В деловых кругах, на госслужбе, муниципальной службе понятие «конфликт интересов» хорошо знакомо. Теперь оно вводится и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Общие положения

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность, например, госслужащего,  влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам.

Под личной заинтересованностью  понимается возможность получения, служащим при исполнении им должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следовательно, конфликт интересов — одна из разновидностей конфликтной ситуации, где на один интересный предмет претендуют две (или более сторон).

Что делать?
В случае возникновения у служащего  личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Кто занимается урегулированием конфликта интересов?

Урегулированием конфликтов интересов занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов интересов комиссии.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности.

Правовое обеспечение конфликта интересов на государственной, муниципальной службе определяется федеральной и региональной нормативной базой, а на уровне самих  служб – их локальными актами.

Конфликт интересов педагогического работника

Конфликт интересов в сфере образования конечно  существовал и до принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» как объективная реальность. Теперь он приобрел законодательное оформление.

Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», т.е. под конфликтом интересов  подразумевается заинтересованность педработника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.

Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • учитель ведет  уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • репетиторство с учениками, которых он обучает;
  • получение подарков и услуг;
  • участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • сбор денег на нужды класса, школы;
  • участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • участие в распределении бонусов для учащихся;
  • небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
  • нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов  и т.д.

Где рассматривается?

Конфликт  интересов педагогического работника в случае его возникновения рассматривается на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее — комиссия). Она  создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

Работа с документом

Для реализации настоящего требования закона об образовании следует разработать, принять и утвердить:

  • Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
  • Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов (по желанию организации).
Конфликт интересов педагогического работника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.