Система оценивания знаний школьников – важнейший элемент образовательного процесса
О чем больше всего говорят учителя и родители на родительских собраниях, учителя в учительской и на педсоветах, что больше всего их волнует? Конечно, это оценки и отметки детей. Нередко школьные отметки являются причиной конфликтов в школе и в семье, определяют престиж школы среди родителей и вышестоящего руководства.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
В процессе обучения учителю необходимо знать как его ученики усваивают преподносимый им материал, научил ли он их тому, что требует образовательная программа по предмету, соответствуют ли их знания и навыки ФГОС, правильно ли он выбрал методические приемы, пособия, учебник и что надо подкорректировать, чтобы улучшить качество обучения школьников. С этой целью учитель осуществляет проверку и оценку подготовки обучающихся: проводит устные опросы, тесты, письменные контрольные, самостоятельные, практические и др. работы.
Результаты проверки оцениваются учителем: словесно — дается характеристика знаний школьника (оценка), и количественно — оценивается степень освоения учащимся образовательной программы цифрой или в баллах (отметка). Следовательно, оценка и отметка, которые порой используются как синонимы,– это не одно и то же:
оценка – это словесная характеристика, показывающая правильность, глубину, объём знаний и умений школьника;
отметка – это цифра, количество баллов, которые выставил учитель на основе принятой системы оценивания, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы, выставляемая учителем в классный журнал.
Например, в российских школах принята пятибалльная система оценивания, на ЕГЭ 100 — балльная шкала, которыми устанавливается некоторый минимальный порог (базовый уровень): при пятибалльной системе это «тройка», при 100-балльной минимальные баллы по предметам устанавливает Минпросвещения России.
В мире существует множество шкал оценивания знаний: например, в Греции, Франции, Иране, Ливане — 20-балльная; в Турции, Ираке, Сирии, Индии – 100 – балльная; в Америке, Швеции, Бразилии, Монголии – буквенная; в Китае, Японии – смешанная из букв и процентов.
Поскольку отметки без оценки не бывает, поэтому учитель перед тем, как поставить ученику отметку, должен дать ей словесную характеристику: вначале отметить положительное, потом — недочеты, дать советы, перспективы, выразить надежду. Это делается как по результатам устного опроса, так и при анализе (разборе) письменной работы. К сожалению, не всегда так получается, что порой провоцирует конфликтные ситуации.
При оценивании учитель обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем уровня знаний обучающегося относительно определенного эталона, класса в целом, себя самого в предшествующий период. При этом бывает не исключена и субъективность.
Для того, чтобы у учителей был единый концептуальный подход в оценивании результатов достижения обучающимися планируемых результатов, в школе должна быть выстроена система оценки, регламентированная соответствующими школьными локальными актами.
Результаты освоения школьниками образовательных программ необходимы не только учителю, но и администрации школы (внутренняя оценка), и управленцам разных уровней (внешняя оценка): они используются для управления качеством образования, для аккредитационных процедур.
Некоторые учителя и родители предлагают ввести безотметочное обучение. Другие считают, что отменить отметки можно, но отменять оценку как инструмент процесса обучения проблематично, потому что оценка позволяет:
— учителю понять, как усваивается учениками материал, определить эффективность используемых методов и технологий, установить причины затруднений у учеников и осуществить необходимые корректировки образовательного процесса;
— школьнику понять, что надо сделать, чтобы быть аттестованными по предмету. воспитывает у него ответственность за свои результаты, мотивирует к обучению;
— родителям видеть степень школьных успехов ребёнка, его мотивацию к обучению, в какой помощи он нуждается.
Таим образом, система оценки результатов образовательного процесса является важнейшим его элементом, так как позволяет проводить оценивание качества освоения обучающимися образовательных программ и управлять качеством образования.
Источник:
Федеральные образовательные программы ФОП НОО ФОП ООО, ФОП СОО
Калужские учителя предложили ввести стипендии школьникам за пятерки – Учительская газета (ug.ru)