Об обучении учащихся на дому разъясняет Минпросвещения России

В Методических рекомендациях по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (edu.gov.ru ) Минпросвещения России разъяснены многие вопросы обучения длительно (более 21 дня) болеющих детей.

Как отмечает Минпросвещения России, разъяснения Рособрнадзора об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении, направленные  в регионы     письмом от 7 августа 2018 г. N 05-283 , в основном,  предназначены для организации работы при осуществлении госконтроля (надзора) в сфере образования органами управления образованием субъектов РФ и мониторинга организации образования детей на дому.

Приложение к письму Минпросвещения России  от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому» (далее – Разъяснения) содержит разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, необходимые как для общеобразовательных  организаций,  так и для родителей (законных представителей), дети которых получают образование на дому.

Основания для обучения   ребенка на дому

Согласно действующему законодательству (ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ),  основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с  приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н  и заявление  родителей (законных представителей) обучающегося. Порядок организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом органа госвласти субъекта РФ.
Как осуществляется обучение на дому
Минпросвещения разъяснено, что  обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ (далее – сетевая форма).
Примечание. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании договора между организациями.

При этом часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а в случае, если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена ребенком в стенах школы.
Разработка ИУП

Разъясняется, что обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – организация).

Примечание. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по ИУП, в том числе ускоренное, ст.34 ФЗ об образовании отнесено к академическим правам обучающегося.
ИУП разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС общего образования.
ИУП разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы – совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.
Об учебном плане и учебном графике

Данный вопрос долгое время являлся проблемным и для школ, и для родителей (законных представителей) детей, обучающихся на дому.  В Разъяснениях поясняется, что индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются организацией с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.
При прохождении обучения в соответствии с ИУП график его реализации может быть изменен организацией  с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10  и СанПиН 2.4.2.3286-15.

Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.
Примечание. 1.Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (СанПиН 2.4.2.2821-10)  при 6-ти-дневке (при 5-ти-дневке) в часах составляет: 1кл.  – (21);  2-4 кл.-  26 (23);  5 кл.- 32 (29);  6 кл.-   33 (30);  7 кл.- 35  (32); 8-9кл. –  36 (33);  10-11кл – 37  (34).

2.Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся с ОВЗ в час. составляет: 1 кл. -21; 2-4 кл. – 23; 5 кл. -29; 6 кл. -30; 7 кл. – 32; 8-9 кл. -33;.10-11 (12) кл. -34.

3.Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности  независимо от продолжительности учебной недели, не более  10 час.

Разъяснено, что в случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с ФГОС, необходимо разработать для такого обучающегося ИУП, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.

В случае организации начального общего образования учащегося с ОВЗ и образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность (до 10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), в рамках которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога.

Также обращено внимание на недопустимость преподавания всех учебных предметов учебного плана основного общего и среднего общего образования одним учителем-предметником.

 О ГИА и заполнении аттестатов об образовании
Учащимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия сдачи ГИА  на дому (при их желании).
Разъяснено, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 ” в графе “Наименование учебных предметов” указываются сведения о результатах освоения выпускником образовательной программы соответствующего уровня, в частности, наименования учебных предметов в соответствии с учебным планом образовательной программы соответствующего уровня. Форма получения образования в аттестате и приложению к нему не указывается.
О компенсации родителям (законным представителям) детей,  обучающихся на дому

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изменениями) размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому  определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Минобрнауки России  письмом от 14 января 2016 г. N 07-81  «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» разъяснило следующее.

В соответствии со статьей 35 ФЗ  об образовании учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания детям, обучающимся на дому, предоставляются в пользование на время получения образования бесплатно.

Согласно части 7 статьи 79 ФЗ об образовании,  обучающиеся с ОВЗ  обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Минобрнауки считает, что одним из видов затрат на организацию обучения на дому детей-инвалидов может быть оплата услуг доступа рабочих мест детей-инвалидов к информационно-коммуникационной сети “Интернет” при организации их дистанционного обучения.
Дети-инвалиды, как имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Источник:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому

http://docs.cntd.ru/document/456037211

Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

http://docs.cntd.ru/document/560524474

Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 года N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»

http://docs.cntd.ru/document/552070580

Оставьте комментарий