Школа поможет ученикам правильно определиться с будущей профессией

Перед выпускником школы непременно встает  вопрос выбора будущей профессии: последовать семейной традиции; прислушаться к советам родителей, друзей, знакомых; последовать моде, престижу профессии, экономической выгоде: где больше платят, есть перспектива карьерного роста; и, наконец, просто пойти  в вуз, куда наверняка можно поступить для того, чтобы получить высшее образование. 

Главное, будущую профессию надо выбрать так, чтобы не было потом  мучительно  больно за бесцельно проведенные годы учебы. А поступить в вуз  или колледж у нас не  так уж и сложно. В России самая высокая доступность высшего образования – более 60 процентов выпускников 11-х классов имеют возможность обучиться за счет бюджета, а если выбрать обучение по целевому направлению,то можно и увеличить шансы на поступление, получить  дополнительную материальную поддержку и гарантированное трудоустройство.

К сожалению, статистика свидетельствует о том,, что пока значительная часть выпускников вузов не работает по полученной специальности.

Как сообщается на сайте «Парламентская газета», по результатам исследования, проведенного сайтом для поиска работы HeadHunter (hh.ru) в марте 2023 года, только 47 процентов выпускников вузов работают по полученной в вузе профессии. Наибольшая возможность работать по специальности у IT-специалистов — 62%, юристов — 54 процента, а вот в  сфере образования остаются работать  по специальности  только 29 процентов. В связи с этим возникают предложения о возвращении к обязательному распределению на работу выпускников вузов. По некоторым направлениям это практически уже происходит – почти 100% бюджетных мест отдается на целевое обучение.

В информации  на сайте  «УчисьОнлайне,ру», среди причин, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности, приводятся и такие:  

– профессия устарела или перестала быть востребованной;

– низкий уровень доходов в выбранной отрасли и отсутствие карьерных перспектив;

– выбор учебного заведения – желание родителей;

– факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место;

– захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.

В сети Интернет достаточно советов как выбрать будущую профессию. Прислушиваться к ним или нет – каждый решает сам.  Например, «РИА Новости» советует  пойти учиться в 2024 году по таким специальностям как:

специалисты в области интернет-технологий (программисты, разработчики, веб-дизайнеры, системные администраторы, тестировщики);

инженеры-проектировщики (конструкторы, архитекторы, дизайнеры);

врачи (особенно узкопрофильные);

педагоги;

специалисты в области маркетинга;

профессиональные рабочие (фрезеровщики, токари, слесари, инженерно-технические работники).

Сотни самых разных профессий, а значит всегда можно выбрать нужную. Главное, чтобы выбор был правильным. И поможет в этом ученику школа. 

С 1 сентября 2023 года во всех российских школах реализуется единая модель профориентации учащихся 6-11 классов  – профминимум,  включающий три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Программа рассчитана на всех обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью.

Каждая школа самостоятельно выбирает на каком уровне реализовать профориентационную модель.

Важно, что в профориентационную  работу со школьниками  включаются не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.

Модель включает 7 направлений:

– профильные классы;

дополнительные материалы по школьным предметам (физике, химии, математике и др.);

воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.);

дополнительные занятия с учетом склонностей школьников;

профильное обучение по определенным специальностям; 

родительские собрания;

 –уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.

В рамках внеурочной  деятельности реализуется  цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты». Занятия проводятся еженедельно по четвергам (всего 34 занятия в год). Ученики знакомятся с различными профессиями, узнают о достижениях России в области науки и технологий, о современном рынке труда, перспективных профессиях и специальностях.

Предполагается, что в  результате такой системы профориентации с привлечением семьи и производства выпускник будет обладать профминимумом для дальнейшей учебы или трудоустройства, и ошибки в выборе будущей профессии могут   быть сведены  к минимуму.

Источник:

Самые востребованные профессии в России 2024 список на ближайшие годы (ria.ru)

Как выпускнику вуза найти работу – Парламентская газета (pnp.ru)

Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»

Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Программа курса «Россия – мои горизонты» и материалы к ним:  profmin.bvbinfo.ru

Сколько людей работает по профессии в 2024 году + исследования Росстата (uchis-online.ru)

Оставьте комментарий