Об учебной нагрузке детей, обучающихся на дому, и учёте её при тарификации учителей

В нашем блоге в статье «Обучение детей на дому – отличительные особенности» подробно рассказано, что такое обучение на дому и как оно организуется. Вместе с тем, у родителей, дети которых обучаются на дому, нередко возникают вопросы о количестве часов недельной нагрузки для таких обучающихся. Кроме того в некоторых школах родители испытывают затруднения в переходе на такое обучение.

В настоящее время в письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» даны разъяснения о заболеваниях, которые дают право детям обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке для таких детей.
Разъяснено следующее.
1.Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2.Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) к директору школы.
3. В настоящее время Перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, пересмотрен и утверждён приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н.
Однако, врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный Перечень (соответствующие разъяснения даны в письме Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).
4.Учебная нагрузка при обучении детей на дому и в медицинских организациях определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15 (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
5. Письма Минпроса СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», согласно которым учебная нагрузка составляла в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов, приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 признаны утратившими силу.
6.При обучении детей на дому предусмотрены различные формы организации образовательного процесса: приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе.
Примечание
1.Экзамен на дому.  Согласно приказам Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» и от 07 ноября 2018 г. №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
Для этого родителям (законным представителям) ребёнка необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Во время экзамена для обучающихся на дому обеспечиваются специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе присутствие ассистентов, использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств; выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию экзаменующегося; увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа; организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена и другие условия.
2. Об определении учебной нагрузки учителей, обучающих детей на дому. Согласно п. 2.5 Приложения 2, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.
В соответствии с п.4.2 Приложения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Источник:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
(http://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-07.08.2018-N-05-283/)
Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

18 thoughts on “Об учебной нагрузке детей, обучающихся на дому, и учёте её при тарификации учителей

  1. Добрый день. Работаю учителем в школе. На дому обучается ребенок с умеренной уо и ДЦП. Реберок самостоятельно не передвигается. Сколько по времени должен длится урок у данного ученика. Завуч говорит, что 1 час ( 1 урок протарифицированный) — это 60 минут. Заставляют отрабатывать астрономические часы, а не как в школе по 40 минут.
    Подскажите, где прописано чёткое время работы для детей с индивидуальными возможностями здоровья, у которых много сочетанных нарушений, лежачих детей

    1. Добрый день, Ирина! Советуем ознакомиться в нашем блоге со статьей «Об обучении учащихся на дому разъясняет Минпросвещения России».

  2. добрый вечер. работаю в школе зам.директором по УР недавно. возник такой сложный случай, ребенок временно находится на домашнем обучении. у нас в школе установленная тарификация 505 часов общая нагрузка. если этого ребенка дудем учить на домашнем обучении то откуда идет финансирование для тех учителей которые его учат.

    1. Добрый день, Алгыстаан! У вас это должно быть в муниципальном задании школе, под которое и должно быть заложено финансовое обеспечение. В школе также должен быть соответствующий локальный акт.

  3. Здравствуйте. В январе 2020 года обучающийся 9 класса попал в ДТП. За истекший период находился на стационарном лечении. 31.01.2020 родители принесли справку с рекомендациями обучения на дому (перелом нескольких позвонков). Помогите составить учебный план с указанием дополнительной учебной нагрузки для педагогов.

    1. Добрый день, Наталья! Блог подобными вопросами не занимается. Советуем обратиться в муниципальную либо региональную методическую организацию.

  4. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста нормативный документ, в котором конкретизируется продолжительность урока для обучающихся на дому с интеллектуальными нарушениями в коррекционной школе. Буду очень благодарна.

    1. Добрый день, Елена! СанПиН 2.4.2.3286-15, согласно которому продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса. Советуем также ознакомиться с:
      Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
      http://docs.cntd.ru/document/560524474
      Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 года N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
      http://docs.cntd.ru/document/552070580
      Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому
      http://docs.cntd.ru/document/456037211

  5. Добрый вечер.
    В школе 14 учебных часов в обычных классах и 5 часов — уроки с детьми, находящимися на надомном обучении (посещают отдельные предметы в школе согласно индивидуальному плану). Получающиеся 19 часов — это ставка? Пед.стаж идет? Или эти 5 часов в ставку не входят? Спасибо.

    1. Добрый день, Ирина! Согласно п. 2.5. Приложение 2, утвержденного приказом Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

  6. Добрый день! Ребенок обучается на дому, учителя к нему приходят во 2 половине дня, мать настаивает, чтобы обучение проходило в первой половине дня, но у педагогов нагрузка по 30 часов и они физически не могут приходить к нему с утра. Есть ли какой-либо документ регулирующий этот момент.

    1. Добрый день, Евгения! В соответствии с ч.6 ст.41 ФЗ об образовании в РФ порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Советуем обратиться в региональный орган управления образованием.

  7. Добрый день!
    Ребенок обучается в режиме индивидуального (домашнего) обучения. 3 класс. Диагноз — ТНР, впоследствии справка ВКК для переходя на домашнее обучение согласно приказу Минздрава № 346 (н). Ребенок физически здоров, может посещать учебное заведение. Проблема — психоэмоциональная перегрузка в коллективе (шум, звуки, в итоге — плач, истерика). ПМПК было рекомендовано очное посещение, школа 7 вида, но в связи с проблемами нахождения в классе пришлось переходить на индивидуальное обучение.

    Программа согласно требованиям, установленным для 7 вида, усваивается в полном объеме. На 2020-2021 учебный год установлена нагрузка в количестве 8 учебных часов в неделю, в связи с чем некоторые предметы распределены по 10-20 минут в день.

    Вопрос: возможно ли перераспределить предметы так, чтобы 8 часов посвятить изучению части предметов по программе, а другую часть оставить на самостоятельное изучение?

    1. Добрый день, Татьяна! Советуем ознакомиться с Приложением к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому». Обратите внимание, что обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами школы.
      ИУП разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС общего образования.
      ИУП разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно. ИУП, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются школой с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.
      При прохождении обучения в соответствии с ИУП график его реализации может быть изменен школой с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося.
      Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся с ОВЗ в час. составляет: 1 кл. -21; 2-4 кл. – 23; 5 кл. -29; 6 кл. -30; 7 кл. – 32; 8-9 кл. -33;.10-11 (12) кл. -34.
      В случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с ФГОС, необходимо разработать для такого обучающегося ИУП, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования. Источник информации: Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому» http://docs.cntd.ru/document/560524474
      Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 года N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
      http://docs.cntd.ru/document/552070580

  8. Добрый день! Я преподаю у ребёнка с ОВЗ
    ( колясочник). Я обучала его с 1 класса и знаю. что ребенок очень способный, с сохранным интеллектом. Сейчас он учится в 5 классе. Мне предложили вести у него математику- 1 час в неделю , физкультуру , кубановедение, историю, ОДНКР — по 0,5 часа. Правомерно ли такое распределение часов? Мне кажется ущербным такое преподавание математики, когда вместо 5 часов в неделю, как у детей в школе, предмет урезается в 5 раз.

    1. Добрый день, Татьяна! Как организовать обучение на дому, даны разъяснения в письме Минпросвещения РФ от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому» приложение 1. Приводим необходимую вам информацию по тексту письма:
      Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.3286-15 (поясняем: для 5 кл это 29 час. в неделю).
      Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.
      Часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В случае, если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена ребенком в стенах школы.
      Одновременно обращаем внимание, что в случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, необходимо разработать для такого обучающегося индивидуальный учебный план, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.
      Обращаем внимание на недопустимость преподавания всех учебных предметов учебного плана основного общего и среднего общего образования одним учителем-предметником.
      Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования. Рекомендации по созданию специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
      В случае организации начального общего образования учащегося с ограниченными возможностями здоровья и образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность (до 10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), в рамках которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога).
      Советуем ознакомиться с вышеупомянутым письмом по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/560524474. также вы можете позвонить на горячую линию Минпроса по телефону +7 (985) 457-67-15.

  9. Очень хитрый закон, беспокоится лишь о максимуме часов. На самом деле часов дают на домашнее обучение минимум, опираясь на старые утратившие силу рекомендации 8-10 часов. С такой нагрузкой нарушается право ребенка на образование, лишая его заранее шанса на достойное место в обществе. Домашнее обучение должно состалять 2\3 от общего количества учебных часов в школе.
    Когда предмет преподается 1 раз в месяц?
    Когда ребенок изучает материал за 4 часа в месяц . а обычные дети за 8-12 о каком качестве образования может идти речь!

    1. Добрый день, Елена! Данный вопрос долгое время являлся проблемным и для школ, и для родителей (законных представителей) детей, обучающихся на дому. В Разъяснениях Минпросвещения РФ поясняется, что индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются школой с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.
      При прохождении обучения в соответствии с ИУП график его реализации может быть изменен школой с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося.
      Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10 и Сан-ПиН 2.4.2.3286-15.
      Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 6-ти-дневке (при 5-ти-дневке) в часах составляет: 1кл. – (21); 2-4 кл.- 26 (23); 5 кл.- 32 (29); 6 кл.- 33 (30); 7 кл.- 35 (32); 8-9кл. — 36 (33); 10-11кл — 37 (34).
      Максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся с ОВЗ (Сан-ПиН 2.4.2.3286-15) в час. составляет: 1 кл. -21; 2-4 кл. – 23; 5 кл. -29; 6 кл. -30; 7 кл. – 32; 8-9 кл. -33;.10-11 (12) кл. -34.
      Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.
      Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели, не более 10 час.
      Разъяснено, что в случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с ФГОС, необходимо разработать для такого обучающегося ИУП, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.
      В случае организации начального общего образования учащегося с ОВЗ и образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы на внеурочную деятельность (до 10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений вне-урочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), в рамках которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога.
      Также обращено внимание на недопустимость преподавания всех учебных предметов учебного плана основного общего и среднего общего образования одним учителем-предметником.
      Источник информации: Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *