По словам декана факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской,  40-60 % директоров школ утверждают, что в действительности все решения они принимают самостоятельно, без учета мнения родителей. А между тем, Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон   об образовании) определено, что управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26).

В соответствии с Законом об образовании (ч. 4 ст. 26) статус  коллегиальных органов управления школой имеют:

  • в обязательном порядке:

— общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся),

— педагогический совет;

  • согласно Уставу образовательной организации:

— попечительский совет,

— управляющий совет,

— наблюдательный совет,

— другие органы.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления школой, порядок принятия ими решений и выступления от имени школы устанавливаются ее Уставом в соответствии с законодательством РФ. При этом должны быть четко определены перечень функций и полномочий руководителя, как единоличного исполнительного органа школы, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, и перечень функций и полномочий, передаваемых ее коллегиальным органам управления (п.3 ст. 26 №273-ФЗ).

В отличие от органов самоуправления коллегиальные органы управления школой имеют право  принимать решения по тем вопросам, которые оговорены в ее Уставе. Решения  являются обязательными для всех участников образовательных отношений — родителей, учащихся, педагогов, директора и администрации школы. Коллегиальный орган управления школой имеет право выступать от ее имени.

Коллегиальные органы управления могут  также контролировать исполнение принятых решений, что позволит  свести  к минимуму риск отрицательного результата работы.

По мнению начальника  управления Рособрнадзора Евгения Семченко, Управляющие советы, имеющие статус коллегиального органа управления школ, могут быть привлечены к оценке качества образования,  на основании объективных данных принимать решение или рекомендовать органам власти применять те или иные решения в отношении согласования образовательных программ, формирования программ повышения квалификации и переподготовки учителей, формирования комплекта учебников, делать предложения по корректировке образовательных стандартов.

Примечание. Выступать от имени школы означает иметь право:

  • представлять интересы школы перед любыми лицами и в любых формах, не противоречащих закону, в том числе обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями, жалобами;
  • совершать сделки;
  • защищать права и законные интересы школы всеми допустимыми законом способами, в том числе в судах.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления школой  и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч. 6 ст. 26), в школе могут быть созданы:

  • советы обучающихся,
  • советы родителей (законных представителей),
  • представительные органы  работников.

Порядок учета мнения этих органов также должен быть определен Уставом школы. А вот сам состав и порядок работы их регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами таких органов.

Примечание. Органы, созданные в целях учета мнения родителей и обучающихся, могут иметь различные наименования: советы родителей (законных представителей), советы обучающихся, в том числе и традиционные: родительские, ученические комитеты и др., так как Закон об образовании не требует их изменения.

Таким образом, включение в структуру управления школой коллегиальных органов управления, представительных органов обучающихся и родителей,  дает  родителям большие возможности влиять на положение дел в учреждении при условии их активной позиции. Там же, где коллегиальные органы управления школой функционируют формально, как правило, управление характеризуется слабыми механизмами контроля деятельности руководства, малой прозрачностью основных процессов, отсутствием доступа к информации о результатах деятельности школы, и  все решает единолично руководитель школы и его администрация.

При подготовке использованы материалы:

http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/po-novomu-zakonu-organy-samoupravleniya-obrazovatelnyh-organizaciy-dolzhny-stat

http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/mozhet-li-kollegialnyy-organ-upravleniya-obrazovatelnoy-organizacii-naprimer

http://273-фз.рф/publikatsii/uchastie-obuchayushchihsya-v-upravlenii-obrazovatelnoy-organizaciey-po-novomu

http://www.mk.ru/social/2016/03/01/60-direktorov-shkol-prinimayut-resheniya-v-obkhod-roditeley.html

РИА Новости http://ria.ru/sn_edu/20160301/1382451192.html#ixzz426fmpe6s

РИА Новости http://ria.ru/society/20160301/1382462230.html#ixzz41zivIjV7

http://edu-sovet.ru/content/chto-takoye-ko

 

 

Коллегиальные органы управления школой — новые возможности для родителей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.