Диссеминация педагогического опыта как бизнес

«В 38 субъектах РФ в течение 2015 года отмечено сокращение фондов оплаты труда в образовательных организациях. В 15 регионах наблюдались случаи задержки заработной платы работникам отрасли. Только 14 субъектов РФ планируют в 2016 году выделить дополнительные средства на выполнение указов президента в части повышения оплаты труда педагогам. 42 региона изыскивают средства за счет реорганизации неэффективных учреждений, 29 – за счет сокращения численности работников. В 52 субъектах РФ в 2016 году не предусмотрена индексация заработной платы бюджетников, не перечисленных в президентских указах». Такие цифры прозвучали 10 декабря на пленуме Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования (« УГ»  http://www.ug.ru/article/890).

В такой ситуации учителю неплохо бы иметь дополнительные возможности заработать, например, используя наработанный потенциал.

За годы работы в школе каждый педагог накапливает опыт работы с детьми, в т.ч. уникальный опыт использования инновационных образовательных технологий, достойный к распространению. Вместе с тем этим занимаются  немногие  его обладатели. Пока диссеминация педагогического опыта  – удел  энтузиастов, получающих за это небольшие стимулирующие надбавки, некоторые преференции   при аттестации,  грамоты, благодарности в приказах, и то не всегда.

Вместе с тем, наработанный опыт им дался нелегким трудом, а хороший труд должен быть достойно оплачен. А почему бы в таком случае не воспользоваться проектом – диссеминация педагогического опыта как бизнес?

Идея проекта может быть реализована, например, в  таких вариантах.

1.Педагог распространяет опыт сам, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. При этом все процессы – регистрация, оформление опыта, маркетинг, реклама, аренда помещения, издание методичек, организация учебного процесса, проведение финансовых операций и т.д., осуществляются самим педагогом за счет собственных финансовых источников. Как говорят, требуется сначала вложиться. Преимущества – самостоятельность, получение полной прибыли.

Формы могут быть различными:

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • консультации и практикумы;
  • мастер-классы и педагогические мастерские;
  • обучающие и деловые игры;
  • авторская школа инновационного опыта;
  • участие автора опыта в курсах повышения квалификации в качестве лектора-практика;
  • стажировки и тьюторское сопровождение;
  • распространение через сеть Интернет видео – уроков, он-лайн консультаций, дистанционного обучения и др.;
  • продажа интернет-изданий или печатных изданий через интернет-магазин;
  • другое.

2.Диссеминация педагогического опыта в рамках  образовательной организации или сетевой  ассоциации профессионалов.  При этом на автора опыта ложится только обязанность  осуществлять трансляцию опыта (образовательный процесс) за  вознаграждение, например, в таких формах как:

  • Семинары-практикумы по изучению собственного опыта;
  • педагог- наставник Педагогической студии;
  • Мастер-классы  по  нестандартным педагогическим системам и педагогическим технологиям;   
  • участие в создании Банка педагогического опыта:  выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов в сети Интернет;
  • лектор-практик на курсах повышения квалификации;
  • авторская школа инновационного опыта, где наряду с мастер-классами, открытыми уроками (занятиями с детьми) могут включаться и такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др.;
  • участие в издании Методических бюллетеней, брошюр, книг, альбомов, сайтов, блогов и др.;
  • стажировки и т.д.

Чтобы распространять инновационный педагогический опыт  как индивидуально, так и в составе организации,  необходимо:

  1. Определить круг потребителей инновационного педагогического опыта, желающих обеспечивать более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности (маркетинг);
  2. Подготовить продукты к распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде (объекты диссеминации).
  3. Облечь опыт в достаточно ясную и наглядную, технологичную и доступную для реализации форму в конкретных условиях.
  4. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях:
  • региональном;
  • муниципальном;
  • образовательного учреждения.
  1. Вызвать у учителей интерес в овладении предложенным инновационным опытом,  желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике (реклама), организуя:
  • презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ результатов и т.д.);
  • сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональные интервью и т.д.);
  • форумы, ярмарки, аукционы, фестивали педагогических идей;
  • научно-педагогические семинары;
  • научно-практические конференции.

Справочно.

Из  ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями». Т.о., инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Следовательно, распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Диссеминация педагогического опыта  – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

P.S. Идею выдвинуть не сложно – важнее ее реализовать.

Удачи Вам!

При подготовке использованы материалы:

http://www.piram2000.ru/disseminaciya_pedagogicheskogo_opyta/

http://festival.1september.ru/articles/638872/

http://vek2000.ru/disseminaciya_opyta/

http://bschool1.edu22.info/index.php?option=content&task=view&id=159

Оставьте комментарий