Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС – рекомендации Минпросвещения

Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) (далее –  Рекомендации).
Что такое внеурочная деятельность

Как сказано в Рекомендациях, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО  достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая  часть образовательного процесса.

Под внеурочной деятельностью понимается  образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Отмечается, что План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы школы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено до 1320 часов на уровне начального общего образования и до 1750 часов на уровне основного общего образования, или 10 часов в неделю в каждом классе.

Как сказано в Рекомендациях, формы внеурочной деятельности  должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Содержание внеурочной деятельности

Рекомендуется часы внеурочной деятельности  использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.

Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:

1.Преобладание учебно-познавательной деятельности  (наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);

2.Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные  занятия  с обучающимися,  испытывающими затруднения в учебе, в освоение иностранных языков, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);

3.Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия с обучающимися в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;  занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).

Распределение  времени, отведенного на внеурочную деятельность

Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю рекомендовано  распределить следующим образом:

Обязательная часть (для всех)

1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности “Разговоры о важном” (понедельник, первый урок);

1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);

1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

Вариативная часть

3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов “Орлята России”);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта “Россия – страна возможностей”).
В Рекомендациях приведены также направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации, перечислены меры дополнительной методической поддержки образовательных организаций и управленческие механизмы организации внеурочной деятельности. В приложении приводится  Чек-лист, который позволит провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО.

Справочно

ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской   академии образования” разработаны и опубликованы на портале “Единое содержание общего образования” (https://edsoo.ru/Vneurochnava_deyatelnost.htm) материалы по          организации внеурочной деятельности обучающихся:

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Рекомендуемые направления внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Перечень программ внеурочной деятельности

Источник:

методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 ” Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 

Оставьте комментарий