Что такое школьная неуспешность и её последствия

В этом году результаты основного периода ОГЭ-9 по математике шокировали  учителей, родителей и детей: в ряде регионов в отдельных школах 25 – 30 % выпускников не набрали минимального количества баллов и были вынуждены пересдавать экзамены в другие  сроки.

Разные эксперты этот провал объясняли по-разному: родители винили пандемию и учителей, учителя – дистанционку и учеников. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, пандемийный год очень плохо повлиял на мотивацию учащихся 9-х классов: школьники и их родители питали надежду, что ОГЭ отменят  или он будет простым, поэтому  возрастную группу учащихся 8-х — 9-х классов очень трудно было убедить взяться за подготовку к ОГЭ-9.

А может здесь проблема глубже? Может быть решающую роль сыграла  образовательная неуспешность?

Так, по данным PISA, доля российских школьников, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности, составляет 28 %.  В  интервью «Известиям» во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) бывший ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов сообщил, что в России  среднемировой уровень образовательной неуспешности – порядка 25%, как например,  в Бразилии и Индии.  В европейских же  странах, особенно в Скандинавии, образовательная неуспешность сведена к 10%.

Что такое школьная неуспешность?

Образовательная неуспешность школьников или школьная   неуспешность  – это нежелание или неспособность ученика выполнить требования  образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.

Её не стоит путать с неуспеваемостью школьников, ибо школьная неуспеваемость – более узкое понятие, означающее отставание школьника в освоении учебного  материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.

По словам Ярослава Кузьминова,  условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников, и если не принимать меры по ликвидации  отставания, то их  «выпустят  с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать за счет доходов от успешных работников».

По данным Росстата, доля жителей страны с уровнем ежемесячного дохода ниже величины прожиточного минимума по итогам 2020 г. составляла 12,1%, или 17,8 млн человек.

Я. Кузьминов делает вывод: борьбу с бедностью надо начинать с борьбы с образовательной неуспешностью. 

Пока этот процесс пытаются решать родители в силу своих экономических возможностей: есть средства – нанимают репетиторов, нет – выпускники выходят неуспешными. Школа же пока остается в стороне.

Что сегодня  мешает школе бороться с неуспешностью учеников?

В школу приходят разные дети: кто-то быстро соображает, и на  уроке ему элементарно скучно; кто-то тугодум, и ему нужно время, чтобы «врубиться» в тему,  поэтому он не успевает за классом и отстает; у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета и т.д.

По словам Я. Кузьминова, учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть, до 60%. Остальные выпадают. Работа с ними уходит на дом, к родителям,  поэтому им необходимо внимание, оценка, обратная связь.

Когда-то в школах с отстающими занимались учителя без всякой оплаты: оставляли их после уроков, за каждым  отстающим  учеником закрепляли педагога, отстающих «подтягивали» также учащиеся  старших классов.

Сегодня другие времена: работа с отстающими не входит в должностные обязанности учителя, платные занятия со своими учениками ему запрещены  ФЗ «Об образовании в РФ» (ч.2 ст.48 ).

Кстати, в Финляндии предусмотрены два учителя на класс: один – работает со всем классом, другой – занимается  с теми, кому тяжело дается предмет.

Наша школа пока такими возможностями  не располагает (тьюторы могут быть  только для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов), поэтому у родителей одна надежда – репетиторство. Опрос, проведенный одной из образовательных компаний, показал, что 71% школьников приступают к подготовке к ЕГЭ уже в 10 классе. Причем 35% учеников готовятся с репетиторами, 27% – на курсах, 24% – на дополнительных занятиях в школе и лишь 14% – самостоятельно. В выпускном классе спрос на дополнительные занятия по подготовке к экзаменам значительно возрастает. В результате к репетиторам обращается уже 45% школьников, 37% занимаются на курсах, в том числе онлайн, а 18% грызут гранит науки без дополнительной помощи. 

Для решения образовательной неуспешности  Я. Кузьминов предлагает давать «выравнивающие» гранты школам, которые работают с большими группами детей, семьи которых находятся в сложных экономических обстоятельствах, а учителям использовать возможности  искусственного интеллекта как  цифрового помощника: не онлайн, который все осуждают, а дополнение учителя цифровым ассистентом.

И всё же у школ есть некоторые возможности. Так, не запрещено использовать время, отведенное на внеурочную деятельность для занятий с такой категорией обучающихся, так как  под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Также если школа  видит, что учащийся c трудом справляется с заданиями, программа дается ему тяжело, то нужно определиться, почему у ребенка возникли такие проблемы, и если необходимо  порекомендовать родителям обратиться к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

По словам главы Рособрнадзора, в настоящее время примерно половина школьных учителей-предметников немного не дотягивает до базового уровня подготовки. Решение этой проблемы нашло Минпросвещение  – оказание адресной поддержки школам, показавшим низкие образовательные результаты по итогам ВПР.

Отметим, что неуспешность часто у школьника вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании его личности и здоровье. И что особенно опасно – неуспешность  однажды прописавшись в душе человека, становится психологической установкой подсознания порой на всю жизнь.

Источник:

В ВШЭ назвали причиной бедности неуспеваемость в школе – телеканал «Красная Линия» (rline.tv)

Счетная палата будет разбираться со школьной неуспешностью детей – Учительская газета (ug.ru)

«Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей».

Образовательная неуспешность — одна из глобальных проблем в России. Что это такое? – аналитический портал ПОЛИТ.РУ (polit.ru)

Звягинцев Р. С. Факторы школьной неуспешности

neuspex.pdf (narod.ru)

Оставьте комментарий