Жизнь, в том числе и школьная, без конфликтов не бывает. Нередко в школе возникают конфликты не только между учениками, но и между учителями и учениками, между учителями и родителями. Самые острые конфликты — это, конечно, конфликты между учителем и родителями.

Если возник школьный конфликт, то, прежде всего,  надо попытаться решить его в стенах школы.

Федеральный  закон  «Об образовании в РФ»  (ст.45) определяет, что это можно сделать, обратившись в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (далее -Комиссия).

Что такое  комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Такая Комиссия создается в школе для урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, особенностей применения локальных нормативных актов.

В Комиссию вправе обращаться сами обучающиеся, их родители (законные представители), в том числе, от собственного имени, педагоги, руководящие работники школы.

Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Важно заметить, что решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в школе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

Состав Комиссии

Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы. Комиссию возглавляет председатель, избираемый членами Комиссии простым большинством голосов. Руководитель школы не может быть избран председателем Комиссии. Работа Комиссии оформляется протоколом.

Разрешение конфликта

Задача Комиссии  — объективно рассматривать обращения участников образовательных отношений, а при принятии  решения — руководствоваться правилом соблюдения их прав и свобод.

Для того, чтобы грамотно и достоверно решить конфликт, Комиссия обращается за данными к участникам спора, использует в своей деятельности различные нормативные документы, информационную и справочную литературу, заслушивает мнения сторон.  Комиссия также вправе пригласить свидетелей конфликта или соответствующих специалистов, а также несовершеннолетнего обучающегося для дачи устных объяснений, показаний, при условии, что это не нанесет психологической травмы ребенку  и соответствует морально-этическим нормам.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

В случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) обучающего или работника школы информация об этом направляется руководителю школы, который и принимает к обучающемуся, работнику школы меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Решение Комиссии принимается открытым голосованием. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании членов Комиссии.

Примечание. В соответствии со  ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ» родители (законные представители) обучающихся также могут защитить права несовершеннолетних, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется школа, использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.

Заявление в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений можно написать в простой форме, например, (примерная форма):

Председателю комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений  (наименование школы)

родителя (законного представителя) (ФИО) ученика (класс, ФИО ученика)

Заявление

Прошу разрешить  конфликтную ситуацию:  (указать суть конфликтной ситуации и суть претензии).

Дата

Подпись

Источник:  Федеральный закон  № 273-ФЗ от 29.12.2012

http://273-фз.рф/modeli/polozhenie-o-komissii-po-uregulirovaniyu-sporov-mezhdu-uchastnikami-obrazovatelnyh-otnosheniy

http://eduface.ru/consultation/ombudsmen/osobennosti_zawity_prav_obuchayuwihsya_v_obrazovatelnoj_organizacii_komissiya_po_uregulirovaniyu_sporov_kak_sposob_razresheniya/

 

P.S. Конфликты между учащимися разрешаются  школьной службой примирения (см. в блоге).

Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений: 8 комментариев

  • 06.09.2016 в 19:30
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Не нашла в какой ветке задать вопрос, поэтому задаю здесь. Мой ребенок благополучно сдал ЕГЭ и перешел в 10 класс. Собирается поступать в технический ВУЗ. Но в расписании в этом году не увидели такого предмета, как Физика. Этот предмет стоит 8 уроком, как факультатив.
    Нам для поступления в ВУЗ нужен этот предмет, наравне с информатикой. Имеет ли право образовательное учреждение убрать предмет совсем из программ? Ставить такой сложный предмет в расписание 8 уроком? Можем ли мы, опираясь на какие-то законы вернуть данный предмет в расписание уроков?
    Спасибо

    Ответить
    • 07.09.2016 в 11:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Дело в том, что принципы построения федерального базисного учебного плана для X—XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а при определённых условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Таким образом, в зависимости от профиля школы учебные предметы могут изучаться на базовом или профильном уровне. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык «, «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».
      Вам следовало бы выбрать школу, в которой введены либо физико-математический, либо физико-химический, либо индустриально-технологический профиль, где физика изучается в объеме 10 час. в неделю. Пока положение можно поправить.
      Информация предоставлена на основании Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312 с последующими изменениями.

      Ответить
      • 07.09.2016 в 13:52
        Постоянная ссылка

        Спасибо большое за оперативный ответ. Но я все таки уточню. Школу менять не вариант. Получается, что мы может составить свой учебный план, включив в него те предметы, которые нам интересны? Если химия и биология не являются обязательными предметами и нам они не нужны, то можно их не посещать?

        Ответить
        • 08.09.2016 в 09:43
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Юлия! Нет, это не так. Учебный план обязателен к исполнению: школа предлагает — Вы выбираете профиль. Раз Вы выбрали этот учебный план, то и должны по нему учиться. Варианты: семейное образование, самообразование, занятия по индивидуальному учебному плану, если смена школы не вариант

          Ответить
  • 16.12.2016 в 09:14
    Постоянная ссылка

    Добрый день! А что делать если родители конфликтуют в стенах школы? Ни педагог, ни администрация решить конфликт не может. И вправе ли собирать комиссию в таких случаях школа?

    Ответить
    • 17.12.2016 в 15:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Обратитесь с заявлением в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Директор школы обязан по закону об образовании создать такую комиссию.

      Ответить
  • 27.01.2017 в 20:07
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Подскажите, если родители обратились в комиссию с проблемой оскорбления ученика, морального насилия над ним со стороны учителя, но данный учитель на комиссию не является, отказывается давать объяснения как в устной так и письменной форме, т.е не подчиняется ни комиссии ни администрации школы! Как быть в данной ситуации членам комиссии и директору школы? Что нужно и можно предпринять по закону дальше?

    Ответить
    • 28.01.2017 в 14:48
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мария!1. В этом случае следует поступать в соответствии с Положением о комиссии.
      2.В соответствии со ст.45 закона об образовании №273-ФЗ родители могут использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации способы защиты прав и законных интересов ребенка, в т.ч. обратиться в прокуратуру.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *