Школьные оценка и отметка – психологический аспект

Помните картины маслом:  Заболоцкого «Опять пятерка» и Решетникова «Опять двойка»? Художники показали  нам  эмоциональное  состояние изображенных персонажей. На первой – это радостный ученик и его мама, на второй – огорченный школьник, его расстроенная мама, с укоризною смотрящая на него сестра, ехидствующий братишка и радостный пес. Фонтан эмоций! Вероятно, поэтому картина «Опять двойка» имеет большую известность и чаще использовалась в школьной практике.

Картины ярко показывают, что оценивание – это очень тонкий психологический инструмент, которым надо пользоваться максимально осторожно и профессионально.

Исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием. Самый большой страх в школе – это страх предстоящей проверки знаний, страх в отношении с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Вспомним, как в классе наступала жуткая тишина, когда учитель произносил: «Отвечать пойдет …». Стрессовой ситуацией  являются и контрольные работы.

Оценочная деятельность педагога оказывает воздействие и на мотивацию достижения: хорошие отметки – желание учиться, предмет и учитель становятся любимыми, низкие отметки – потеря интереса к обучению и даже ненависть к школе и ее учителям,. По мнению выдающегося советского педагога, автора гуманной педагогики  Ш.Амонашвили, отметка это не стимул, а наказание.

Характерный элемент школьной жизни: успевающих учеников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем слабоуспевающих, у них всегда в журнале достаточно отметок, к ним хорошее отношение со стороны педагогов. Слабоуспевающий ученик опрашивается редко, и  даже если  такой  школьник подготовился к уроку и поднимает руку, то не всегда он будет опрошен. И это для него не проходит бесследно  – с течением времени он привыкает к такому обращению и вовсе перестает готовиться к урокам. В советской школе такие моменты отмечались администрацией как  методические просчеты учителя.

Оценка и отметка могут быть  причиной как высокого, так и низкого авторитета ученика среди сверстников, источником конфликтов в школе и в семье, а иногда быть причиной суицида.

Поэтому оценка и отметка должны  быть объективно аргументированы: начинать надо комментарий  с положительного,  найти даже  плюс  в недостатках, а порой и превратить недостатки в достоинства, а в заключение посоветовать, как ликвидировать пробелы и обязательно выразить надежду.

На практике можно   наблюдать обратную картину: вначале объявляется отметка, затем комментарий, либо вовсе  без комментария типа : «Садись …(называется отметка).

Еще опаснее   превращать оценку и отметку в средство наказания  как в школе, так и в семье:  переходить на личность,  оценивать  не ребенка, а его деятельность, кричать, применять физические наказания, унижать человеческое достоинство ребенка.

Психологи отмечают, что успехи и неудачи ребенка можно сравнивать  только с его собственными, а  не других детей, ведь  максимум отметки для каждого ребенка свой: кому-то учеба дается легко, а кому-то приходится прилагать немало усилий.  Природа наделила каждого ребенка способностями в определенной области: кто-то получил музыкальный слух, а кто-то еще  и  голос, у кого-то оказались «золотые руки», а кому-то достались математические способности, поэтический  дар… Все эти божественные дарования надо разглядеть педагогам и родителям, развивать их. Ну, и  не в отметках же  счастье: А.С.Пушкин имел «ноль»  по математике, Альберт  Эйнштейн – не окончил гимназию, Л.Н.Толстой был отчислен за неуспеваемость из университета, Билл Гейтс имел двойки фактически по всем предметам и поведению, у  Стива Джобса в школе не было предмета, по которому  у него не было бы двойки…

Конечно, следует искренне сопереживать с ребенком, но выражать  свои эмоции  без грубости и нотаций, чтобы не потерять контакт с ним. Надо чаще хвалить ребенка – благодарность даст  почувствовать ему, что  он не хуже других и придаст силы.

Справочно

Мотивация достижения – это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Оставьте комментарий