Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.  Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства. В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней. 

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

 

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой: 13 комментариев

  • 07.02.2017 в 11:04
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Скажите пожалуйста нарушаются и права ребенка в школе, если в должностные инструкции классного руководителя на основании приказа Управления образования внесена следующая текстовка «Проводить еженедельный мониторинг социальных сетей «Одноклассники», «Вконтакте», «Twitter», «Instagram», «Skype» и других, которыми пользуются обучающиеся общеобразовательных организаций, с целью исключения доступа несовершеннолетних к страницам интернет-ресурсов, содержащих информацию, представляющую угрозу жизни и здоровью»? И правомочна ли администрация вносить такие дополнения в должностную инструкцию классного руководителя?

    Ответить
    • 08.02.2017 в 16:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгения! Посоветуем обратиться к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если действия классного руководителя не противоречат данному закону.

      Ответить
  • 06.04.2017 в 19:29
    Постоянная ссылка

    Доброго времени суток! Имею ли я право перевода ребенка в параллельный класс, если у учителя предвзятое отношение к сыну? Дошло до того, что сын не хочет изучать предмет данного учителя, а так же не хочет ходить в школу. Сей учитель, преподаватель иностранного языка и классный руководитель сына.

    Ответить
  • 26.04.2017 в 10:21
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! У меня, матери шестиклассника, не сложились отношения с директором его школы, после того как я обратилась за разъяснением одной ситуации в районный орган мин.обр. Мне позвонила директор школы , обвинила в доносительстве и сказала , что детям таких родителей нет места в её школе . Ребёнок отличник и ходит в школу по прописке.

    Ответить
    • 26.04.2017 в 16:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Идите до конца — пишите заявление в прокуратуру на нарушение прав ребенка на образование.

      Ответить
  • 13.09.2017 в 08:03
    Постоянная ссылка

    В школе не предоставляют продленку , объясняя отсутствием мест. Ребенок 2 класс. В 1 классе продленку предоставляли ( в прошлом году). Дети все те же идут на продленку , что и прошлом году. Продленка бесплатная. Для 1 классов свой преподаватель продленки , для 2 и 3 свой. ( На продленке дети просто играют , сидя в классе. Не гуляют, преподаватель продленки разводит их по кружкам в школе, обед платный).
    Собрания в классе прошло 12 сентября. Никаких объявлений ни на стендах , ни на сайте вывешено не было. Но заявления уже не принимают, говоря что набор закончен. Я работающая мать , мой рабочий день и так укорочен , так как продленка до 18-00. Уроки заканчиваются в 14-00 или 13-00. Забирать некому. Самому домой идти не безопасно. Что мне делать? Правомочна ли школа в отказе в продленке? Куда обращаться выше? Почему автоматически не предоставляется право на продленный день всем детям в начальных классах. Со старшим сыном в начале 2000 годов таких проблем с продленкой вообще не было. Что изменилось в законодательстве? Куда надо писать и обращаться , чтобы этот вопрос начали решать в школах? Все родители с этим сталкиваются . Не получается предоставлять бесплатную, то почему не вести платную ( с определенной одинаковой оплатой по всем школам). Ведь столько разговоров о безопасности детей, о нахождении их под наблюдением . Все школы заборами огорадили, турникеты поставили, ультрасовременное крыльцо в школу собираются сделать. А продленку организовать денег нет. Как выделяются деньги школе на организацию продленки? Как оплачивается работа педагогов продленки? В школе 3 класса в одной параллели (а,б,в) , вечером все классы пустые. Подскажите что мне делать?

    Ответить
    • 14.09.2017 в 10:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Организация присмотра и ухода за детьми в школе отнесена к компетенции субъекта Федерации. Советуем порешать вопрос, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа, либо в региональный орган власти.

      Ответить
  • 19.09.2017 в 17:15
    Постоянная ссылка

    Просим Вас написать.Обязана ли школа обязать ребенка заниматься внеурочной деятельностью. И считать внеурочная деятельность это неотъемлемая часть школьного процесса. Если ребенок не будет посещать внеурочные занятия ему грозятся не выдать оттестат. Насколько это правомерно.

    Ответить
    • 22.09.2017 в 10:37
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! Пока можем сослаться только на СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
      Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
      Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
      Кроме того в соответствии со ст.34 закона об образовании обучающиеся имеют право на зачет школой в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
      Согласно приказу Минобрнауки РФ аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. А в аттестат выставляются итоговые отметки выпускника:
      по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана; по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года. Так что кто так говорит вам, он просто лукавит.

      по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие).

      Ответить
  • 02.12.2017 в 16:47
    Постоянная ссылка

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ПОМОГИТЕ НАМ . В НАШЕЙ ШКОЛЕ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЯ ВЕДУТ СЕБЯ С ДЕТЬМИ НЕ КАК ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ .ОНИ ДЕТЕЙ ОБЗЫВАЮТ .ТАК ЖЕ .КАК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ .ТРЕПЛЮТ ИХ ЗА КАПЮШОНЫ КУРТОК .У ДЕТЕЙ КОТОРЫХ НЕТ РОДИТЕЛЕЙ ГОВОРИТ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ .ЧТО ЕМУ ПЛЕВАТЬ ЧТО У НЕГО НЕТ РОДИТЕЛЕЙ .КАК МОЖЕТ ЭТОТ РЕБЁНОК ТАКОЕ СЛЫШАТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ .НАС МНОГО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЕМУ НЕ МЕСТО В ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ .ПОМОГИТЕ НАМ .ЗАРАНЕЕ ВАМ СПАСИБО МЫ ХОТИМ ЧТОБЫ ПРИЕХАЛА КОМИССИЯ И ВЫЗВАЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ . ДИРЕКТОР ПРИ ДРУГИХ ДЕТЯХ ОБЗЫВАЕТ ДЕТЕЙ . РОДИТЕЛИ : ГОНЧАРОВА Н А . ЧУМАК О В .СЕРГИЕНКО М М .ГОНЧАРОВА Л Н . ЖДЁМ КОМИССИЮ

    Ответить
    • 03.12.2017 в 15:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Людмила! В таких случаях, как правило, обращаются в прокуратуру или суд для защиты чести и достоинства ребенка. Заявления в суд подаются в индивидуальном порядке — коллективные не рассматриваются. Обращайтесь к уполномоченному по правам ребенка в регионе, напишите письмо в газету или на телевидение — они такие факты без внимания не оставляют. Если это есть всё так, как вы описали, порядок будет наведен. Удачи!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.