Честь и достоинство ученика и учителя – уважение и защита

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах», – гласит Всеобщая декларация прав человека.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.г. №273-ФЗ (далее – Закон) ученикам и учителям предоставлено право на уважение и защиту их чести и достоинства, и в тоже время по Закону они обязаны уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.
Однако, практика показывает, что эти требования Закона выполняются не всегда, возможно, еще и потому, что нарушители недостаточно представляют себе что это такое «ЧЕСТЬ» и «ДОСТОИНСТВО».
Если не использовать   строгие научные и философские определения, то эти понятия можно представить себе следующим образом.
Что такое «честь»
«Честь» – это оценка человека с точки зрения норм определенной социальной группы.
Понятие – “честь” включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы, а также определяет что люди могут позволить себе сделать, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния.
Например, честь ученика — это его оценка со стороны родных, близких, знакомых, однокчленов спортивной команды, которые он посещает и т.д.
Честь учителя — это его оценка со стороны школьного, родительского коллектива, профессионального педагогического сообщества района, города, области, страны.
С понятием чести связа­ны обязательные для членов данной социальной группы требования, стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».
Поэтому существуют такие понятия как честь  семьи, класса, школы, воинская честь, девичья честь, профессиональная честь и т. д., а также употребляются выражения: выступил за честь школы, отстоял честь команды, защитил честь страны и др.  В каждой школе для учащихся есть правила внутреннего распорядка, для учителей — профессиональный кодекс педагога.
Потеря чести — это падение моральных устоев.
Что такое «достоинство»
Если «честь» – это оценка морально-нравственных качеств человека как бы “снаружи”, то «достоинство» — это оценка “изнутри”.
Понятие «достоинство» означает уважение человека к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.
Достоинство — одно из нематериальных благ, которое даётся человеку от рождения и которое ему приходится формировать, воспитывать и тренировать в себе в дальнейшем.
Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся не только к себе, но и к другим людям.
Человек с высоким чувством собственного достоинства не будет грубить, дерзить, не будет умалять достоинство другого, а также будет пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было чувство собственного достоинства. Но для этого необходимо, чтобы и сами родители им обладали.
Что значит уважать честь и достоинство
Уважать честь и достоинство для ученика значит ответственно подходить к выполнению конкретных обязательств и поручений, взятых на себя: добросовестно выполнять долг перед государством и семьей, классом, школой; ответственно относиться к учебным заданиям, исполнять обещания и понимать значимость своих слов и поступков; не допускать употребления спиртных напитков или наркотиков; не заниматься вымогательством, воровством, порчей имущества, распространением заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинства других людей; не принимать на себя образ и функции раба; по отношению к другим не допускать таких действий как: нанесение побоев, избиение; запугивание, шантаж; употребление оскорбительных кличек; дискриминация по национальным и социальным признакам; подчеркивание физических недостатков; нецензурная брань; умышленное доведение другого человека до стресса, нервного срыва и т.д.
Бывает, что ученик совершает тот или иной поступок, за который ему потом становится стыдно, и он начинает ощущать себя недостойным, никчемным человеком. В таком случае говорят, что он потерял свои честь и достоинство. Однако, он может вернуть их. Для этого ученик должен загладить свою вину и своими положительными поступками вновь заслужить уважение. И тогда честь и достоинство снова вернутся к нему.
Для учителя уважать честь и достоинство обучающихся означает, что он не вправе кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их, унижать перед одноклассниками, наказывать учеников, шантажировать, устраивать разбирательство с учеником в присутствии всего класса или выносить на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия; размещать в сети Интернет фотографии детей без их согласия, сведения, порочащие их и т. д., а по отношению к другим участникам образовательных отношений – не допускать оскорблений, не распространять ложные сведения, не шантажировать родителей и работников школы и т.д.
«Золотое» правило нравственности гласит: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» и «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Как говорил великий фантаст Жюль Верн: «Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом сознавать свое человеческое достоинство».
Как защитить честь и достоинство
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе требовать через суд опровержения порочащих его честь, достоинство либо деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если есть доказательства, то согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ можно обратиться в суд и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан, совершивших это деяние.

Согласно ст. 45 Закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
– направлять в органы управления школой обращения о применении к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
– обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
– использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;
– обратиться в прокуратуру и суд.
Учитель согласно законодательству РФ также имеет право на защиту своих чести и достоинства.
Например, в соответствии со ст.152 ГК РФ для защиты от клеветы родителей или от лиц, распространяющих в отношении него порочащие сведения, не соответствующие действительности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих чести и достоинства, а в соответствии со ст. 151 ГК РФ — для взыскания денежной компенсации за нанесенный моральный вред.

P.S. Как сообщила прокуратура Архангельской области (https://astrprok.ru/n_9154_.html) директором школы в ходе выяснения причин произошедшего конфликта между учителем географии и учеником 9 класса произнесены фразы, унижающие человеческое достоинство несовершеннолетнего обучающегося. Содержание разговора директора школы с обучающимся установлено на основании предоставленной заявителем аудиозаписи разговора.
Прокуратура в отношении директора школы возбудила дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого руководителя привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Также городская прокуратура внесла соответствующее представление начальнику управления образованием администрации Ахтубинского района и направила информацию министру образования и науки Астраханской области для принятия мер реагирования.

12 комментариев к “Честь и достоинство ученика и учителя – уважение и защита”

  1. Добрый день!Честь и достоинство. Замечательные слова. Как же они реализуются в нашей жизни – на практике? Одним из аргументов господина А. Навального в Новокузнецке на митинге ( https://www.youtube.com/watch?v=xd0XCDI3N1w , https://www.youtube.com/watch?v=lB_jBHvIS98) было обращение к полицейским, что им не хватает бумаги и они обязаны ее покупать сами – не знаю, я не полицейский. Но у нас в школе (как впрочем и других – общаюсь с коллегами) “все свое ношу собой” – например, распечатать программы, дидактический материал к урокам – личная забота учителя (где, как и на что). Чтобы полноценно работать учителем у тебя дома должна быть вся для этого техника и расходные материалы – компьютер, принтер, сканер, интернет, бумага, краска, папки ; ты не отремонтируешь кабинет, в кабинете холодно – рамы не менялись ни разу за все 55 лет существования школы ( но мы выживаем в морозы за 40 градусов), учебников не хватает, привести из магазина краску, библиотекарю учебники на подмену и т.д. -“работаем с родителями, родительским комитетом”. Ответ у администрации один – нет денег, работайте с родителями, но при этом, если возникают жалобы со стороны родителей – они всегда будут в стороне – виноват учитель. На меня жалоб по этому вопросу не было, но и кабинет “просто кабинет”. У нас в России всегда так – за все отвечает “стрелочник”. Образно выражаясь: “Начальник может быть дурак, а рабочему – нельзя”. Но когда тебе стращают свободным рынком труда, тем что они “все могут, у них все схвачено”, когда у тебя за 32 года работы пенсия на которую ты возможно, просуществуешь какое-то время. Иногда, наверное, как сейчас, тебя “выворачивает”. Я патриот своей страны, свой Родины – я могу делать пока это могу, я не питаюсь заморскими продуктами, не разъезжаю по заграницам, но всему есть предел, но до этого никому нет дела. Я помню когда забастовка шахтеров в Междуреченске и Новокузнецка была толчком “от народа” к “перестройке” – по сути – к развалу страны. Страшно за наше время. Наша жизнь сейчас – как красивая оболочка помидора, за которой скрывается гнилое его состояние. Ведь это все может прорвать. Страшно. Иногда мне кажется, что 90 – не ушли , а приобрели новые более изощренные формы.Конечно, “худой мир – лучше доброй ссоры” . Мирное время – лучше войны. Мы живем сейчас при капитализме, а оплата труда учителя и требования – как при социализме, когда гарантий социальных было значительно больше – в разы; отношения между людьми были другие. Действительно, чтобы прожить – набирается больше ставки, в чем заинтересована в первую очередь администрация – ей надо “отрапортовать”, что оплата у работника повысилась. Но в жизни по правилу: “от перестановки слагаемых сумма не изменяется” – в одном убрали в другом добавили. Я, наверное, Вас утомила господин инспектор своим рассказом, но у меня вопросы:
    1. Может ли директор школы заставлять учителя ремонтировать кабинет?
    2 .Может ли директор школы заставлять учителя работать в летнем школьном лагере?
    3. Может ли директор школы заставлять учителя участвовать в проведении экзаменов –
    ОГЭ?
    4. Может ли директор школы отправлять на платные курсы- за которые должен оплачивать учитель?
    5. Может ли директор школы обязать проходить ежегодную медицинскую комиссию за счет денежных средств учителя?
    Если возможно, прошу ответ прокомментировать ссылками на статьи законов. Огромное Вам Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Мы не комментируем документы. Предоставляем вам информацию:
      1.Нет, не может. Данная работа не относится к педагогической, определяемой должностными обязанностями, а также к дополнительным видом работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых учителями с их письменного согласия за дополнительную оплату (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
      2.Педагогические работники в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, с их письменного согласия (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
      3.Если это предусмотрено трудовым договором, его должностными обязанностями. В противном случае дополнительная работа осуществляется за дополнительную оплату по соглашению сторон (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
      4.На основании статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ. При этом, согласно части 2 статьи 197 ТК РФ, право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путём заключения договора между работником и работодателем. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Расходы на дополнительное образование педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы администрация учебного заведения не вправе ( ТК РФ, закон об образовании).
      5. Учителя, воспитатели и другие педагогические работники должны проходить периодические медицинские осмотры за счет средств работодателя (ст. 212 ТК РФ).

      Ответить
  2. Добрый день. Я была на курсах повышения квалификации в МГАХ. На одном из уроков, педагог в присутствии всех учеников класса (13-14 лет детям) , в моем присутствии, в повышенном тоне произнесла следующее:» Гоша, я тебе уже 3 года говорю, забирай документы, уходи, хватит мучить учителей» . Ребёнок вёл себя на уроке нормально, чем была вызвана такая реакция педагога необъяснимо. Родителям ученика никто никогда не предлагали забрать документы из учебного заведения. Допустимо ли такое поведение педагога с точки зрения закона?

    Ответить
    • Добрый день, Любовь! Это можно расценивать как унижение чести и достоинства ребенка. Учитель нарушил ч.9 ст.34 и ч.3 ст.48 Федерального закона об образовании №273-ФЗ.

      Ответить
      • а вы как-то предполагаете формирование в детях чувства ответственности, а не только “попранных прав”? вы в школе давно были? вы в курсе, как себя ведут дети? не все, но многие

        Ответить
        • Добрый день, Руслан! К сожалению, вы правы. У части детей в силу отсутствия идеологии (а природа не терпит пустоты), забвения воспитательной работы, формирования отношения к учителю как к обслуживающему персоналу и др. не сформированы чувство ответственности, долга, уважения к товарищам и старшим и т.д. Педагоги стараются это делать, но “ведь нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране”.

          Ответить
  3. Моя дочь учащиеся 7 класса подвергается психологическому давлению со стороны классного руководителя. Одноклассник порвал дочке воротник от школьной формы и она пожаловалась на него учителю. Та в грубой форме ответила ей , что нечего жаловаться и сказала, что “иди поплачь истеричка”. Такую фразу я услышала второй раз от дочки с начала этого учебного года. Дочь пришла со школы и стала плакать и говорить, что учитель ее ненавидит и считает тварью последней. В слезах дочка сказала, что не хочет учится в этой школе. Что учитель постоянно на нее орет. Я пошла в школу и пыталась поговорить с учителем в присутствии психолога. Учитель тут же обвинила меня в том , что я последние два года не ходила на собрание. И стала орать почему меня не было на собраниях. Я ей ответила, что на собрание ходила моя старшая дочь ей к слову 32 года. Когда я ей сказала почему она орет на мою дочь она сказала , что орет на всех детей и различий у нее нет. Я обратилась к директору школы и она сказала, что будет реагировать. Но стало еще хуже . Она сделала мою дочь козлом отпущения, то есть теперь орет на нее за любую провинность. При этом других детей за тоже самое не ругает.Теперь моя дочь приходит расстроенная. Учится ребенок на 4 и 5 при этом после школы вожу ее на английский язык и компьютерную мультипликацию. Как мне поступить в этом случае?

    Ответить
    • Добрый день, Анна! Возможные варианты: написать заявление на имя директора школы и попросить в нем дать ответ в письменной форме;
      обратиться в прокуратуру об унижении учителем чести и достоинства ребенка; обратиться к региональному уполномоченному по правам ребенка. P.S.Желательно получить доказательства ваших претензий (аудио- или видео-запись).

      Ответить
  4. Хочу поделиться наболевшим. Я работаю воспитателем подготовительной группы в детском саду. 1 сентября к нам в группу привели мальчика. Ему в декабре исполняется 7 лет. Его не приняли в школу, сославшись на то, что к школе не готов. Ребенок с первого дня начал обижать детей группы. На замечания педагогов никак не реагировал. С утра он приходит в детский сад спокойным и уравновешенным. Но к обеду его поведение начинает меняться. Во время прогулки мальчик убегает с игровой площадки, залезает на второй этаж пожарной лестницы, и никакие уговоры педагогов, младшего персонала и администрации не помогают. Приходилось использовать силу, чтобы снять ребенка. Из групповой комнаты он также пытается убегать без причины. Однажды младшие воспитатели сняли его с перил второго этажа: он пытался прыгнуть вниз, сказав: « Сейчас спрыгну, а вам за это будет». Если сотрудники сада не пускают его, он бьет, кусает и плюется. На «тихом часе» во время сна ребенок прыгает по кроватям, кричит, толкает спящих детей. Он может просто без причины подойти и ударить ребенка. Никакие беседы и уговоры не помогают. Администрация сада привлекла к работе психолога. Результата нет. Уведомив маму о происходящем, она сообщила, что мы мало внимания уделяем ее ребенку, не смогли найти подход к ребенку и работаем плохо. Заведующий объясняет маме, что с 1 сентября воспитатели уделяют внимание только ему и больше никому. Дети группы остаются без присмотра, пока работники сада бегают за ее ребенком, чтобы тот не навредил себе или другим. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье всех детей группы, а я не в состоянии обезопасить воспитанников. Мама на данные замечания никак не реагирует. За происходящим наблюдали родители. И когда, забирая своих детей, увидели картину, что в раздевалке летает скамейка, воспитатель пытается удержать этого мальчика, а тот бьет со всей силы педагога, пошли в управление образования с жалобой, чтобы того перевели в другой детский сад. Зам. начальника по дошкольному образованию заняла позицию одной мамы, что мама имеет право выбирать, какой хочет детский сад, что это полностью вина педагогов, мы не нашли общий язык с ребенком, и остальные родители не имеют права решать, с кем в группе будут их дети. Теперь придёт комиссия проверять не поведение данного ребенка, а работу воспитателей, которые не смогли успокоить родителей, написавших жалобу в РОНО. Вердикт уже принят. Получается, что по закону педагоги не имеют никакой защиты, но я ведь тоже имею право на уважение, а не быть оплёванной в прямом смысле и побитой ребенком. (Хотя заместитель начальника управления образования сказала жалующимся родителям, что за такие зарплаты они могли бы и потерпеть. К слову, зарплаты у нас небольшие.) Что мне делать в данной ситуации? ПОМОГИТЕ.

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Не будем выяснять, кто прав, кто виноват. Специалисты советуют:
      надо собираться всем заинтересованным людям, контактирующим с ребенком: заведующей, старшему воспитателю, психологу, воспитателям, родителям ребенка, совету родителей, родителям детей группы и
      выбирать согласованную стратегию действий по отношению к ребенку, искренне пытаться родителям ребенка и ему помочь выпутаться из этой сложной ситуации. В противном случае винительными будут воспитатель и администрация детсада. Вам советуем обратиться к заведующей с докладной запиской, в которой изложить ситуацию и предложение обратиться в органы опеки и попечительства об изучении ситуации в семье. Также можно за советом обратиться к уполномоченному по правам ребенка в регионе.

      Ответить
  5. Добрый день! Моя дочь учится в 3 классе. Отличница. На протяжении года учитель физкультуры всячески унижает и оскорбляет ребёнка. Мы сменили уже 5 пар обуви, поэтому что каждый раз обувь не подходит ” сомнительным требованиям” . В прошлой и этой четверти стала ставить двойки, за невыполнение так сказать “нормативов”. Ребенок подавлен, не хочет ходить на урок. Что необходимо предпринять, чтобы получить объективную оценку и какие меры предпринять, чтобы пресечь давление и унижения педагога.

    Ответить
    • Добрый день, Оксана! Во-первых, встретиться с учителем и выяснить обстановку, попросить показать результаты сдачи нормативов и документ, устанавливающий нормы оценок, т.е. за что ставится 2,2,4,5. Если принципиально, то попросить ребенка выполнить при вас этот норматив, т.е. убедиться, кто прав. Во-вторых, в зависимости от результата этой встречи вы можете обратиться с письменным заявлением на имя директора школы с просьбой провести служебную проверку работы учителя и дать ответ в письменном виде (нормативный срок на ответ – 30 дней). А далее поступить по результатам ответа. В – третьих, если у вас есть доказательства об унижении чести и достоинства ребенка, вы вправе обратиться в суд. Ну, и наконец, вы можете сменить учителя, если их несколько в школе, или перейти в другую школу.
      Совет: если вы пользуетесь информацией со слов ребенка, то иногда дети могут таким образом оправдывать свои ошибки. Удачи!.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ