Профстандарт педагога – воспитательная деятельность
При осуществлении воспитательной деятельности учитель, воспитатель обязаны осуществлять следующие трудовые действия:
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
Проектирование и реализация воспитательных программ.
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Для осуществления перечисленных функций учитель, воспитатель должны обладать необходимыми умениями: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
иметь необходимые знания:
Основ законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и ФГОС общего образования.
Истории, теории, закономерностей и принципов построения и юфункционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
Основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
Основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможные девиации, приемов их диагностики.
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.
Основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
Источник: профстандарт педагога