Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.  Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства. В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней. 

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

 

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой: 49 комментариев

  • 07.02.2017 в 11:04
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Скажите пожалуйста нарушаются и права ребенка в школе, если в должностные инструкции классного руководителя на основании приказа Управления образования внесена следующая текстовка «Проводить еженедельный мониторинг социальных сетей «Одноклассники», «Вконтакте», «Twitter», «Instagram», «Skype» и других, которыми пользуются обучающиеся общеобразовательных организаций, с целью исключения доступа несовершеннолетних к страницам интернет-ресурсов, содержащих информацию, представляющую угрозу жизни и здоровью»? И правомочна ли администрация вносить такие дополнения в должностную инструкцию классного руководителя?

    Ответить
    • 08.02.2017 в 16:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгения! Посоветуем обратиться к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если действия классного руководителя не противоречат данному закону.

      Ответить
  • 06.04.2017 в 19:29
    Постоянная ссылка

    Доброго времени суток! Имею ли я право перевода ребенка в параллельный класс, если у учителя предвзятое отношение к сыну? Дошло до того, что сын не хочет изучать предмет данного учителя, а так же не хочет ходить в школу. Сей учитель, преподаватель иностранного языка и классный руководитель сына.

    Ответить
  • 26.04.2017 в 10:21
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! У меня, матери шестиклассника, не сложились отношения с директором его школы, после того как я обратилась за разъяснением одной ситуации в районный орган мин.обр. Мне позвонила директор школы , обвинила в доносительстве и сказала , что детям таких родителей нет места в её школе . Ребёнок отличник и ходит в школу по прописке.

    Ответить
    • 26.04.2017 в 16:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Идите до конца — пишите заявление в прокуратуру на нарушение прав ребенка на образование.

      Ответить
  • 13.09.2017 в 08:03
    Постоянная ссылка

    В школе не предоставляют продленку , объясняя отсутствием мест. Ребенок 2 класс. В 1 классе продленку предоставляли ( в прошлом году). Дети все те же идут на продленку , что и прошлом году. Продленка бесплатная. Для 1 классов свой преподаватель продленки , для 2 и 3 свой. ( На продленке дети просто играют , сидя в классе. Не гуляют, преподаватель продленки разводит их по кружкам в школе, обед платный).
    Собрания в классе прошло 12 сентября. Никаких объявлений ни на стендах , ни на сайте вывешено не было. Но заявления уже не принимают, говоря что набор закончен. Я работающая мать , мой рабочий день и так укорочен , так как продленка до 18-00. Уроки заканчиваются в 14-00 или 13-00. Забирать некому. Самому домой идти не безопасно. Что мне делать? Правомочна ли школа в отказе в продленке? Куда обращаться выше? Почему автоматически не предоставляется право на продленный день всем детям в начальных классах. Со старшим сыном в начале 2000 годов таких проблем с продленкой вообще не было. Что изменилось в законодательстве? Куда надо писать и обращаться , чтобы этот вопрос начали решать в школах? Все родители с этим сталкиваются . Не получается предоставлять бесплатную, то почему не вести платную ( с определенной одинаковой оплатой по всем школам). Ведь столько разговоров о безопасности детей, о нахождении их под наблюдением . Все школы заборами огорадили, турникеты поставили, ультрасовременное крыльцо в школу собираются сделать. А продленку организовать денег нет. Как выделяются деньги школе на организацию продленки? Как оплачивается работа педагогов продленки? В школе 3 класса в одной параллели (а,б,в) , вечером все классы пустые. Подскажите что мне делать?

    Ответить
    • 14.09.2017 в 10:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Организация присмотра и ухода за детьми в школе отнесена к компетенции субъекта Федерации. Советуем порешать вопрос, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа, либо в региональный орган власти.

      Ответить
  • 19.09.2017 в 17:15
    Постоянная ссылка

    Просим Вас написать.Обязана ли школа обязать ребенка заниматься внеурочной деятельностью. И считать внеурочная деятельность это неотъемлемая часть школьного процесса. Если ребенок не будет посещать внеурочные занятия ему грозятся не выдать оттестат. Насколько это правомерно.

    Ответить
    • 22.09.2017 в 10:37
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! Пока можем сослаться только на СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
      Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
      Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
      Кроме того в соответствии со ст.34 закона об образовании обучающиеся имеют право на зачет школой в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
      Согласно приказу Минобрнауки РФ аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. А в аттестат выставляются итоговые отметки выпускника:
      по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана; по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года. Так что кто так говорит вам, он просто лукавит.

      по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие).

      Ответить
  • 02.12.2017 в 16:47
    Постоянная ссылка

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ . В НАШЕЙ ШКОЛЕ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЯ ВЕДУТ СЕБЯ С ДЕТЬМИ НЕ КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ .ОНИ ДЕТЕЙ ОБЗЫВАЮТ .ТАК ЖЕ .КАК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ .ТРЕПЛЮТ ИХ ЗА КАПЮШОНЫ КУРТОК .У ДЕТЕЙ КОТОРЫХ НЕТ РОДИТЕЛЕЙ ГОВОРИТ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ .ЧТО ЕМУ ПЛЕВАТЬ ЧТО У НЕГО НЕТ РОДИТЕЛЕЙ .КАК МОЖЕТ ЭТОТ РЕБЁНОК ТАКОЕ СЛЫШАТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ .НАС МНОГО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЕМУ НЕ МЕСТО В ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ .ПОМОГИТЕ НАМ .ЗАРАНЕЕ ВАМ СПАСИБО МЫ ХОТИМ ЧТОБЫ ПРИЕХАЛА КОМИССИЯ И ВЫЗВАЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ . ДИРЕКТОР ПРИ ДРУГИХ ДЕТЯХ ОБЗЫВАЕТ ДЕТЕЙ . РОДИТЕЛИ : ГОНЧАРОВА Н А . ЧУМАК О В .СЕРГИЕНКО М М .ГОНЧАРОВА Л Н . ЖДЁМ КОМИССИЮ

    Ответить
    • 03.12.2017 в 15:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Людмила! В таких случаях, как правило, обращаются в прокуратуру или суд для защиты чести и достоинства ребенка. Заявления в суд подаются в индивидуальном порядке — коллективные не рассматриваются. Обращайтесь к уполномоченному по правам ребенка в регионе, напишите письмо в газету или на телевидение — они такие факты без внимания не оставляют. Если это есть всё так, как вы описали, порядок будет наведен. Удачи!

      Ответить
  • 19.12.2017 в 05:55
    Постоянная ссылка

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ …что делать если мой ребенок бывает на уроке а ему ставят пропуски ,а именно на одном и том же предмете …я говорила классному руководству но она не приняла не каких мер.

    Ответить
    • 19.12.2017 в 09:15
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Советуем поговорить с ребенком и учителем. Убедиться в классном журнале так ли это. Подайте заявление директору школы с просьбой провести служебное расследование и предоставить вам ответ в письменном виде. еще вы вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  • 22.01.2018 в 23:04
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Помогите пожалуйста. Моя дочь учиться в 1 классе сельской школы. Девочка не из робких, и за себя постоит, и жаловаться не идет. Так вот в ситуациях когда она кого то затронет, дети бегут жаловаться, прибегают родители, а когда дочку затрагивают, она отстаивает свои позиции сама, и опять остаётся виноватой. Причем учитель, цитирую » устраиваю разборки в классе, кто прав кто виноват», делает оценку ребенку, что плохая ученица, ребенок воспринимает это как плохая в целом, говорит зачем туда ходить, уже и так плохая ученица. Её уже абсолютно не слушают , когда она не виновата, или защищала себя. Естественно, атмосфера наколялась. Ребенок отлично подготовлен к школе, за полгода успеваемость намного выше среднего.
    Но учитель продолжает делать оценку ребенку, если бы не отвлекалась была бы отличницей, а так с поведением, будут плохие оценки, и это при всем классе. Ребенок гиперактивный. Таким образом, дошло всё до того, что не вызвав меня как мать ни разу на беседы с негодующим родителями, и сами родители ни разу не подошли, пятеро из них написали в образование жалобы, якобы мой ребенок отвлекает их детей , мешает учебному процессу. Вызвали нас в Рено в отдел образования, рекомендовали перевестись на частично- индивидуальное обучение, так как ребенок не высиживает весь урок, и так ей будет комфортнее, посоветовали посетить психиатра, для получения назначения. Я как любящая мать своего ребенка, посетила психиатра, которая пояснила, что ребенок нормально развивается, успешен в учебе, а гиперактивность — это не показатель для перевода на индивидуальное обучение, и к 3-4 классу она проходит самостоятельно. Никаких медикаментов не назначила. Попросила написать бумагу, что мы были у неё. Написала, рекомендовано продолжить обучение по общей программе. Принесла бумагу заучу, там печать врача, говорит без штампа не действительна, и нет подписи глав.врача. спросила я для чего нужна эта бумага вам? Просто что мы были, все хорошо. Требуют в форме заключения. Это у нас теперь нужно нести бумагу , что ты не дурак??? В среду еду в Рено, уточнять, что за бумаги заключения с меня требуют, так как с дирекцией школы разговор получается неадекватный. Я в полном замешательстве как мать. Подскажите пожалуйста какие действия будут правильные.

    Ответить
    • 26.01.2018 в 07:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! 1.Разборки в классе, обсуждение ребенка при детях, с родителями можно квалифицировать как унижение учителем чести достоинства ребенка. По этому поводу вы можете обратиться в прокуратуру, суд для защиты его чести и достоинства. 2. Согласно федеральному закону об образовании выбор формы обучения и формы получения образования — это право родителей, а не школы.

      Ответить
  • 23.04.2018 в 08:15
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Такая ситуация сложилась у моего племянника в школе. Он отказался от уборки в столовой ,т.к .он там не кушает. Уборка в столовой вменена в обязанность учеников. С этим вопросом они обратились к директору школы. В ответ услышали»вы вообще никто». А классный руководитель начала звонить маме (которая только пришла со смены,отработав 12ч.)и в приказном порядке потребовала через 30мин.прийти и убирать вместо сына. Каждый год,мотивируя тем,что выделяется мало денег,собираются деньги на ремонт. Складывается впечатление,что никто никого не боится. Т.к. уже были жалобы в выше стоящие инстанции.

    Ответить
    • 26.04.2018 в 15:59
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Согласно ч.4 ст.34 Федерального закона об образовании привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. С заявлением о нарушении прав ребенка следует обращаться в прокуратуру. Если факты подтвердятся, то меры будут приняты обязательно.

      Ответить
  • 13.06.2018 в 16:13
    Постоянная ссылка

    Здравствуй, скажите пожалуйста. Какими льготами в школе может пользоваться ребёнок , если один из родителей является участником боевых действий в Чечне, а также действующим сотрудником МВД. И какой орган управления осуществляется за этим контроль и надзор. Заранее спасибо.

    Ответить
    • 14.06.2018 в 14:20
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Закрепление перечня учащихся, которые могут относиться к категории льготников, осуществляется органами местного самоуправления. Для того, чтобы узнать, есть ли у семьи основания получения бесплатного питания в школе, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства.

      Ответить
  • 07.09.2018 в 21:20
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Мой ребенок учился в образовательной школе Краснодара последние 7 лет и в этом году закончил 9 классов. В 10 класс его взять отказались,, объяснив это тем, что он прописан и проживает на территории не закрепленной за школой. Я писала жалобу в Рособрнадзор. Мне объяснили в письме, что это нарушает «Закон об образовании» и ребенку могут отказать только при отсутствии мест. Как вы понимаете, на этот ответ ушел месяц . Однако при обращении в Департамент образования мне сообщили, что школа- это муниципальное образование и детей не проживающих на территории , закрепленной за школой брать не будут. Ну и теперь нет мест, и мы прописаны в другой республике ( мы прописаны в Адыгеи) и учитесь в своей Адыгеи . При этом многие дети из нашего поселка учатся в Краснодаре. Мне объяснили, что он закончил школьную ступень средней школы и его не обязаны брать в 10 класс. как мне защитить права ребенка?

    Ответить
    • 09.09.2018 в 09:03
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Вам следует обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении конституционного права ребенка на образование. Вы можете также обратиться с исковым заявлением в суд. Обратитесь к уполномоченному по правам ребенка, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Действовать надо незамедлительно! Регистрация не имеет значение. Закон об образовании обязывает орган управления образованием определить ребенка в школу. Требование закона об образовании о получении среднего общего образования сохраняется до достижения несовершеннолетним 18 лет.

      Ответить
  • 09.09.2018 в 16:25
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Мой ребенок-инвалид по ДЦП учится на надомном обучении в коррекционной школе 8 вида. Дочь не говорит и очень плохо владеет руками. Три года мы обучались одним педагогом, ведущим параллельно класс в школе. Она нашла подход к ребенку, адаптировала программу и дочь хорошо занималась. Мы были очень довольны. В первую неделю сентября мне позвонил учитель и сказал, что ее с нас сняли и нам дают другого учителя, причем старшей школы. Мы посетили директора с вопросом как так? Она сказала, что в этом году у нашего учителя возрасла нагрузка и она не может нарушать ТК. Типа выпускной класс перед старшей школой.(как будто мой ребенок не учится 4 классе). На следующий день после нашего звонка директору о том, что мы все же настаиваем на возвращении нам нашего учителя, она сказала, что услышала нас, но это только с добровольного согласия учителя.Но накануне учитель был согласен! Я написала об этом учителю, выразив надежду, что все разрешится. Она ответила, что ее вызвали к директору после нашего звонка и популярно обьяснили, что либо класс, либо мы!!! Понятно, что она выбрала класс. Скан переписки у меня есть. То есть налицо давление директором на учителя и ущемление прав моего ребенка! Колличество часов в классе у педагога 21. Мы единственные надомники у нее. Звонка от директора с решением еще не поступало. Жалею, что сразу не общалась в письменной форме. Посоветуйте, как поступить, пожалуйста.

    Ответить
    • 10.09.2018 в 09:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Федеральный закон об образовании не предусматривает право родителя на выбор учителя. Руководство школой может учесть просьбу, а может и нет. Советуем свою просьбу изложить в письменном виде. Относительно учебной нагрузки учителя, то ТК РФ тут не при чем — установление учебной нагрузки учителя регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, согласно которому учебная нагрузка учителей верхним пределом не ограничивается, должно быть лишь его согласие в письменном виде.

      Ответить
  • 01.10.2018 в 12:20
    Постоянная ссылка

    Добрый день,мой сын учится в 7 классе,его обязывают ходить на внеурочные занятия , учителя говорят что во внеурочные часы проходят школьный материал который они не успевают рассказать в учебное время,и что не посещая внеурочки мой сын не получает информацию в полном объеме,насколько это законно,ведь основное учебное время он не пропускает?

    Ответить
    • 01.10.2018 в 15:13
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! 1.В письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 дано разъяснение об обязательности посещения учениками внеурочных мероприятий. Осмнованим для такого утверждения являеются положения ст.45 федерального закона об образовании (см. соответствующую статю в нашем блоге). О том, что такое внеурочная деяте6льность, подробно рассказано в письме Минобрнауки от18 августа 2017 г.Внеурочная деятельность осуществляется в формиах, отличных от уурочной. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект).
      3.В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом.

      Ответить
  • 01.10.2018 в 19:06
    Постоянная ссылка

    Добрый вечер. Мой сын имеет диагноз ЗПР, в 3 классе его заменили на «умственная отсталость третьей степени». В школу нас брать категорически не хотели, хотели, что бы мы учились в городе, в школе-интернате. Я, конечно, не согласилась. 4 года проблем не было. Теперь, в 5 классе новый социальный педагог пришла к нам домой и заявила, что собирает документально всю информацию (когда он плевал, толкал других) и будет добиваться, что б мы шли в интернат, или, в крайнем случае, перешли на надомное. Сказала, сами не пойдём, отправит на МПК, и все равно от нас избавится. При том, что меня за 4 года в школу вызывали 3 раза по поводу его поведения ( был один раз самовольный уход из летнего лагеря — домой, и два раза обидел одну девочку, тоже ничего серьёзного, никаких синяков и прочего). При том, что только за этот сентябрь я ему уже зашивала дважды портфель и отстирывала форму, которую обплевали дети. Его там откровенно травят, обзывают толстым, тупым и прочее. Что делать? Я не хочу его отправлять в интернат, и надомное нам не подходит, он и сам не хочет из школы уходить, и я не справилась сама его учить — дома ещё двое маленьких детей.

    Ответить
    • 02.10.2018 в 16:42
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! 1.Без вашего согласия школа не вправе направить ребенка на ПМПК. Если есть рекомендация ПМПК на занятия по адаптированной программе и в школе организовано такое обучение, то он должен обучаться по этой программе. Относительно действий педагога вы можете обратиться с письменным заявлением к директору школы. Также вы вправе обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа. Все ваши действия должны не должны быть направлены во вред ребенку.

      Ответить
  • 02.10.2018 в 12:08
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста как я могу защитить права своего ребёнка в школе.Мой сын ударил в пах своего одноклассника и родительница написала жалобу к директору.Сын утверждает что защищался,но задирался первый на него.Что делать и чем аргументировать на беседе? Подскажите пожалуйста.Ученик 2 класса.

    Ответить
    • 02.10.2018 в 16:35
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Вообще-то, такого типа расследование не относится к компетенции директора — родительнице следовало бы написать заявление в полицию. Чтобы доказать вашу правоту, вы должны представить соответствующие аргументы: показания свидетелей, видеозапись. В противном случае, каждый будет считать себя правым.

      Ответить
  • 08.10.2018 в 12:44
    Постоянная ссылка

    Добрый день!меняем 2ю школу(ребенок во 2 классе)…из первой ушли потому что,директор лично мне нахамил и классная руководительница при всем классе насмехалась над ребенком,говорила его надо лечить…свн сам по себе гиперактивный и неусидчивый….но на агрессию в свою сторону отвечает агрессией…психолог сказала что это нормально…перешли в другую школу(кадетскую)думала там учителя адекватные и дисциплина лучше, там почти тоже самое…учится хорошо…на уроках может ничего не делать….директор сказала что отчислит его(путем перевода по месту жительства)за дисциплину….вопрос имеет ли она право так поступить?

    Ответить
    • 09.10.2018 в 09:38
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Екатерина! Нет, не имеет. Согласно ст. 44 Федерального закона об образовании, только родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность… Совет: переход в другую школу — крайняя мера. А на хамство учителя и противоправные действия директора есть закон, контроль исполнения которого относится к компетенции прокуратуры. Поговорите с учителем и директором в спокойном тоне, напишите заявление на имя директора на противоправные действия учителя с просьбой разобраться и дать ответ в письменном виде, запаситесь доказательствами. Имея все на руках, пишите заявление в прокуратуру. Но при этом вы и ваш ребенок должны оставаться «чистыми» перед законом.

      Ответить
  • 09.10.2018 в 17:34
    Постоянная ссылка

    Добрый вечер! У меня такая ситуация у меня ребенок учится в 1 классе мальчик очень активный естественно на уроке очень еще тяжело сидеть но способныи в последнее время сдружился с мальчиком с которым сбегают с уроков но как сбигают после звонка на урок посто не приходят а приходят через 30 мин или раньше учительница нам говорила мы с ребенком разговаривали сын сказал что больше не будет но опять сегодня повторилась сегодня вызвала к заучу по поведению сказали если не прикратится это они подадут в ПДН имеют ли они право на такие действия

    Ответить
    • 10.10.2018 в 17:22
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Альбина! Наверное, это очень сурово — сразу на КДН. Конечно, школа это может, ибо она несет ответственность за обучение, за жизнь и здоровье учеников: вы ведь проводили ребенка в школу, а его на уроке нет. В это время с ним может случиться всякое и отвечать будет школа. Советуем, не искать, кто прав и кто виноват, а найти решение вопроса — ребенок должен быть на уроке.

      Ответить
  • 11.10.2018 в 23:03
    Постоянная ссылка

    Добрый день!Мой сын учится в 8классе с углублённым изучением отдельных предметов.Имеет ли право школа перевести его без нашего согласия в класс без углублённого изучения? С программой справляется.

    Ответить
    • 14.10.2018 в 10:02
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Комплектование классов относится к компетенции школы. В соответствии со ст.67 закона об образовании организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. Советуем посмотреть региональный закон об образовании, локальный акт школы о приеме в классы с углубленным изучением отдельных предметов. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой разъяснить причины перевода. В случае нарушения регионального законодательства и локального акта школы у вас есть право обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений либо в прокуратуру.

      Ответить
  • 16.10.2018 в 10:33
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Скажите, как быть в такой ситуации. Сын учится во 2 классе. У нас ОВЗ. По СанПину такие дети должны обучаться только с первой смены и учиться по пятидневке. Но наш директор категорически отказывается предоставить эту схему. В нашей школе идет ремонт, детей перевели по двум разным школам и мы сейчас во 2 классе учимся со второй смены и так же по шестидневке. Когда я сослалась на СанПин директор ответила, что существует Устав школы, там прописано, что в данной школе шестидневка и что мы при поступлении в первый класс с этим Уставом ознакомились и расписались. Но… поступая в первый класс я не знала, как будут обстоять у сына дела с учебой и здоровьем. На сегодняшний день я вижу, что ребенку очень сложно учиться и на учебу в субботу не согласна. На это директор предлагает только перевод в другую школу. Но мы учимся по прописке, школа находится возле дома, к тому же ребенок в силу проблем со здоровьем очень плохо привыкает к новому коллективу и новому месту, не вижу причин перевода ребенка в другую школу. Скажите, возможно ли пересмотреть Устав школы и убрать субботнюю учебу, если учесть, что все родители категорически против шестидневки, а так же если учесть, что другие школы, обучая по тем же программам, имея такое же количество уроков и кабинетов учатся по пятидневке. Ведь смог же наш директор отступить от Устава и организовать учебу во 2 классах со второй смены, хотя в Уставе прописано, что в данной школе со второй смены учатся только 3 и 6 классы.

    Ответить
    • 16.10.2018 в 16:20
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Для решения вопроса советуем обратиться в Роспотребнадзор.

      Ответить
  • 17.10.2018 в 16:53
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Мой сын занимается спортом, до начала соревнований принесли справку от спортшколы в какие дни будут соревнования. Сейчас деректор требует от меня (родителя) написать заявление по поводу отсутствия ребенка в школе из-за соревнований. Подскажите могут ли они требовать такое заявление? В прошлом учебном году такое не требовали, хватало справки от спортшколы.

    Ответить
  • 26.10.2018 в 12:23
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Мой внук пошёл в 1 класс с 1 сентября текущего года. Мальчик развитый, но гиперактивный. Учитель уже через две недели начала вести разговоры с родителями о переводе ребёнка на домашнее обучение. Родители других учеников планомерно настраиваются на негативное восприятие нашего мальчика. Мне очень удивительно, что не учитывается сложный для ребёнка адаптационный период. На данный момент (25 октября) даже 2-х месяцев с момента поступления ребёнка в школу. Отношение учителя к ребёнку провоцирует агрессивное поведение, что обсуждается в присутствии детей класса (ребёнок обвиняется в срыве урока). А ребёнка не узнаём — раздражительность по любому поводу, появилась выраженная неуверенность в своих успехах, «закрытость». С привлечением директора школы и социального педагога идёт «психологическое давление» на родителей. ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Ответить
    • 26.10.2018 в 14:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Напишите заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование и дать ответ в письменном виде. У директора на это по закону есть 30 дней.

      Ответить
  • 31.10.2018 в 11:07
    Постоянная ссылка

    Добрый день. На совете профилактики, завуч беседовала со мной и ребенком о неуспеваемости в школе(4класс). Завуч в ходе беседы несколько раз сказала, что если ребенок не начнет учиться хорошо, то они лишат маму родительских прав. Затем обратилась ко мне и сказала, что если он не будет нормально учиться, значит я не справляюсь с воспитанием и они лишат меня прав.
    Я обратилась к директору школы за объяснениями, почему за неуспеваемость ребенка, нам угрожают лишением прав. На что директор ответила, что есть официальное постановление, как учителя могут воздействовать на двоишников и их родителей. Это постановление она не показывает.
    Я считаю, что могу написать в комитет образования с жалобой, ссылаясь на статью 336 ТК РФ п. 2. » психическое насилие».

    Ответить
    • 02.11.2018 в 14:21
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна! В соответствии со ст.44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Об обязанностях и ответственности родителей за своих детей говорится также в Семейном Кодексе РФ.
      Конечно, только за неуспеваемость ребенка родителей не лишают родительских прав. Вероятно, у комиссии есть более веские основания.
      В то же время согласно ст.ст. 44 и 45 закона об образовании родители (законные представители) имеют право защищать права и законные интересы обучающихся. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
      1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
      2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
      3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

      Ответить
  • 09.11.2018 в 09:48
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Моя дочь учится в 11 классе и на уроке физкультуры учитель обязует ходить их в шортах или же не будет допускать к уроку/ поставит два.
    В школьном утаве прописано, что ребенок имеет право сам выбрать удобную для него одежду из предложенных вариантов ( шорты, спортивные штаны, спортивный костюм )
    что с этим делать ?

    Ответить
    • 10.11.2018 в 10:55
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анастасия! Придется поговорить с учителем, а прежде всего обратиться к соответствующему локальному акту школы о школьной форме и действовать в соответствии с локальным актом. А вот удалять за это с урока, ставить 2 за отсутствие надлежащей формы, учитель не имеет право, т.к. это является нарушением права ребенка на образование.

      Ответить
  • 11.11.2018 в 06:52
    Постоянная ссылка

    Доброе утро! У нас сложилась следующая ситуация, ребёнок, придя на Английский язык, забыл тетрадку, в следствии чего, все ребята переводили текст, а мой сидел без дела, так сказать! При том что учитель не дала ему возможность сходить до другого класса за тетрадкой, не дала ему листок и поставила 2! Правомерно ли это? Получается, что получаем не за знания, а за рассеяность! Переведя дома этот текст, он подошёл к учителю, но она даже глазом не повела на этот перевод! Есть ли какой-то закон, чтобы перевести ребёнка к другому учителю, если есть другой учитель!

    Ответить
    • 12.11.2018 в 16:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мария! В соответствии со ст.44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. а вот выбирать учителя родителям такого права не предоставлено.
      Совет: а может быть не стоит из-за этого принимать столь радикальные меры: может достаточно просто в спокойном тоне поговорить с учителем и контролировать, все ли ребенок положил в рюкзак, ведь не только детям свойственно что-то забывать (вспомните: а не случалось ли подобного с вами).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.