Перед выпускником школы непременно встает вопрос выбора будущей профессии: последовать семейной традиции; прислушаться к советам родителей, друзей, знакомых; последовать моде, престижу профессии, экономической выгоде: где больше платят, есть перспектива карьерного роста; и, наконец, просто пойти в вуз, куда наверняка можно поступить для того, чтобы получить высшее образование.
Главное, будущую профессию надо выбрать так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно проведенные годы учебы. А поступить в вуз или колледж у нас не так уж и сложно. В России самая высокая доступность высшего образования – более 60 процентов выпускников 11-х классов имеют возможность обучиться за счет бюджета, а если выбрать обучение по целевому направлению,то можно и увеличить шансы на поступление, получить дополнительную материальную поддержку и гарантированное трудоустройство.
К сожалению, статистика свидетельствует о том,, что пока значительная часть выпускников вузов не работает по полученной специальности.
Как сообщается на сайте «Парламентская газета», по результатам исследования, проведенного сайтом для поиска работы HeadHunter (hh.ru) в марте 2023 года, только 47 процентов выпускников вузов работают по полученной в вузе профессии. Наибольшая возможность работать по специальности у IT-специалистов — 62%, юристов — 54 процента, а вот в сфере образования остаются работать по специальности только 29 процентов. В связи с этим возникают предложения о возвращении к обязательному распределению на работу выпускников вузов. По некоторым направлениям это практически уже происходит – почти 100% бюджетных мест отдается на целевое обучение.
В информации на сайте «УчисьОнлайне,ру», среди причин, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности, приводятся и такие:
– профессия устарела или перестала быть востребованной;
– низкий уровень доходов в выбранной отрасли и отсутствие карьерных перспектив;
– выбор учебного заведения – желание родителей;
– факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место;
– захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.
В сети Интернет достаточно советов как выбрать будущую профессию. Прислушиваться к ним или нет – каждый решает сам. Например, «РИА Новости» советует пойти учиться в 2024 году по таким специальностям как:
– специалисты в области интернет-технологий (программисты, разработчики, веб-дизайнеры, системные администраторы, тестировщики);
– инженеры-проектировщики (конструкторы, архитекторы, дизайнеры);
– врачи (особенно узкопрофильные);
– педагоги;
– специалисты в области маркетинга;
– профессиональные рабочие (фрезеровщики, токари, слесари, инженерно-технические работники).
Сотни самых разных профессий, а значит всегда можно выбрать нужную. Главное, чтобы выбор был правильным. И поможет в этом ученику школа.
С 1 сентября 2023 года во всех российских школах реализуется единая модель профориентации учащихся 6-11 классов – профминимум, включающий три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Программа рассчитана на всех обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Каждая школа самостоятельно выбирает на каком уровне реализовать профориентационную модель.
Важно, что в профориентационную работу со школьниками включаются не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.
Модель включает 7 направлений:
– профильные классы;
–дополнительные материалы по школьным предметам (физике, химии, математике и др.);
–воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.);
–дополнительные занятия с учетом склонностей школьников;
–профильное обучение по определенным специальностям;
–родительские собрания;
–уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.
В рамках внеурочной деятельности реализуется цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты». Занятия проводятся еженедельно по четвергам (всего 34 занятия в год). Ученики знакомятся с различными профессиями, узнают о достижениях России в области науки и технологий, о современном рынке труда, перспективных профессиях и специальностях.
Предполагается, что в результате такой системы профориентации с привлечением семьи и производства выпускник будет обладать профминимумом для дальнейшей учебы или трудоустройства, и ошибки в выборе будущей профессии могут быть сведены к минимуму.
Источник:
Самые востребованные профессии в России 2024 список на ближайшие годы (ria.ru)
Как выпускнику вуза найти работу – Парламентская газета (pnp.ru)
Программа курса «Россия – мои горизонты» и материалы к ним: profmin.bvbinfo.ru
Сколько людей работает по профессии в 2024 году + исследования Росстата (uchis-online.ru)