Изучение государственных символов РФ в российских школах будет осуществляться по методичке Минпросвещения России

С 1 сентября 2022 года   в российских школах в начале каждой недели будет проходить торжественная церемония поднятия Государственного флага России, а в конце учебной недели – церемония его  спуска, и не реже одного раза в год – проведение урока (учебного занятия) по изучению государственных символов РФ.

О том как проводить такие мероприятия, а также как использовать государственные символы России: флаг, герб, гимн в процессе обучения и воспитания детей и молодежи рассказывается в направленных в органы управления образованием субъектов РФ для использования в работе Методических рекомендациях «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (далее – МР).

Минпросвещения в своем письме от 15.04.2022 N СК-295/06  просит довести МР до руководителей образовательных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.

Методические рекомендации можно найти по ссылке, например: https://docs.edu.gov.ru/document/a7b56a21d919794a6de0bce6b84966b8/download/5065/  либо https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-15042022-n-sk-29506/prilozhenie/ и др.

Как сказано в МР, они  адресованы  руководящим и педагогическим работникам дошкольных, общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования Минпросвещения России, образовательных организаций дополнительного образования детей, а также организаций отдыха детей и их оздоровления.

Как организовать работу по реализации МР в школах (скорректировать образовательные программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, воспитания, а также календарные планы воспитательной работы школы, планы внеурочной деятельности и др.) можно посмотреть на портале информационной поддержки руководителей образовательных организаций: https://www.menobr.ru/article/65969-gosudarstvennye-simvoly-rossiyskoy-federatsii-kak-ispolzovat-v-obuchenii?ysclid=l6uoyd5y6x20336122

Государственные символы  РФ: флаг, герб и гимн РФ – это установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами   отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность. В МР приводится их описание и рекомендации по порядку официального использования в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях, в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования Минпросвещения России, образовательных организаций дополнительного образования детей, а также организаций отдыха детей и их оздоровления.

Так, согласно МР, в образовательных организациях рекомендуется еженедельное поднятие (спуск) Государственного флага РФ. Сказано, что поднятие, как правило, осуществляется в начале учебной недели, спуск – в конце учебной недели. Также Государственный флаг РФ  может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых образовательными организациями. Рекомендовано поднятие (спуск) Государственного флага РФ  поручать лучшим обучающимся, добившимся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности, а также педагогическим работникам образовательной организации, работникам организации отдыха детей и их оздоровления, и в исключительных случаях – родителям (законным представителям) обучающихся и воспитанников. При этом рекомендуется предварительно проводить с обучающимися в доступной форме разъяснительную работу о значимости того или иного важного события в истории России и (или) субъекта РФ.

В МР также приводятся рекомендации о порядке исполнения Государственного гимна РФ.  Сказано, что в общеобразовательных организациях Государственный гимн РФ исполняется перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года и рекомендуется еженедельное исполнение Государственного гимна РФ (краткой или полной его версии), в том числе при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий (линейки, пятиминутки, собрания, акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.), во время проводимых торжественных, организационных, в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Знакомство с государственными символами РФ  МР рекомендовано направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, так чтобы государственные символы воспринимались  детьми и молодежью как ценность, имели личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу.

Для этого рекомендуется:

– не реже 1 раза в год проведение урока (учебного занятия) по изучению государственных символов РФ;  

– скорректировать образовательную программу рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы с учетом изучения государственных символов РФ, уделив особое внимание празднованию установленных  государственных праздников;

– государственные символы РФ могут быть включены в общественные пространства образовательных организаций: холлы; рекреации; входные группы; учебные кабинеты; библиотеки; актовые залы; административные помещения.

В МР приведены рекомендации по изучение государственных символов РФ  в  общеобразовательных организациях в процессе реализация Примерных основных образовательных программ начального,  основного и среднего общего образования. Отмечается, что включение тематических разделов или компонентов по изучению государственных символов РФ возможно в различные предметные области, учебные предметы, в курсы внеурочной деятельности при реализации основных образовательных программ, в дополнительные общеобразовательные программы по каждому уровню образования: начального общего, основного общего, среднего общего образования.

«Установка и ориентация на ценности уважения государственных символов, знакомство на классных часах с правилами использования в школе, обществе, специально или в контексте рассмотрения различных вопросов воспитания и обучения, соблюдения российского закона, в частности, ответственности за нарушения в использовании, порчу государственных символов России, будет способствовать формированию нравственных качеств и гражданской идентичности обучающихся», – резюмируется в МР.

В заключение в МР приводится «Список литературы»:

Нормативные правовые документы;

Литература для руководящих и педагогических работников;

Интернет-ресурс для детей.

 Источник:

<Письмо> Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 Об использовании государственных символов Российской Федерации (вместе с Методическими рекомендациями Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления) :: СудАкт.ру (sudact.ru) 

Оставьте комментарий