6 декабря 2017 года Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования заключено «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 — 2020 годы» (далее — Соглашение).

Как сказано в документе, Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.
Положения Соглашения обязательны для организаций, на которые оно распространяется; применяются при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; рекомендуются к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений.
В Соглашении нашли отражение и вопросы аттестации педагогических работников как установленные, так и не урегулированные Порядком аттестации, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276.
В частности, Соглашением дополнены основания, которые предлагается учитывать педагогическим работникам, претендующим на ту же квалификационную категорию, при принятии решений об установлении квалификационной категории уже на этапе рассмотрения аттестационными комиссиями заявлений педагогических работников.

Так, рассмотрение аттестационными комиссиями заявлений педагогических работников о прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию и принятие решений об установлении квалификационной категории для имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке, а также положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, при проведении профессиональных конкурсов, может осуществляться на основе указанных в заявлении сведений и с учетом иных данных о результатах профессиональной деятельности, которые подтверждены руководителем организации и согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Соглашением закреплена договоренность о том, что не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в том числе в случае, когда на высшую квалификационную категорию по другой должности педагогический работник претендует впервые, не имея по ней первой квалификационной категории, но при условии, что по одной из должностей педагогический работник имеет (имел) первую или высшую квалификационную категорию.
Изменение требований к квалификации педагогического работника по занимаемой им должности, в том числе установленных профессиональным стандартом, не может являться основанием для изменения условий трудового договора либо расторжения с ним трудового договора по пункту 3 статьи 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации), если по результатам аттестации, проводимой в установленном законодательством порядке, работник признан соответствующим занимаемой им должности или работнику установлена первая (высшая) квалификационная категория.
Стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечивать существенную дифференциацию в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации.
Предлагается применять повышающие коэффициенты (либо повышения оплаты в процентах) не путем увеличения за наличие квалификационной категории размера самой ставки заработной платы, установленной за норму часов педагогической работы в неделю (в год), а применять установленные повышения к исчисленному размеру оплаты педагогических работников с учетом фактического объема педагогической (преподавательской) работы.
Оплата труда учителей, преподавателей, имеющих квалификационные категории, осуществляется с учетом квалификационной категории независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель — старший воспитатель, педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования, методист — старший методист, инструктор-методист — старший инструктор-методист, тренер-преподаватель — старший тренер-преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.
Соглашением рекомендовано предусматривать в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах следующие положения:
— о сохранении за педагогическими работниками условий оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории (конкретный срок, на который оплата труда сохраняется с учетом имевшейся квалификационной категории, определяется коллективным договором) по истечении срока действия квалификационной категории в следующих случаях:
— после выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет — не менее чем на один год;
— не менее чем за один год — до наступления права для назначения страховой пенсии по старости;
— не менее чем на 6 месяцев — по окончании длительной болезни, длительного отпуска, предоставляемого до одного года;
— о сохранении за педагогическими работниками оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории в случае истечения срока ее действия после подачи заявления в аттестационную комиссию на период до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории.
В приложении 3 к Соглашению также содержатся рекомендации о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах положения об оплате труда в течение срока действия квалификационной категории при выполнении ими педагогической работы в следующих случаях:
— при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа образовательной организации;
— при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
— если квалификационная категория установлена по одной должности педагогического работника, а педагогическая работа выполняется в должности (должностях) с другим наименованием (в том числе по совместительству), при условии что по этим должностям совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы. В приложении приведен перечень таких должностей.
Необходимо отметить, что это только рекомендации. Поэтому в конкретных случаях следует руководствоваться региональными и территориальными Соглашениями, колдоговорами организаций.

Источник:
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы
Комментарии к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы
Соглашение и Комментарии к нему также можно найти по ссылке:
https://tkrfkod.ru/zakonodatelstvo/Otraslevoe-soglashenie-po-organizatsiyam,-nahodyaschimsya-v-vedenii-Ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-Rossiy/

Вопросы аттестации учителей в Отраслевом соглашении на 2018-2020 годы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.