает учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору) в пределах 2100 часов, региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов), компонент образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов). Т.о., предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка составляет за 2 года обучения по 37 учебных часов в неделю в 10 и 11 классах. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 при 6-дневной учебной неделе максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) в 10 и11 классах по 37 часов,
      при при 5-дневке – 34 академических часа.

      Ответить
  • 09.04.2017 в 12:40
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Такая ситуация у нас складывается в школе. Ребенок 6 лет учится в специализированной школе, профильный класс «Социально-экономический». В этом году заканчиваем 6 и переходим в 7 класс. Руководство школы сказало, что наш профильный класс закрывают. Объясняют это, что это было экспериментально и имеются законные основания. Возможно ли такое? Мы, родители не согласны, хотим чтобы наши дети учились в профильном классе. Подскажите, пожалуйста какие наши действия в этой ситуации? И вообще могут ли они просто закрыть класс? Если такое возможно можно ли мне ссылки на законодательство. Спасибо заранее за ответ.

    Ответить
    • 12.04.2017 в 15:01
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Согласно закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает образовательную программу. Вы можете обратиться к администрации школы, в орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить
  • 21.04.2017 в 10:30
    Постоянная ссылка

    Добрый день! В школе сложилась следующая ситуация. Предмет «История» ведёт преподаватель, имеющий ребенка дошкольного возраста и обучающийся в магистратуре. В течение учебного года преподаватель периодически отсутствовала (больничный, сессия и т.п.), замены уроков не было, план по курсу история за 6 класс не выполнен. Курс истории за 6 класс включает в себя историю средних веков — 32 часа, историю России — 27 часов, 9 часов на контрольно-обобщающие уроки, итого 68 часов. В итоге в журнале записано 20 часов из истории средних веков, по тетрадям учащихся фактически проведено 8!, сейчас идет история России, которая по идее должна была уже закончиться. Куда обратиться с жалобой по невыполнению учебного плана, какими документами это регламентируется? Разговор с директором и завучем ничего не дал, завуч сказала, что допускается 10% невыполнение учебного плана. Спасибо!

    Ответить
    • 22.04.2017 в 10:02
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Обеспечение замены отсутствующего учителя — обязанность администрации школы. Вы можете обратиться в орган управления образованием с письменным заявлением. Школа ответственна за выполнение образовательной программы в полном объеме.

      Ответить
  • 04.05.2017 в 13:03
    Постоянная ссылка

    Скажите пожалуйста, неужели учебный план составляется администрацией школы и не согласовывается нигде? Ни в гороно, ни у юриста?

    Ответить
    • 04.05.2017 в 15:27
      Постоянная ссылка

      Добрый день, елена! Конечно согласовывается, ибо учебный план определяет единое образовательное пространство и под него дается финансирование.

      Ответить
  • 08.05.2017 в 16:55
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как составить учебный план в 1-4 классах, чтобы выполнить 20% вариативности, если минимальная нагрузка учащихся не позволяет этого сделать.

    Ответить
    • 09.05.2017 в 07:41
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональный Институт развития образования.

      Ответить
      • 09.05.2017 в 08:32
        Постоянная ссылка

        Спасибо. К сожалению, никто не может дать ответ на данный вопрос. Все, как и вы перенаправляют куда-нибудь. Я перелопатила все регламентирующие данный вопрос документы, пересмотрела сотню сайтов школ Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Тюмени и др. Нигде в начальных классах я не увидела 20% вариативности. 5-7% максимум.

        Ответить
        • 10.05.2017 в 14:35
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Елена! Есть рекомендация, есть даже нормативный документ, а есть практика. Вы разве никогда не нарушали запретов?

          Ответить
  • 10.05.2017 в 11:22
    Постоянная ссылка

    Может ли курс ОБЖ быть реализован по учебному плану за 34 часа в 10-11 классах за 2 учебных года ?

    Ответить
    • 12.05.2017 в 07:54
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! ОБЖ является обязательным базовым предметом. На него в 10 и 11 классах отведено по 1 часу в неделю в соответствии с Базисным учебным планом 2004 с изменениями. Нормативные документы: приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, Программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Блог не комментирует документы.

      Ответить
  • 19.05.2017 в 15:10
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. В примерной ООП НОО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в учебном плане ( вариант2) в части формируемой участниками образовательного процесса в 4 классе при шестидневной учебной неделе стоит нагрузка 2,5 часа. Тогда максимальная нагрузка 26,5 часа , а в САНПИНе 26. Это опечатка или новая норма ?

    Ответить
    • 21.05.2017 в 10:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Согласно с СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями №3 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 6-ти дневной неделе, во 2 – 4 классах составляет не более 26 час. Блог не комментирует документы.

      Ответить
  • 23.05.2017 в 03:30
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Можно ли использовать в 10-11 классах учебники, предназначенные для углублённого изучения учебного предмета, на профильном уровне? У нас на 2017-2018 учебный год не будет хватать учебников для профильного обучения, поскольку параллели сильно увеличиваются и мы вынуждены закупать новые учебники, хотя на ФГОС еще не перешли. В Федеральном перечне учебников отсутствуют учебники для профильного обучения, есть только углублённое изучение. Прошу дать конкретный ответ, можем использовать или нет! спасибо!

    Еще вопрос. Заметила, что в Федеральном перечне учебников утвержденный Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 нет привязки учебников к какой-либо системе учебников. Существуют ли нормативные документы, которые запрещают учителю выбирать учебники из разных «УМК»? Например : Использовать учебник математики из системы Планета знаний, обучаясь по системе Эльконина-Давыдова? Если существует такой документ, дайте на него пожалуйста ссылку.

    Ответить
    • 28.05.2017 в 15:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Людмила! Поскольку вам нужен официальный ответ, а блог такого права не имеет, советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

      Ответить
  • 15.06.2017 в 21:29
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! При распределении нагрузки на новый учебный год узнала, что у меня изъяли 1,5 часа математики индивидуального обучения. Обучение веду по программе 8 вида. Передают эти часы другому учителю. Объясняют тем, что если ученик обучается в 7 классе (8 вид!), то и часы должен вести учитель 7 класса. Я три года веду у ребенка математику и знаю, что программа 7 класса коррекционной школы отдаленно соответствует математике 5 класса. Но толковых объяснений по этому поводу от директора не получила. Правомерны ли его действия?
    И еще вопрос. Должна ли администрация знакомить учителя с учебным планом на предстоящий учебный год? Директор отказался познакомить меня с учебным планом.

    Ответить
    • 16.06.2017 в 14:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Галина! Согласно Приложению 2 ,утвержденному приказом Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, при определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка п. 2.3)
      При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей (п.2.5).
      Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.
      Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового догов (п.1.8).
      Администрация школы обязана знакомить под личную роспись со всеми локальными актами школы, касающиеся деятельности данного работника.

      Ответить
  • 25.08.2017 в 08:41
    Постоянная ссылка

    В этом году параллель 7 классов будет обучаться по ФГОС, администрация убрала один час по технологии, оставив по одному часу на класс, объясняя это стандартом. При этом в других школах по 2 часа. На какие документы опираться, чтобы отстоять два часа на обучение предмета?

    Ответить
    • 29.08.2017 в 08:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мария! Ваша администрация не права.Предметная область «Технология» по ФГОС является обязательным компонентом начального общего и основного общего образования всех школьников.
      В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года N 1312 с последующими изменениями на предмет «Технология» по ФГОС в 5-7 классах отводится по 2 часа в неделю (при пятидневной и шестидневной учебной неделе). Можно посмотреть по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/901895864. Ознакомиться с текстом примерной образовательной программы можно на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http://минобрнаукиРФ). 1 ч. в неделю на «Технологию»— это из прежнего БУП. За разъяснениями Вы можете обратиться к директору школы.

      Ответить
  • 06.09.2017 в 15:04
    Постоянная ссылка

    В 2017-2018 учебном году сказали, что можно менять количество часов из обязательной части учебного плана. Так ли это? Получается, что максимальная нагрузка не меняется, но часы спускаем в часть, формируемую участниками обр. процесса, чтобы выполнить соотношение 80 процентов и 20.

    Ответить
    • 07.09.2017 в 10:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Виля! Обязательная часть Учебного плана определяется образовательным стандартом и ее изменять нельзя, так как при этом не будет обеспечено единство образовательного пространства: перешел в другую школу — а там другие предметы?

      Ответить
  • 07.09.2017 в 16:50
    Постоянная ссылка

    По плану нашей школы в 4 классе:
    русский язык — 4 часа
    математика — 4 часа
    чтение — 1 час
    окр.мир — 2 часа
    ОРКСЭ- 1 час
    изо-труд — 1 час.
    А остальное
    англ.яз. — 3 часа
    второй иностранный — 2 часа
    шахматы — 1 час
    ИКТ-робототехника — 1 час.
    Плюс 5 часов не самой удачной внеурочки.
    Директор собрала учителей началки и сказала, что должна платить всем не менее 60 тысяч, а т.к. никто этих денег не вырабатывает, все ОБЯЗАНЫ трудиться в платном центре досуга и развития.
    но ведь это разные статьи бюджета..
    Я гуманитарий, разобраться трудно. Почему бы учителю началки не дать отработать свою полную ставку плюс часы внеурочки — и не нужно было бы мудрить…
    Объясните, пожалуйста, в чём я не права.
    И ещё вопрос ( не по теме). Есть ли единый калькулятор зарплаты учителя, чтобы можно было самостоятельно посчитать свою заработную плату?

    Ответить
    • 08.09.2017 в 11:05
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна Ахматова! Вопросы системы оплаты труда относятся к компетенции регионального органа власти и определяются его локальным актом. Т.о., такой калькулятор вы можете найти именно в этом документе, который должен быть на ее сайте или на сайте регионального органа управления образованием. И обязательно в школе должны быть локальные акты по вопросам оплаты труда, в том числе по стимулирующим выплатам и надбавкам. С ними вы должны быть ознакомлены под личную роспись. Всевозможные примеры расчета оплаты труда в зависимости от модели можно найти в интернете. Обращаем ваше внимание на тот факт, что методика оплаты труда в каждом регионе разная. Величина ее должна быть не меньше, чем в среднем по региону. Вероятно, у вас она 60 тыс. То что придумал ваш директор — это уловка для отчета.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.