Ситуацию насилия в школе можно предупредить

Опубликовано: 21.12.2016 15:35
Рубрика: Инспектор

Ситуация насилия в школе может возникать как со стороны учеников по отношению к ученикам, к работникам школы, в том числе и к учителю, так и со стороны учителя по отношению к ученикам. Нередко видеоролики со сценами насилия  в подростковой среде можно встретить в сети «Интернет». Иногда  представленная в них ситуация  раскручивается СМИ по полной программе, приобретает статус резонансной, и даже приводит к  возбуждению уголовного дела.

О ситуациях насилия в школе  в своих комментариях рассказывают и посетители блога. Вот несколько примеров.

Гость Н.: «Девочка — первоклассница подвергается нападкам трех одноклассников (1 девочка и 2 мальчика, которые дружат с детского сада). Девочка и мальчики провоцируют ее, оскорбляют, несколько раз били, выбрасывали телефон и школьные принадлежности в коридор, дергают за волосы, один мальчик бегал с пластмассовым ножом за ней. У девочки был синяк на лице. Девочка реагирует и дает отпор».

Гость Д: «Моего брата избили в школе, школа не хочет наказать обидчиков и нести ответственность за потерпевшего! А избили его таким образом, что синяков почти нет! Что делать дальше и куда обратиться родителям?».

Гость Т: «У меня ребенок в  6 классе,  мальчик. Его классная руководительница запрещает общаться одноклассникам с ним. На последнем родительском собрании, на котором я не была, оказывается было голосование родителей за то, чтобы моего ребенка отчислили из лицея… Еще учитель звонит по всем родителям и говорит какой нехороший у меня сын, что дружба с ним приводит к ухудшению успеваемости других детей. Я разговаривала с его одноклассниками, они очень хотят общаться с моим сыном».

По данным статистики детского телефона доверия, действующего во всех субъектах РФ, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком с 2010 по 2015 годы выросло в 3,5 раза.

Может ли быть школа без насилия? Попытка представить некоторые зарекомендовавшие себя подходы к профилактике насилия и реагированию на его случаи в условиях общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций  сделана в Методическом пособии «Школа без насилия» под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер (М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 150 с.) (далее -Пособие). Пособие разработано на основе методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях», подготовленного при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.

В Пособии читатели смогут найти определение насилия, его характеристики, анализ причин его проявлений и возможных последствий, описание практик предупреждения ситуаций насилия в образовательной среде различных государств, перечень конкретных организационно — управленческих и информационно — просветительских мер, реализация которых,  по мнению авторов, будет способствовать профилактике насилия и оказанию помощи участникам конфликтной ситуации в условиях образовательной среды, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников образовательной организации по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. Также в нем приведены примеры реагирования на случаи насилия, советы родителям как обижаемого ребенка, так и  ребенка-обидчика.

Авторы Пособия адресуют его руководителям и сотрудникам (учителям, психологам, социальным педагогам и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Вместе с тем оно может оказаться полезным и для родителей.

В Пособии насилие в образовательной организации определяется как «спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, происходящие на территории, в помещениях образовательной организации, во время занятий, перемен, а также по пути в школу (училище) и обратно домой, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой (училищем) или во время этих мероприятий (например, экскурсий)». Такое понятие насилия в образовательной среде поможет родителям правильно квалифицировать возникшую ситуацию.

К примеру, удары рукой, ногой, каким-либо предметом, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др. – все это рассматривается как физическое насилие.

Насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек), высмеивание, отказ от общения (байкот), недопущение в группу, в игру, спортивное занятие или другое мероприятие, а также оскорбления, унижения и грубые слова, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом (классом, школой) — расцениваются как психологическое насилие.

Порча и/или насильственное отбирание имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у обучающихся или работников – квалифицируется как нанесение ущерба конкретному лицу или образовательной организации. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство — разовое или периодическое.

Предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности или любого другого признака  — расценивается как  дискриминация.

Насилие может быть физическим и словесным, в форме однократных насильственных действий и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли.

Среди причин, способствующих проявлению  насильственных действий в школе, авторы Пособия называют: неблагоприятный социально-психологический климат, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей и др.

Применяя телесные наказания, употребляя грубые, унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, подвергая дискриминации, жестко регламентируя все аспекты жизнедеятельности обучающихся, предъявляя завышенные требования к учебе или дисциплине, занижая оценки в качестве наказания за нежелательное поведение, работники школы, по мнению авторов Пособия, лишь провоцируют ответные насильственные действия.

Непринятие со стороны администрации, педколлектива   школы адекватных мер к участникам насильственных действий, замалчивание их, усиливают у обидчиков чувство безнаказанности, а у пострадавших  — чувство безисходности.

Разработка политики по вопросам предупреждения и реагирования на случаи насилия, создание безопасной инфраструктуры, оказание помощи участникам конфликтной ситуации, доброжелательный стиль общения, взаимодействие с  соответствующими службами,  профессиональная подготовка и обучение педагогических работников, обучающихся и другого персонала по вопросам предупреждения насилия, информирование и поддержка родителей обучающихся, столкнувшихся с проявлением насилия и т.д., по мнению авторов Пособия, способствуют предотвращению насильственных действий в образовательной среде, а в случае их возникновения — минимизации их последствий.

Словом, Пособие несомненно окажет определенную помощь родителям в вопросах предупреждения насилия не только в образовательной среде, но и в семье.

Примечание. Согласно ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании  в РФ» (далее – Закон) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст.43 Закона дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.

Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации.

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Куда жаловаться?

Статья 45 Закона определяет, куда следует обращаться родителям для защиты своих прав и прав своих детей:

«В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов».

 

Пособие можно найти, например,  по ссылке

http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf

Также в блоге

Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?

Права российских детей теперь будет защищать Анна Юрьевна Кузнецова

Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Автор:
* * *

Есть что добавить?

Ваш e-mail не будет опубликован.
You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>