Перевести в следующий класс нельзя оставить на второй год. Кому дано право  поставить запятую?

Как рассказала «Парламентской газете»  сенатор Татьяна Гигель,  при встрече с учителями  Республики Алтай, которую сенатор  представляет в Совете Федерации, педагоги  выказали непонимание: почему отстающего школьника нельзя оставить на второй год без согласия родителей. По словам Татьяны Гигель, такая проблема есть не в одном регионе и не только у учителей, но и у родителей и их детей.

А что  говорят об этом ФЗ « Об образовании в РФ», приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года №115?

Согласно этим документам, обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

В соответствии ч. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» не могут быть переведены условно  обучающиеся 4 и 9 классов, а в соответствии с ч.10 ст. 58 обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в  школе.

Обучающиеся 1 классов не могут быть оставлены на второй год, так как у них не проводится промежуточная аттестация.

Проблемы возникают с обучающимися, не ликвидировавшими  в установленные сроки академической задолженности.

Согласно п. 9 ст.58 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Вопрос решается, если родители дают согласие на один из предусмотренных вариантов. А что делать, если родители не дают согласия?

Получается как  в советском мультике «В стране невыученных уроков», когда главному его герою – школьнику Вите Перестукину предстоит справиться с известной синтаксической задачкой: «Казнить нельзя помиловать». В нашем случае право на решение подобной задачи у родителей, а школе предстоит только помочь им не ошибиться.

По мнению председателя Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилии Гумеровой, возможность оставлять ребенка на второй год вряд ли решит проблему успеваемости, и  карательными мерами результата не достигнуть, а  гораздо эффективнее  найти правильные методы и подходы к ребенку.

С переходом на ФОП у школ появилась возможность оказывать образовательную поддержку имеющим проблемы в учебе ученикам  в рамках внеурочной деятельности.

В начальной школе в рамках направления «Учение с увлечением!» учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

В 5-9 классах в рамках Плана внеурочной деятельности по организации педагогической поддержки социализации  обучающихся, обеспечению их благополучия —  от 2 до 3 часов в неделю, либо  выбрав модель Плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.

Планом внеурочной деятельности в 10-11 классах рекомендовано  отводить в неделю  до 1 часа  на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося,  индивидуальных и групповых консультаций. 

Источник: 

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

Татьяна Гигель: Школы должны иметь право влиять на успеваемость – Парламентская газета (pnp.ru)

Лилия Гумерова: Второй год не решит проблему успеваемости в школе – Парламентская газета (pnp.ru)

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 22 марта 2021 – docs.cntd.ru

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

ФОП ООО: 

https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2023/07/17/74223_8ba.pdf

ФОП СОО:

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130017?ysclid=lkrx7fymqp989634860

«В стране невыученных уроков» (1969) — смотреть мультфильм бесплатно онлайн в хорошем качестве на портале «Культура.РФ» (culture.ru)

Также в блоге:

Почему учителя не работают с отстающими школьниками

Как выставляют годовые отметки, переводят из класса в класс, оставляют на повторное обучение школьников – правовой аспект

2 комментария к “Перевести в следующий класс нельзя оставить на второй год. Кому дано право  поставить запятую?”

  1. Социальный педагог и классный руководитель хотят придти домой к ученику за пропуск занятий на летних каникулах.
    Ребёнок был не аттестован в школе за один предмет английского языка так как не знает этот предмет. Мы начали учиться в другой стране в школе и только начали проходить этот предмет но не начинали писать и читать, а только алфавит изучали. Переехали в другую страну в середине учебного года к третьей четверти и пошли в школу где дети уже умели читать и писать, а мой ребёнок этого ещё не проходил в другой школе. Я это объясняла учителю и завучу начальных классов. Учитель и завуч мне только на это ответили что нужно скачать игру для детей которые только начинают изучать английский язык в телефон и чтобы ребёнок через эту игру изучал этот язык. Теперь ребёнка заставляют на летних каникулах ходить к учителю в школу на занятия чтобы в конце месяца сдать контрольную работу и перевести в следующий класс, а если ученик не придёт на занятие то учитель грозит придти домой с соц. педагогом. Ребёнок пропустил два занятия и классный руководитель поставил нас с ребёнком перед фактом. Назначил дату и время чтобы придти к ученику домой. Это вообще законно заставлять ребёнка во время летних каникул посещать занятия в школе и со стороны учителя угрожать ученику что если он не придёт на занятие в школу то придут домой классный руководитель с соц. педагогом? И это нормально что учитель и завуч предлагали изучать этот предмет с помощью детской игры в телефоне?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Если учебный предмет входит в учебный план школы, то изучение его является обязательным, и при наличии академической задолженности по нему, задолженность должна быть ликвидирована. График проведения промежуточной аттестации определяется школой по согласованию с родителями. Ликвидация задолженности может планироваться и на летний период. Обратим внимание, что ответственность за ликвидацию задолженности ложится на родителей. Школа предлагает вам помощь в этом. Совет: не отказывайтесь от предлагаемых возможностей, иначе придется обращаться к репетиторам, а это затраты.
      Согласно ФЗ об образовании, учитель вправе самостоятельно определять методики, технологии и приемы обучения.
      Из вашего описания непонятна необходимость посещения ребенка на дому соцработником и ваши опасения. Такое посещение возможно, если школа имеет соответствующее разрешение опеки.
      Любой вопрос следует рассматривать в пользу ребенка. Из вашего рассказа следует, что на это и направлены действия школы.

      Ответить

Оставьте комментарий