Начался учебный год.  Однако, для некоторых школьников он может оказаться омраченным прошлогодними «хвостами». Это дети, имеющие академическую задолженность – двойки по итогам прошлого года. Они переведены в следующий класс условно. Для того, чтобы стать полноправным учеником этого класса, им надо  академическую задолженность ликвидировать.

Как ликвидировать академическую задолженность

Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон об образовании) установлено, чтобы ликвидировать академическую задолженность, обучающемуся надо пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету. Для этого ему предоставляются 2 попытки в пределах одного года с момента образования академической задолженности.  Сроки  и порядок ликвидации академической задолженности определяются локальным актом школы. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.

Положение о формах и сроках промежуточной аттестации в школе должно быть размещено на сайте школы.

В первый раз предмет сдается учителю. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз школой создается комиссия.

Если получение образования осуществляется в форме семейного образования, то школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу – направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации в администрацию школы.

Администрация школы обязана создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации согласно закону об образовании  не допускается.

Если академическую задолженность не удалось ликвидировать

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

1.оставляются на повторное обучение в том классе, за который учащийся имеет задолженность;

2.переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

3.переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану, порядок осуществления обучения по которому  определяется школой  самостоятельно, а реализация  осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Следует обратить внимание на положение закона об образовании, что вариант продолжения обучения в случае неликвидации учащимися академической задолженности определяется их родителями (законными представителями).

Обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Согласно закону об образовании, родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить прохождение и получение детьми общего образования.

В случае уклонения родителей от своих обязанностей по помощи в ликвидации академической задолженности (отказ прийти в школу, написать соответствующее заявление и т.д.) администрация школы вправе обратиться в  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и попросить составить протокол административного нарушения в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. В то же время отказ родителей предпринимать какие-либо действия при наличии у их ребенка академической задолженности в школе не является основанием для ограничения их в родительских правах.

Примечание. Согласно закону об образовании академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин, и обучающиеся обязаны её ликвидировать.

Источник: Федеральный закон от 2 9.12.2012 года №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», статьи 34, 44, 58.

Условный перевод обучающегося и его последствия

Условный перевод обучающегося и его последствия: 35 комментариев

  • 11.09.2016 в 10:25
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Непонятно вот что: если в первом классе безотметочная система обучения, следовательно, нет промежуточной аттестации, а ребенок не усвоил материал 1 класса, на каком основании его оставить на повторный год обучения. Ведь по сути у него нет академической задолженности, т.к. он не проходил промежуточную аттестацию?

    Ответить
    • 11.09.2016 в 11:44
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Любовь! Действующее законодательство не предполагает оставление на повторное обучение в первом классе, поскольку в нем не используется отметочная система оценивания. На родительских собраниях учителя должны знакомить родителей обучающихся с особенностями оценивания первоклассников.

      Ответить
  • 20.09.2016 в 09:12
    Постоянная ссылка

    Очень жаль, что учащихся 1-х классов нельзя оставлять на повторное обучение в 1 классе.Как можно переводить во 2-ой класс ребёнка, который не освоил программу 1-го класса? Если школа оставит первоклассника на повторное обучение, то нарушит права ребёнка. Если переведёт,то во благо ли это будет ребёнку? На этот вопрос все, кто работает в школе, ответят: «Нет, это только во вред ребёнку.» Вот и вредим, но зато права ребёнка соблюдены. Надо что-то менять в законодательстве

    Ответить
  • 16.10.2016 в 08:04
    Постоянная ссылка

    Если ребёнок был переведён в 3 класс условно и не сдал академическую задолженность за 2 класс, то индивидуальный учебный план, обучение по которому выбрали родители должен быть составлен по программе 2 класса? Так?

    Ответить
    • 18.10.2016 в 11:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Нина Сергеевна! Все зависит от вашего выбора, в каком класс6е он будет обучаться. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Т.о., в школе должен быть локальный акт типа Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации», в котором Вы и должны найти ответ на свой вопрос. С ним можно ознакомиться на информационном стенде либо на сайте школы.
      В качестве дополнительной информации поясним, что индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.

      Ответить
  • 03.12.2016 в 00:31
    Постоянная ссылка

    eduinspector
    в предыдущем комментарии сказано: Все зависит от вашего выбора, в каком классе он будет обучаться. Вопрос: это выбор родителей или школы?

    Ответить
  • 06.01.2017 в 13:17
    Постоянная ссылка

    Ребенка перевели в следующий класс заочно, хотя ни одной двойки нет , даже в четверти. С начала учебного года его постоянно дергают, пугают ,что оставят на второй год.Да ребенок учится слабо и я помогаю ему с выполнением домашних заданий, вместе сидим читаем, разбираем, отвечаем на вопросы, на что классный руководитель и директор меня стыдят. Он у нас занимается спортом, тратит очень много сил и времени, нас заставляют бросить спорт, но ребенку нравится . Ввиду этого у нас конфликт с классным руководителем и директором, постоянно его дергают, унижают.Могут нас оставить на второй год или нет, подскажите пожалуйста.

    Ответить
    • 08.01.2017 в 09:59
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! 1.Такого понятия как «заочный перевод» — нет, есть условный перевод, который применяется к учащимся, имеющим академическую задолженность, т.е. «двойки». 2.То, о чем вы пишите можно квалифицировать как меры психического воздействия на ребенка, нарушением его прав на образование, что педагогам запрещено законом. Советуем поговорить в спокойном тоне с директором об этом и напомнить ему, что у вас есть право обратиться в том числе в прокуратуру и суд. Запаситесь фактами (свидетели, видео, аудио записи).

      Ответить
  • 08.01.2017 в 23:26
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, ребенок по окончанию 6 класса имеет двойки по русскому языку и математике, летом он прошел ПМПК, ему поставили диагноз ЗПР, по результатам прохождения промежуточной аттестации по материалам для детей с ЗПР, не набирает необходимых баллов, что делать в этой ситуации, оставлять на повторное обучение?

    Ответить
      • 19.01.2017 в 20:51
        Постоянная ссылка

        Добрый вечер!У нас вопрос.По заявлению родителей ребёнок неуспевающий по пяти предметам во 2 классе был оставлен на повторное обучение. В течение 2 четверти прошёл ПМПК, диагноз-умственная отсталость (интеллектуальные нарушения. Получается, что сейчас его надо перевести обратно в 3 класс, к своему возрасту?.На основании какого документа это сделать и как правильно оформить?

        Ответить
        • 20.01.2017 в 16:34
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Татьяна! ПМПК вам должны были выдать заключение с рекомендациями. Если вы с ним согласны-пишите заявление на имя директора.

          Ответить
  • 02.02.2017 в 14:10
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста !
    Мой сын закончил 8 класс с(двойкой по геометрии) , его условно перевели в 9 класс , академическую задолженность по геометрии за 8 класс он сдать не смог, учитель говорит , что нужно заново учиться в 8 классе !
    вопрос :
    допустят ли его к выпускным экзаменам в 9 классе ?!
    оставят на второй год в 9 классе или переведут обратно в 8 ?!!
    Спасибо!

    Ответить
    • 03.02.2017 в 09:09
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Максим! В соответствии со ст.68 закона об образовании обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

      Если академическую задолженность не удалось ликвидировать, то обучающиеся по усмотрению их родителей:
      1.оставляются на повторное обучение в том классе, за который учащийся имеет задолженность;
      2.переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
      3.переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану, порядок осуществления обучения по которому определяется школой самостоятельно, а реализация осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
      Как видите, вариант продолжения обучения определяется родителями. Если со здоровьем у ребенка все в порядке, то чтобы не терять год, советуем выбрать вариант 3. Ребенок будет учиться в 9 классе, а по геометрии заниматься по индивидуальному учебному плану. Если позволяют средства, наймите репетитора. Это все же лучше, чем второгодничество.

      Ответить
  • 02.02.2017 в 14:23
    Постоянная ссылка

    1.2. Понятие «условный перевод» в следующий класс применяется к обучающимся всех классов (кроме 1, 9, 11 классов) основного общего образования, которые по результатам учебного года не аттестованы или получили годовые (итоговые) неудовлетворительные отметки не более, чем по двум учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
    получается они не могли Моего сына условно переводить в 9 класс ?

    Ответить
    • 03.02.2017 в 09:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Максим! Нет, это не так. Ваш ребенок имеет академическую задолженность за 8 класс, а не за 9 — выпускной. Условный перевод в выпускном классе не применяется понятно почему.

      Ответить
  • 19.02.2017 в 21:16
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Разъясните такую ситуацию. По Положению школы — промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы. Если ученик имел удовлетворительные отметки и получил на промежуточной аттестации «2» — это и есть академическая задолженность? А если ученик имеет годовую «2» по предмету — это и считается академической задолженностью? Ему не надо писать уже итоговую контрольную работу?

    Ответить
    • 20.02.2017 в 11:50
      Постоянная ссылка

      Добрый день, 345stepan@rambler.ru! В соответствии со ст.58 Федерального закона «Об образовании в РФ»:
      1. освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенны учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Т.о., промежуточная аттестация может проводиться как при прохождении отдельной части образовательной программы, так и всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, ее формы определяются учебным планом, а порядок проведения — образовательной организацией; 2.академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Т.о.академическая задолженность это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации, которые, как правило, являются следствием неудовлетворительного освоения образовательной программы;
      3.обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. Как видите, ученику предоставляется возможность пройти промежуточную аттестацию 2 раза;
      4.кроме того, обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно, а не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

      Ответить
  • 31.03.2017 в 12:24
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, ситуацию. Учащийся закончил 7 класс с академической задолженностью, после предоставленных двух возможностей задолженность не ликвидирована. Учащийся продолжает обучение в 8 классе условно. По результатам промежуточных аттестаций (1 триместр, 2 триместр) и в 8 классе уже имеет неудовлетворительные оценки. Мама учащегося не соглашается писать заявления ни по одному из трёх возможных в законе вариантов продолжения обучения и на комиссию идти отказывается. На комиссии по делам несовершеннолетних ей вынесено предупреждение, но заставить написать заявление о форме продолжения обучения они её не могут. Как поступить администрации школы в этом случае? Заранее спасибо.

    Ответить
    • 01.04.2017 в 11:45
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна!Согласно ст.58 Закона об образовании обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
      Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
      Как видите, ребенок не должен был обучаться в 8 классе. У родителей есть выбор только из следующих вариантов: повторное обучение, обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК, обучение по индивидуальному учебному плану. Но время упущено. Вы загнали в угол ребенка и школу: т.к. за 7 класс материал ребенком не освоен, поэтому и в 8 классе он не мог быть успевающим. Совет: попробуйте убедить родителей перевести ребенка на индивидуальное обучение, позаниматься с ним в оставшееся время и еще летом, подогнать материал и перевести в 9 класс, может быть даже условно и далее продолжить занятия по индивидуальному плану. Короче, школе придется поднапрячься!

      Ответить
  • 03.04.2017 в 13:31
    Постоянная ссылка

    Спасибо за подробный ответ! Хочу уточнить, если вторая аттестация у ученика была в декабре, то его надо было вернуть обратно в 7 класс? И ещё вопрос: работа с ним по индивидуальному плану учителям не оплачивается или как этот процесс оформлять?
    Спасибо.

    Ответить
    • 05.04.2017 в 08:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! 1.Да, это так. 2.Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, индивидуальный учебный план — это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. В соответствии с п.3 ч. 1 ст.34 Федерального закона № 273-ФЗ обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами. Следовательно, такой локальный акт надо иметь.
      В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Режим работы учителей по индивидуальному учебному плану также регламентируется на локальном уровне.

      Ответить
  • 05.04.2017 в 09:17
    Постоянная ссылка

    Добрый день, что делать , если родители ребенка, который имеет задолженности, переведен условно и не сдал дважды, НЕ ХОТЯТ выбирать ни один из предложенных законодательством вариант???

    Ответить
    • 06.04.2017 в 09:12
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Согласно ч. 9 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся по программам общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Т.о., вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. Поэтому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за родителей. Попробуйте воспользоваться положениями Семейного кодекса РФ и воздействовать на родителей через другие организации.

      Ответить
      • 07.04.2017 в 04:40
        Постоянная ссылка

        Спасибо за разъяснения. Пробовали, в лучшем случае родители оплачивают штраф по ст.5.35, «а воз и ныне там»… Ребенок обучается в классе условно и переводится в следующий условно…

        Ответить
  • 25.04.2017 в 14:24
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста у меня ребенок учится в 8 классе, из-за частых болезней часто пропускает школу и в конце года совсем перестал учиться. Справки у нас есть не все, т.к. помимо простудных болезней у ребенка болит и живот и голова и руки и ноги (ставят психо-соматику), я иногда оставляла ребенка дома без справки. Во 2м триместре нас не аттестовали по 3м второстепенным предметам (информатика, ОБЖ, физ-ра). Сейчас ребенок находится на полном обследовании на дневном стационаре и не посещает школу. Нам сказали, что нас не аттестуют ни по одному предмету и отправят на осень. Правомерно ли это? Первый триместр ребенок закончил на 4 и 5, во 2м по главным предметам тоже были 4ки. Заниматься учителя с ребенком летом не хотят и экзаменационные билеты также не дают.
    Подскажите что делать?

    Ответить
    • 26.04.2017 в 10:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! В настоящее время такого понятия как «оставление на осень» нет. Согласно закону об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ ст. 58 освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.
      Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или условно.
      Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
      Таким образом, ваш ребенок, если не пройдет промежуточную аттестацию, то он переводится в 9 класс условно и должен в установленные школой сроки ликвидировать имеющую академическую задолженность. Если он её не ликвидирует, то у вас есть выбор: либо остаться на повторное обучение в 8 классе, либо перейти на обучение по индивидуальному учебному плану, а если будет рекомендация ПМПК — на обучение по адаптированной образовательной программе. Т.е, выбор за вами, а не за школой.

      Ответить
  • 12.05.2017 в 14:53
    Постоянная ссылка

    Добрый день, совсем запуталась с понятием «Академическая задолженность». Если у ребенка в первом триместре по одному предмету стоит «неудовлетворительно» это можно считать академической задолженностью? Другими словами итоговую оценку за триместр можно считать за непрохождение промежуточной аттестации? А так же не совсем понятно со сроками закрытия академической задолженности. В законе сказано, что академическая задолженность закрывается в пределах одного года с момента образования т.е. если задолженность образовалась по итогу первого триместра в декабре, то и задолженность должна быть ликвидирована не позднее декабря?

    Ответить
    • 14.05.2017 в 14:46
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! 1.Академическая задолженность — это или неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, или непрохождение ( т.е. не явился) промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин, т.е. или то или то. В вашем случае – это неуд за триместр по предмету.
      2.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
      Т.о.,. сроки прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией, и они определяются в пределах одного года с момента образования академической задолженности, а не через год и не через два. В вашем примере, если. неуд получен в декабре 2017 года, то ликвидировать его можно в сроки не позднее декабря 2018 года, а не в 2019 году (такое ограничение обычно важно для обучающихся в организациях СПО или вузе).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *