Лица с интеллектуальными нарушениями вправе получить общее образование

Минпросвещения России в письме от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» разъясняет, что лицо с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.

Разъяснено следующее.
1.Свидетельство об обучении, полученное лицом с интеллектуальными нарушениями, не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные ФГОС начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.
В то же время Свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта (приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292), или обучение в 10 – 12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015).
2.Поскольку в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования без ограничения предельного возраста, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, лицо, в том числе с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от предельного возраста.
Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.
3.Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4.Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в образовательной организации бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
5.Для обеспечения права лиц с интеллектуальными нарушениями, в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
6.Минпросвещения России рекомендовало органам управления образованием субъектов РФ, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.

Источник:
Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
(http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-02.11.2018-N-TS-459_07/)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам”
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

20 комментариев к “Лица с интеллектуальными нарушениями вправе получить общее образование”

  1. Здравствуйте,у меня такой вопрос.Моя дочь пошла в первый класс,в течении первого месяца обучения,учитель поставила ребёнка в угол не известно по какой пречине,после этого ребёнок замкнулся в себе,об этом инциденте мы узнали от детей.В дальнейшем уже 5 октября учитель подготовила документы,в которых она указывает что у ребенка есть интеллектуальные проблемы по разным котегориям,о чем нас родителей не предупредила.Мы предоставили медицинские документы которые глосят,что у ребенка есть проблемы с сердцем и что ему противопоказано занятие физкультурой,нам было разрешено что бы ребёнок занимался с учителем на дому.Только этот же учитель изначально не был расположен к обучению ребенка и не давал ему ни каких новых знаний.Психиатр школы и социальный педагог,предложили нам взять справку на добровольной основе,что наш ребёнок умственно отсталый и обратиться с этим в комитет образования,что бы они выявили проблему у ребёнка или же нашли самостоятельно другую школу.Но без конкретной прописки в другую школу нас ни кто не примет,когда мы обратились за помощью к директору школы,первым её вопросом было,где вы работаете,узнав что мы обычные граждане,а не работники каких либо органов,сразу встала на защиту своего учителя,хотя этот учитель только первый год работает в этой школе.Сообщив о том что у учителя с ребёнком произошёл конфликт и ребенок стоял в углу все уроки,это явное нарушение прав ребенка,директор школы даже не отреагировал на это.Указывая на то,что если мы не хотим брать добровольно справку,то будет назначено школьное МПК на котором они будут решать.А так как ребёнок попросту не готов по вине учителя,хотя контрольную работу он не выполнял и диктант не писал.На нашу прозьбу перевести ребенка к другому учителю,директор отказал и то что ребенок если и перейдёт во второй класс,от дискриминации в дальнейшем он не избавится,а соглашаться с тем что ребёнок умственно отсталый не согласны.Что нам делать.

    Ответить
    • Добрый день, Сергей! 1.Напишите заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование на предмет унижения чести и достоинства ребенка – постановка в угол и др. Сообщите, что вы будете обращаться в прокуратуру и суд для защиты чести и достоинства ребенка ( но для этого надо иметь доказательства, которые могут появиться в ответе на ваше заявление).
      2. В 1 классе отметки не ставят и детей на второй год не оставляют, т.к. промежуточная аттестация в 1 кассе не проводится.
      3. Согласно ст. 58 ФЗ об образовании, без согласия родителей оставить на второй ребенка нельзя.
      4.Рекомендовать представить ребенка на ПМПК школа может только во втором классе и только с согласия родителей.
      5.Для обучения детей на дому должна быть рекомендация ПМПК и медицинского учреждения. Это делается на основании нормативного документа субъекта РФ (можно посмотреть на его сайте).
      6.Без согласия родителей школьный психолог не может работать с ребенком.
      7.Советуем побеседовать с директором в спокойном тоне. Обратите внимание, что работники школы грубо нарушили закон об образовании и у вас есть все основания обратиться в прокуратуру, суд для защиты чести и достоинства ребенка. Выскажите свою просьбу.

      Ответить
  2. Добрый день! Я работаю в доме-интернате для умственно отсталых детей, по решению областного ПМПК нашим воспитанникам старше 18 лет рекомендовано очное обучение по программе 1 и 2 вида. общеобразовательная школа отказывается их обучать. Подскажите, на основании каких документов таких людей, ранее не получивших образования могут обучать.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем ознакомиться с Письмом Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

      Ответить
  3. Здравствуйте, ребенок с синдромом Барде-Бидля (не разговаривает), обучался на дому, закончил 9 кл, предметы были коррекционные СБО, развитие речи и тд. В свидетельстве об окончании школы нужно выставлять оценки по предметам? Какой образец свидетельства есть для таких детей?

    Ответить
    • Добрый день, Оксана Александровна! Для официального ответа советуем обратиться на горячую линию Рособрнадзора
      ТЕЛЕФОН: +7 (495) 984 89 19

      Ответить
  4. Ребенок с УО хочет продолжить обучение в школе после 9 класса .Может ли школа продолжить обучение?

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Советуем ознакомиться с письмом Минпросвещения от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Как сказано в Письме, лицо с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста Подробности читайте в письме).

      Ответить
  5. Ребенок с УО вправе обучаться по программам ООО и СОО всю жизнь? Что может дать такое обучение, ведь все равно он не может получить аттестат об образовании?

    Ответить
    • Добрый день, Мария Кузьмина! Речь идёт о конституционном праве каждого гражданина России на образование. Со счетов нельзя сбрасывать и морально-психологический фактор.

      Ответить
  6. Ребенок умственно отсталый, заканчивает школу. В школе сказали, что не получит справку если не будет участвовать в проекте. Верно. Должен ученик умственно отсталый принимать участие в проектах?

    Ответить
    • Добрый день, ИРЕН! Для решения вопроса советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минпрос, направив свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form

      Ответить
  7. Здравствуйте! У меня такой вопрос: ребенок с ОВЗ на основании свидетельства об обучении решил получить ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ в колледже. Полагается ли ему обеспечение двухразового питания в день за счет государственного бюджета или это предусмотрено только для детей с ОВЗ, получающих ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

    Ответить
    • Добрый день, Вероника! Для официального ответа советуем обратиться в отдел социального обеспечения по месту проживания.

      Ответить
  8. Вопрос. Ребенок с умственной отсталостью легкой степени закончил 9 классов, получил свидетельство об обучении. Учился в коррекционной школе, где нет 10 и т.д. классов. Учебный план только 1-9классы. Но в примерной АООП для детей с умственной отсталостью, есть учебные планыи на 10 и11класс ( речь идет не о общеобразовательной программе, как разъясняется в письме Минпросвещения от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Может ли школа открыть 10 класс и зачислить туда ребенка для продолжения обучения? Если да, то по окончании будет выдано второе свидетельство?

    Ответить
    • Добрый день, Света! Для решения вопроса вам следует обратиться в орган управления образованием по месту жительства. официальный ответ вы можете получить, обратившись в Минпросвещения по телефону горячей линии
      +7 (985) 457-67-15.

      Ответить
  9. здравствуйте, ребенок с умственной отсатлостью в этом году заканчивает 9 класс. он может поступить со свидетельством для получения СПО не в этом году, а через год? и сколько раз он может пройти обучение по СПО? например в этом году на столяра, а в следующем на другую профессию он может пойти учиться?

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! Для официального ответа советуем обратиться в Минпрос на горячую линию по тел.: +7 (985) 457-67-15 либо
      направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
  10. Девочка иностранка обучалась в российской школе 3 года, за 9класс не была аттестована, есть лёгкая форма УО, диагноз был поставлен в другой стране. Может ли она поступить в колледж для приобретения какой – нибудь специальности без диплома?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Такие СПО есть – поинтересуйтесь в вашем регионе. Обучающиеся в них получают профессию и подготовку к ОГЭ. Но получать аттестат надо, ибо согласно ч.5 ст.66 начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

      Ответить

Оставьте комментарий