Интернетбезопасность школьников: главные угрозы и противодействие им

Правительством РФ 2 декабря 2015 года утверждена Концепция информационной безопасности детей (далее -Концепция), которой  определены основные принципы, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей. И все же ведущая роль в обеспечении  безопасности при пользовании ребенком  сетью интернет принадлежит семье.

«Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи», – подчеркивается в Концепции. В ней определено также, что «важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка».

О некоторых опасностях, которые подстерегают детей в сети Интернет и как с ними бороться,  можно прочитать, например, в статьях «Чем опасен интернет для ребенка?» и «Советы эксперта: 5 правил детской компьютерной безопасности», опубликованных на сайте  «PRО родитель спецпроект RG.RU»  (текст Алексей Дуэль). Представленная информация  основана  на выводах, которые  сделали исследователи аналитической компании B2B International  по заказу “Лаборатории Касперского”, опросив  российских пользователей домашнего интернета старше 16 лет,  и информации  руководителя отдела собственного браузера компании “Яндекс” Романа Иванова.

В частности, в статье «Чем опасен интернет для ребенка?» названы  пять главных угроз для детей, которые, по мнению взрослых, таит в себе интернет.  Это:

  1. Негативное влияние на здоровье ребенка.
  2. Появление у детей интернет-зависимости.
  3. Дети увидят нежелательный контент (в т.ч. кибербуллинг).
  4. Общение с незнакомцами.
  5. Общение с незнакомцами в Сети может перерасти в реальное общение в жизни.

В статье рассказано также и как  можно предотвратить эти  угрозы.

Кроме этих главных, по мнению родителей, угроз и опасностей в сети Интернет хватает и других. К примеру таких, о которых рассказывается в статье «Советы эксперта: 5 правил детской компьютерной безопасности». Это:

перехват информации и  фишинг –  когда при незащищенном компьютере хакеры узнают имена пользователей, пароли  к аккаунтам  от соцсетей, почтовых сервисов, интернет-банков и т.д., для дальнейшего использования в собственных мошеннических целях;

шок-реклама – когда цветастые картинки с жутковатыми или “клубничными” фотографиями сами собой начинают выскакивать на экранах, кликнув на которые   есть риск подхватить вредоносный программный код или попасть на сайт к мошенникам. При этом  вирус может “заблокировать” работу компьютера и требовать “оплаты штрафа за просмотр порнографических материалов” через sms;

зараженные страницы и вирусы –  когда многие сайты мошенников привлекают к себе пользователей только для того, чтобы подсадить в их компьютер или гаджет вредоносный код и потребовать оплаты; также  вирус в компьютер  ребенок может получить, например, скачав песенку или видеоролик.

Обобщая сказанное, специалисты рекомендуют родителям:

1.Чтобы защитить гаджеты, которыми пользуется школьник, от вирусов и посягательств мошенников, родители могут и должны: установить на компьютер ребенка хороший антивирус, настроить функции родительского контроля и блокировки опасного или нежелательного контента. Кстати, в новой версии браузера Яндекса внедрена технология защиты пользователя Protect. Она автоматически отсекает такие угрозы как перехват, фишинг, шок-реклама, зараженные страницы, вирусы, или предупреждает пользователя о поджидающей опасности. Остальные браузеры тоже в той или иной степени стараются помочь избежать возможных неприятностей.

2.Самим воспитывать своих детей, быть для них настоящими родителями, учить их, а не надеяться, что компьютер и интернет сделают это вместо них. Сетевые коммуникации вряд ли могут привести к серьезным проблемам, если есть живое общение родителей и ребенка. Все же остальное может  только помочь в этом или подстраховать.

Есть и еще одна проблема – использование школьниками сети Интернет по заданию учителя. Нередко учителя предлагают детям искать информацию, не имея единого списка рекомендуемых ресурсов, где заведомо нет фальсификаций. Вследствие чего, школьник думает, что он нашел отличную тему для доклада, а на деле оказывается  — «медиатуфта». Что делать? Научить школьника проверять информацию в разных источниках, рекомендовать ему где и как ее искать.

Справочно. Лаборатория Касперского – одна из наиболее динамично развивающихся компаний в сфере информационной безопасности. Входит в четверку ведущих мировых производителей программных решений для защиты конечных устройств.

При подготовке использованы материалы источников:

http://rg.ru/2015/11/19/internet-site.html

http://www.rg.ru/2015/09/21/virus-site.html

http://www.mk.ru/social/2015/11/29/kak-shkolniku-ne-zaplutat-v-setevykh-debryakh.html

Также в блоге:

Берегите детей от социальных сетей

Утверждена Концепция информационной безопасности детей

Оставьте комментарий