Новшества 2022/2023 учебного года

2022/2023 учебный год ознаменуется рядом нововведений, с которыми встретятся педагоги, ученики и родители.

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон об образовании:

— образование теперь не является услугой, а учитель – это не исполнитель услуг;

-установлен  единый подход к организации работы групп продленного дня в школах: школа самостоятельно с учетом мнения родителей открывает ГПД, в них осуществляется не только уход и присмотр, но и подготовка домашних заданий, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, субъектам  РФ предоставлено  право их финансирования;

— устанавливается, что обучающиеся с ОВЗ, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе обучающихся на дому, обеспечиваются  учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием;

— предусмотрено сокращении бюрократической нагрузки на учителей: образовательная организация вправе применять электронный  документооборот без дублирования на бумажном носителе, перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками, утверждается Минпросвещения РФ, не допускается возложение на педагогических работников   работы, не предусмотренной   ФЗ об образовании, в том числе связанной с подготовкой документов не включенных в Перечни.

Разработана  Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. 

2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника.

В России создано Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи, утвержден состав его Наблюдательного совета, Председателем которого является Президент Российской Федерации. В.В.Путин.

С 1 сентября 2022 года:

— во всех школах России  будет осуществляться  церемония поднятия (спуска) Государственного флага РФ и исполнение Гимна РФ  в соответствии со Стандартом и Методическими рекомендациями, разработанными Минпросвещения России;

— начинается переход на обновленные ФГОС: акцент будет делаться на практическое применение знаний, в младших классах дети начнут изучать финансовую грамотность, второй  иностранный язык дети будут  изучать по желанию родителей;

— изучение истории в школах будет начинаться с 1-го класса. в 10–11 классах вводится курс «Россия – моя история», предполагается, что он станет частью блока «Россия в мире»;

— в школах вводятся киноуроки, на которых ученики будут смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы;

— в пилотном проекте в некоторых школах с 3 класса вводятся уроки по искусственному интеллекту;

— горячим питанием должны быть обеспечены все учащиеся начальных классов;-

-рекомендовано Минпросвещения: каждая школа самостоятельно принимает решение ученикам перед входом в школу либо перед входом в класс  сдавать  мобильные телефоны, чтобы они  не отвлекали школьника на уроке, и использовать их только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса;

-вводится новый формат классных часов «Разговоры о важном», которые станут неотъемлемой частью программы воспитания в школах и могут проводиться в разных форматах в зависимости от возраста учеников.

В 2022/2023 учебном году

Осенью 2022 года в 5-9 классах пройдут ВПР, которые и в 7, 8 классах будут обязательными.

Меняется подход к формированию комплектов тем итогового сочинения: закрытый банк с темами, который поделен на 3 раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека», будет комплектоваться на основе тем прошлых лет.

Восстанавливается единое образовательное пространство – сокращен федеральный перечень учебников, в него включили и новые, соответствующие обновленным ФГОС, учебники для учеников с ОВЗ, а также по национальным языкам народов России – алтайскому, адыгейскому, татарскому, чувашскому.

Утвержден новый  Порядок проведения школьных олимпиад, согласно которому состязания станут более открытыми.

Опубликован Всероссийский сводный календарный план мероприятий  на 2022-2024 годы, направленный на повышение доступности школьников  дополнительного образования по техническим и естественно-научным направлениям.

С 1 января 2023 года все школы России подключатся к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Моя школа», что позволит им использовать отечественные разработки — аналоги программ от компании Microsoft, — в которой  будут все инструменты, в том числе  Power Point, Word, Excel, все механизмы и возможности, которые есть у Microsoft Office.

В соответствии с новым СанПин самые маленькие каникулы должны длиться не менее семи дней, а  домашние задания в 1 классе не должны превышать 1 часа.

Школьники, которые не сдали ОГЭ, могут либо остаться на второй год в 9-м классе, либо с согласия родителей готовиться самостоятельно, чтобы аттестоваться в конце учебного года.

Федеральным законом родителям, имеющим детей, предоставляется право использовать маткапитал на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями.  

Программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования. Создаются региональные родительские советы. В 45 регионах страны приступают к работе советники директоров школ по воспитанию.

Подробные материалы по обозначенным направлениям можно найти в нашем блоге.

8 thoughts on “Новшества 2022/2023 учебного года

    1. Добрый день, Владислав! Если вы ученик, то этим должны заниматься родители, для чего им.следует изложить свои аргументы. Но надо иметь ввиду, что «Разговоры о важном» — это часы внеурочной деятельности, которая входят в обязательную образовательную программу (аналог — вы решили отказаться от изучения математики). Если вы классный руководитель, то это ваша обязанность, и тогда придется отказаться от классного руководства.

  1. Добрый день! 1 сентября 2022 года ребенок пошел в 6 класс, можно ли отказаться от изучения второго иностранного языка? Администрация школы утверждает, что это не возможно. Разъясните, пожалуйста, кто имеет право, а кто не имеет право отказаться от изучения второго иностранного языка.

    1. Добрый день, Алексей! Как сказано в Письме Минпросвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык», обучение в 6 классах осуществляется по ФГОС ООО 2010 г., согласно которым изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным. Переход на обновленные ФГОС, согласно которым изучение второго иностранного языка осуществляется по заявлению родителей, в этом году вводится в 1 и 5 классах, остальные учатся по ФГОС ООО 2010 года. Как видите, администрация права.

  2. Добрый день, какие нормативные акты необходимо указывать при создании приказа о разработки программы дополнительного образования? В учреждении имеется лицензия на образовательную деятельность по программе дошкольного образования.

    1. Добрый день, Эльвира! Дошкольное образование для блога не является актуальной темой. Для официального ответа по существу вопроса советуем обратиться в Минпрос РФ, направив свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

  3. Подскажите, на основании каких нормативных документов и в рамках какой процедуры можно аттестовать психолога детского социального реабилитационного центра. (В учреждении имеется лицензия на образовательную деятельность по программе дошкольного образования.)

    1. Добрый день, Елена! Нормативными актами являются Номенклатура должностей педагогических работников, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, Порядок поведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276,
      нормативные акты субъекта РФ, регулирующие следующие вопросы:
      – формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий;
      – определение составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза;
      – регламент работы аттестационных комиссий;
      – условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые, к примеру, могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
      Помимо перечисленных актов уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
      Согласно разделу 1 ч.2 Номенклатуры должностей к педагогическим должностям относится должность «педагог — психолог».
      Советуем для решения вопроса обратиться в региональную аттестационную комиссию (найти можно на сайте регионального органа управления образованием).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *