Система оценивания знаний школьников – важнейший элемент образовательного процесса

О чем больше всего говорят учителя и родители на родительских собраниях, учителя в учительской и на педсоветах, что больше всего их волнует? Конечно, это оценки и отметки детей. Нередко школьные отметки являются причиной конфликтов в школе и в семье, определяют  престиж школы среди родителей и вышестоящего руководства.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

В процессе обучения учителю необходимо знать как его ученики усваивают преподносимый им  материал, научил ли он их тому, что требует образовательная программа по предмету, соответствуют ли их знания и навыки ФГОС, правильно ли он выбрал методические приемы, пособия, учебник и что надо подкорректировать, чтобы улучшить качество обучения школьников. С этой целью учитель осуществляет проверку и оценку подготовки обучающихся: проводит устные опросы, тесты, письменные контрольные, самостоятельные, практические и др. работы.

Результаты проверки оцениваются учителем: словесно – дается  характеристика  знаний школьника (оценка), и количественно – оценивается степень освоения учащимся образовательной программы цифрой или  в баллах (отметка). Следовательно, оценка и отметка, которые порой   используются как синонимы,– это не одно и то же:

оценка  – это  словесная характеристика, показывающая  правильность, глубину, объём знаний и умений школьника;

отметка – это цифра, количество баллов, которые выставил учитель на основе принятой системы оценивания, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы, выставляемая  учителем в классный журнал.

Например, в российских школах принята пятибалльная система оценивания, на  ЕГЭ  100 – балльная шкала, которыми устанавливается некоторый минимальный порог (базовый уровень): при пятибалльной системе это «тройка», при 100-балльной минимальные баллы  по предметам  устанавливает Минпросвещения России.

В мире существует множество шкал оценивания знаний: например, в Греции, Франции, Иране, Ливане – 20-балльная; в Турции, Ираке, Сирии, Индии – 100 – балльная; в Америке, Швеции, Бразилии, Монголии – буквенная; в Китае,  Японии – смешанная из букв и процентов.

Поскольку  отметки без оценки не бывает, поэтому учитель перед тем, как поставить ученику отметку, должен дать ей словесную характеристику: вначале отметить положительное, потом – недочеты, дать советы, перспективы, выразить надежду. Это  делается как по результатам устного опроса, так и при  анализе (разборе) письменной работы. К сожалению, не всегда так получается, что порой провоцирует конфликтные ситуации.

При  оценивании  учитель обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем уровня знаний обучающегося относительно определенного эталона, класса в целом, себя самого в предшествующий период. При этом бывает не исключена и субъективность.

Для того, чтобы у учителей был единый концептуальный подход в оценивании результатов достижения обучающимися планируемых результатов, в школе должна быть выстроена система оценки, регламентированная соответствующими школьными  локальными актами.

Результаты освоения школьниками образовательных программ необходимы не только учителю, но и администрации школы (внутренняя оценка), и управленцам разных уровней (внешняя оценка): они используются для управления качеством образования, для аккредитационных процедур.

Некоторые  учителя и родители предлагают ввести  безотметочное обучение. Другие считают, что отменить отметки можно, но отменять оценку как инструмент процесса обучения  проблематично, потому что оценка позволяет:

учителю  понять, как усваивается учениками материал,  определить эффективность используемых методов и технологий,  установить причины затруднений у учеников и осуществить необходимые корректировки образовательного процесса;

– школьнику  понять, что надо сделать, чтобы быть аттестованными по предмету. воспитывает у него ответственность за свои результаты, мотивирует к обучению;

– родителям  видеть степень  школьных успехов ребёнка, его  мотивацию к обучению, в какой помощи он нуждается.

Таим образом, система оценки результатов образовательного процесса является  важнейшим его элементом, так как позволяет проводить оценивание качества освоения обучающимися образовательных программ и управлять качеством образования.

Источник:

Федеральные образовательные программы ФОП НОО ФОП ООО,  ФОП СОО

Калужские учителя предложили ввести стипендии школьникам за пятерки – Учительская газета (ug.ru)

Оставьте комментарий