Ох, и трудная эта работа – составить правильное расписание уроков

Одним из важных документов  организации учебно-воспитательного  процесса в школе является расписание уроков, К сожалению, оно нередко вызывает нарекания родителей, приводит к конфликтам с школьной  администрацией. Как же родители могут  убедиться, что  расписание уроков составлено правильно? Например, для  оценки расписания уроков в качестве критериев могут  быть взяты  санитарно-гигиенические требования СанПин 1.2.3685-21, а также рекомендации Роспотребнадзора МР 2.4.0331-23 от 10.11. 2023 г.

О расписании

Расписание уроков – это документ, определяющий распорядок занятий в течение дня, недели, всего учебного года, объем домашних занятий и труд учителей,  а также это основа для установления  распорядка работы учебных кабинетов, спортзала, библиотеки, дежурства по школе, родительских собраний, организации воспитательной работы, внеурочной деятельности,  деятельности ученических организаций и др.

За расписание в школе отвечает один из заместителей директора. Для составления расписания могут использоваться специальные  компьютерные программы.

Минпросвещения России письмом от 17.12.2021 N 03-2161  направило в регионы для использования в работе Методические рекомендации по составлению расписания уроков, в которых родители могут ознакомиться с образцами расписания для обучающихся начальных классов, 5-9  и 10 -11 классов, пройдя по ссылке: 03-2161_17.12.2021.pdf (tambov.gov.ru).

В начале учебного года  в течение  нескольких дней расписание уроков  проходит в школе апробацию,  в ходе которой устраняются нежелательные моменты, потом утверждается  директором школы или его приказом и 5 сентября размещается на информационном стенде школы и в учительской.  Публиковать расписание уроков на сайте школы не обязательно.

Поскольку при составлении расписания приходится учитывать множество различных данных, составить идеальное расписание практически невозможно. Кроме того, ежедневное расписание редко соответствует оригиналу, так как учителя могут отсутствовать по разным причинам и их уроки приходится замещать другими  педагогами, в период эпидемии ОРВИ некоторые классы могут уходить на карантин, могут быть нарушены условия работы отдельных кабинетов и т. д.

Пятидневка или шестидневка – что лучше?

Характер расписания зависит от режима работы школы:  пятидневка или шестидневка, который школа выбирает самостоятельно. Лучше, если это делается  совместно с родителями (родительским комитетом).

Выбор режима работы школы осуществляется с учетом санитарно-гигиенических требований, изложенных в пункте 6.6  СанПиН 1.2.3685-21 (см по ссылке: https://docs.cntd.ru/document/573500115?ysclid=lb1sjht4j315182185).

Согласно этим требованиям:

уроки начинаются в 8.00, заканчиваются (вторая смена) в 19.00; нулевые уроки не проводятся;  первые классы работают только по 5-дневке;

продолжительность урока не более: в 1  классах  – 40 мин, во 2-11 – 45 мин;

количество уроков в день должно быть не более:

1 классы  – 4 урока  и 1 раз в неделю 5 уроков при 3 уроках физкультуры;

2-4  классы – 5  уроков и 1 раз в неделю 6 уроков  при  3 уроках физкультуры;

5,6 классы  – 5 уроков;

7-11 классы  7 уроков.

Важно! В связи с введением за счет внеурочной деятельности по понедельникам первым уроком проводятся «Разговоры о важном», а по четвергам в 6-11 классах урок профориентации «Россия – мои горизонты», т.о., количество уроков увеличивается в 1-5 классах на 1, а в 6-11 классах на 2. Эти уроки в максимально допустимое число уроков  не входят.

Недельная учебная  нагрузка обучающихся 1-11 классов составляет (5 дн/6 дн): 1 классы 21 урок (только пятидневка);    2-4 классы –  23/ 26,  5 классы -29/32,    6 классы -30/33, 7 классы -32/35,  8-9 классы -33/36,  10-11классы – 34/37.

Расчеты показывают, что хотя  при шестидневке число уроков в неделю больше, ежедневная учебная нагрузка несколько меньше.

Схема проверки оптимальности расписания уроков в отдельно взятом классе

1.Выясняем, в каком режиме работает школа и учитывалось ли мнение родителей при его выборе.

2. Считаем  количество уроков  в день без учета урока  «Разговоры о важном»  и урока профориентации.  Оценка положительная, если соблюдаются требования  СанПин.

3.Подсчитываем в расписании количество уроков в неделю без учета урока «Разговоры о важном» и урока  профориентации. Оценка положительная, если полученная сумма не превышает нормативы СанПин в соответствии с режимом работы школы.

4.Руководствуясь шкалой трудности учебных предметов, представленной в СанПин (таблицы 6.9, 6.10, 6.11) или в МР, подсчитываем сумму баллов по дням недели в  классе. Расписание оценивается положительно,  если  наибольшая сумма  баллов  во 2-4 классах приходится на  вторник или (и) среду, а в 5-11 классах   – на вторник, среду и четверг. Расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник, пятницу или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

5.Руководствуясь шкалой трудности учебных предметов, отмечаем распределение уроков по степени их трудности в течение дня. Расписание оценивается положительно, если нет нулевых уроков; если  наиболее трудные предметы проводятся на 2 и 3 уроках либо на 2,3,4 уроках, чередуются  с менее трудными и не наблюдается  сочетание 2 -3 трудных уроков подряд, а предметы естественно-математического профиля чередуются с гуманитарными предметами;  если после уроков  физической культуры не  стоят уроки с письменными заданиями; если  нет сдвоенных уроков по одному предмету за исключением уроков труда, физкультуры на лыжную подготовку; если в один день не  стоят предметы, требующие большой домашней подготовки; если  согласованы  первая  и вторая половины дня.

На заметку. Трудными являются не только такие предметы как математика, физика, химия, русский язык и др., но и те учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые. Учитываем это при анализе.

Наиболее продуктивными  днями являются  вторник и среда, а уроками – 2 и 3.  Они предназначены для предметов повышенной трудности.

Понедельник характеризуется невысокой работоспособностью.. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее  к пятнице и субботе.

Поэтому  в понедельник и пятницу, а тем более в субботу, не рекомендуется ставить уроки повышенной трудности, проводить контрольные работы, промежуточную аттестацию.

Уроки могут сдваиваться на  контрольные и лабораторные работы, промежуточную аттестацию.

Важно! При оценке расписания надо рассматривать расписание конкретного класса в комплексе всех классов – комплектов школы, а также  и других параметров,  которые учитываются при составлении школьного расписания, в том числе кадровый состав учителей,  их учебная нагрузка, классное руководство, отсутствие или минимальное количество у учителей «окон», предоставление,  по возможности, учителям методических  дней, загруженность учебных кабинетов, мастерских, спортзалов и многое, многое  другое. И тем не менее в расписании не допустимы существенные нарушения, ибо корректно составленное расписание способствует рациональной организации образовательного процесса, созданию благоприятного микроклимата, оказывает положительное влияние на успеваемость обучающихся.

Куда обращаться в случае претензий к расписанию?

 Если  в школе нарушаются санитарно-гигиенические требования к расписанию уроков (продолжительность уроков и перемен, начало либо окончание занятий, сменность, учебный план и др.), родителям следует  прежде всего  обратиться за разъяснениями к руководству школы. Если ответ  родителей не устроит, то  они вправе обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа, Роспотребнадзор, прокуратуру.

Кстати

 Как сообщается на сайте прокуратуры Тюменской области (Новости прокуратур региона – Прокуратура Тюменской области (genproc.gov.ru)),  заместитель директора одной из тюменских школ оштрафована за нарушения санитарно-гигиенических требований СанПин  при составлении расписания: 13.09.2023 в расписании уроков для 9 классов назначено по 8 и 9 уроков при максимуме 7 уроков в день. Квалифицировано как административное правонарушение по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.

Справочно

10 ноября 2023 года Роспотребнадзор впервые утвердил Методические рекомендации МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях (далее -МР),  которые содержат комплекс предложений по организации мероприятий по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся  начального, основного, среднего общего и дополнительного образования с учетом санитарно-эпидемиологические требования  санитарных правил  СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, а также рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объем образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся.

Отдельным разделом в МР представлены  рекомендации по составлению расписания занятий, а в приложениях к МР приводятся примеры расчета распределения трудности учебных предметов в динамике учебной недели, примеры расписаний уроков для обучающихся 1-х классов, начального, основного и среднего общего образования, для обучающихся 10 класса универсального профиля, а также динамика умственной работоспособности обучающихся. МР можно посмотреть по ссылке: “МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.11.2023)

 Источник

Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” от 28 января 2021 – docs.cntd.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 17.12.2021 N 03-2161 О направлении методических рекомендаций (вместе с Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся начального общего образования, Основными требованиями и рекомендациями к составлению расписания для обучающихся основного общего и среднего общего образования) :: СудАкт.ру (sudact.ru)

4 комментария к “Ох, и трудная эта работа – составить правильное расписание уроков”

  1. Родители могут обратиться хоть куда. Но что делать если нагрузка у учителей либо 40+, либо студенты, которые могут работать только в определённое время. Работать студентам разрешили, а перейти на свободное расписание – нет. В таких условиях составить расписание не представляется возможным

    Ответить
    • Добрый день, Алла Александровна! Вы совершенно правы. В любом случае составить идеальное расписание, учитывающие все требования, невозможно. Но надо стремиться к оптимальному варианту в конкретных условиях. Чтобы снять напряжение с родителями, желательно не игнорировать их, а разъяснять свою позицию. Родители всегда поймут что к чему.

      Ответить
  2. Добрый день. Ребенок учится в первом классе.
    Мне не очень понятно: почему в учебный план не включены внеурочные занятия.
    Может ребенок вообще имеет право их не
    посещать? Нигде на сайте школы они не отражены.
    http://nvkz.sch69.kuz-edu.ru/files/nvkz.sch69/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%202023-2024/4.%20%D0%A3%D1%87%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%9D%D0%9E%D0%9E%205-6%20.pdf

    Ответить
    • Добрый день, Ирина Грачева! Согласно ФОП НОО,внеурочная деятельность в учебный план НОО не входит, а осуществляется по отдельному Плану внеурочной деятельности. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.

      Ответить

Оставьте комментарий