Этот документ должен заинтересовать всех, кто занят в сфере дополнительного образования детей: руководителей, педработников, обучающихся и их родителей (законных представителей).  Речь идет о приказе Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468).

Утвержденный Порядок является  обязательным  для     организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а  также   индивидуальных предпринимателей (далее —  организации,  осуществляющие   образовательную деятельность).

В соответствии с данным приказом Типовое положение  об  образовательном  учреждении  дополнительного   образования детей, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 26.06. 2012 г. N 504 (зарегистрирован Минюстом РФ 2.08.2012 г., регистрационный N 25082), утратило силу.

Это значит:

  • все локальные акты, разработанные на основе прежнего Типового положения об ОУДО, следует привести в соответствие с новым нормативным документом;
  • как и когда это сделать, следует согласовать с Учредителем.

Порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный вышеупомянутым приказом Минобрнауки РФ (далее — Порядок), подготовлен во исполнение закона об образовании в РФ.

Определено, что образовательная     деятельность     по         дополнительным общеобразовательным программам   должна быть направлена:

  • на формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • на обеспечение  их духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания;
  • на выявление и поддержание  талантов;
  • на профориентацию обучающихся, их социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение  иных  образовательных  потребностей  и     интересов обучающихся,  не  противоречащих  законодательству  РФ, осуществляемых за пределами федеральных государственных   образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ, сроки и формы обучения  по ним определяются самим учебным заведением. При этом дополнительные общеобразовательные программы ежегодно должны обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,  технологий  и   социальной сферы.

Образовательный процесс проходит в группах (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры и т. д.), а также индивидуально. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких группах и менять их. Допускается сочетание различных форм получения образования  и   форм обучения.

Количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность занятий устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.

Занятия  в  объединениях  могут  проводиться  по   дополнительным общеобразовательным программам  различной  направленности   (технической, естественнонаучной,     физкультурно-спортивной,          художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними   обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Обучающиеся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, проходят  промежуточную  аттестацию, формы, порядок и периодичность которой определяются организацией самостоятельно.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в   течение   всего календарного года, включая каникулярное время. Расписание составляется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Педагогами могут использоваться различные образовательные технологии, в т. ч. дистанционные и электронное обучение.

Дополнительные  общеобразовательные   программы     реализуются организацией,  осуществляющей   образовательную        деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Отдельное внимание в документе уделено обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, организация должна создать для них специальные  условия,  без  которых  невозможно  или   затруднено освоение   дополнительных   общеобразовательных   программ.  Им бесплатно предоставляются специальные учебники и   учебные пособия, иная учебная литература, а  также  услуги    сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, обеспечивается  предоставление   учебных, лекционных материалов в электронном виде.

И ещё: организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать  помощь  педагогическим  коллективам  других    образовательных организаций в реализации  дополнительных  общеобразовательных   программ, организации  досуговой  и  внеучебной  деятельности  обучающихся,  а  также молодежным  и  детским  общественным  объединениям  и     организациям на договорной основе.

Примерный перечень локальных актов организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с утвержденным Порядком

  • Образовательная программа;
  • Положение об объединении;
  • Положение об организации образовательной деятельности для  учащихся  с   ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • Положение о промежуточной аттестации обучающихся;
  • Положение об индивидуальном  учебном  плане;
  • Положение об организации массовых мероприятий;
  • Положение о  сетевой форме организации дополнительного образования в организации;
  • Другие при необходимости.

Полностью документ можно  найти на сайте «Гарант».

Новый порядок организации дополнительного образования детей

Новый порядок организации дополнительного образования детей: 41 комментарий

  • 10.12.2013 в 06:41
    Постоянная ссылка

    сын в 3 классе! По поводу кружков уточните , обязан ли ребенок их посещать ? Учитель заставляет вести дневник по чтению не всегда удается сделать записи в нем в итоге двойка в дневнике, как решить эту проблему? Завышает норму по технике чтения , и просит чтоб дети читали в день по 30 страниц, разве такое допустимо? Сейчас узнаю что дети на перемени сидят в классе и читают книжки.

    Ответить
    • 10.12.2013 в 10:06
      Постоянная ссылка

      Уважаемая Наташа!
      Конечно, посещение кружков дело добровольное. Содержание обучения определяется учебной программой, разработанной в соответствии с ФГОС начальной школы (неплохо бы почитать его, раньше вы по нему не учились). Что касается объема домашних заданий, то он определяется СанПин для школ, согласно которому время на выполнение домашних заданий (в астрономических часах) во 2 – 3 классах не должно превышать 1,5 ч; в 4 — 5 классах — 2 ч; в 6 — 8 классах — 2,5 ч; в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. За этим должна следить администрация школы. Побеседуйте с учителем о ваших проблемах. Вы можете также обратиться к завучу, курирующему начальную школу.

      Ответить
      • 03.01.2014 в 18:11
        Постоянная ссылка

        Дорогая Наташа! Мы все хотим, чтобы наши дети жили лучше и счастливее, поэтому пусть читают как можно больше, тогда они будут грамотными, станут писать без ошибок и красиво говорить. И это принесет им успех на любой работе! Вы совершенно правы в одном: нельзя заставлять их читать, ребенок должен получать удовольствие от чтения, только тогда оно пойдет ему на пользу. Здесь Вам обязательно нужно побеседовать с учителем.

        Ответить
      • 12.08.2014 в 11:57
        Постоянная ссылка

        По поводу «добровольности посещения». Статья 43 273-ФЗ говорит об ОБЯЗАННОСТИ посещать занятия.По доброй воле родители записываю ребенка в объединение, а посещать его он обязан.

        Ответить
        • 14.08.2014 в 10:27
          Постоянная ссылка

          Уважаемая Соколова!
          Вы правы, но…
          Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008, каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
          Согласно п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Таким образом, если ребенок не посещает занятия и, по мнению родителей, в дальнейшем не сможет проходить обучение по соответствующей дополнительной образовательной программе, родители должны выразить свое мнение путем написания заявления об отчислении, на основании которого образовательная организация издает распорядительный акт, являющийся основанием для прекращения образовательных отношений (ч. 4 ст. 61 закона).
          Задача руководителя объединения – построить образовательный процесс так, чтобы обучающийся не уходил из объединения. Опытные руководители, особенно работающие с младшими школьниками, учитывая специфику их возраста, довольно часто меняют направления деятельности. Например, сегодня дети повально увлечены постройкой моделей самолетов, а завтра — собирают роботов.

          Ответить
  • 04.02.2014 в 11:05
    Постоянная ссылка

    Скажите, пожалуйста, мой ребенок занимается в двух спортивных школах фигурным катанием на бюджетном отделении. Нам сказали что так нельзя. И предложили в одной школе перейти на хозрасчетное отделение, мотивируя тем что государство не может оплачивать одного ребенка дважды. Так ли это?

    Ответить
  • 30.06.2014 в 12:51
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Объясните, пожалуйста, где , в каких документах, сопровождающих деятельность детско-юношеских спортивных школ, должен отразиться пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : «Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.» Должно ли это быть прописано в Уставе школы?

    Ответить
    • 02.07.2014 в 08:59
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Антонина!
      Указанное Вами положение должно быть прописано в Уставе учреждения в разделе «Организация образовательного процесса», а также в ряде локальных актов, разработанных в соответствии с ним.

      Ответить
  • 22.07.2014 в 16:18
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, какие именно образовательные программы нужно обновлять каждый год: образовательную программу учреждения или образовательную программу каждого объединения?

    Ответить
    • 26.07.2014 в 15:41
      Постоянная ссылка

      Уважаемая Катя!
      В соответствии со ст. 9 ч.1 п.5 закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям местных органов власти, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с ч.2 этой же статьи полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
      Т.о, Вам следует обратиться в орган управления образованием, к которому относится ваша образовательная организация.
      Что касается сбора денежных средств по инициативе родителей, то это дело добровольное: не хочешь — не сдавай.

      Ответить
    • 26.07.2014 в 15:58
      Постоянная ссылка

      Уважаемая Марина!
      Речь идет о дополнительных общеобразовательных программах, по которым работает педагог. Теперь это становится непреложным требованием. В дополнительном образовании не должно быть такого, когда кругом робототехника и нанотехнологии, а в объединениях изучаются лишь электронные лампы да детекторные приемники.

      Ответить
  • 12.09.2014 в 11:39
    Постоянная ссылка

    Добрый день, скажите пожалуйста, какая образовательная программа предусмотрена для работы на подготовительных отделениях ВУЗов

    Ответить
  • 12.09.2014 в 11:58
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! У нас такая проблема: ребенок учится в музыкальной школе на эстрадно-джазовом отделении по классу фортепиано. Когда поступали в школу, в учебном плане предмета «хоровое пение» не было — академический хор это классическое отделение, но есть предмет коллективное музицирование, который заменяет хор. Отучились 5 лет, в этом году директор решила всем поголовно ввести хор, а это дополнительная нагрузка 2 часа в неделю. Кроме фортепиано основного, у нас есть джазовое фортепиано — т.е. 2 предмета основных, к которым необходимо серьезно заниматься. А кроме того, конечно общеобразовательная школа с 2 языками, тоже 6 класс. Просили директора освободить нас от хора, т.к имеем аналогичный предмет, больше отвечающий эстрадно-джазовому направлению обучения (и методикой обучения, и стилем, и репертуаром) — ответ был: не устраивает- вас никто не держит, настойчиво предлагают перейти на платное отделение, чтобы выбирать самим куда ходить, или вообще предлагают поменять школу. Ребенок обладает музыкальными способностями, слух абсолютный, но музыкой профессионально заниматься пока в планах не ставим. Неужели заниматься в музыкальной школе имеют право только те, кто готов жить в школе, заниматься на коленках, питаться кое-как — буфет отвратительный, еда из кафе, часто вчерашняя и даже подкисшая. 2 раза в неделю ребенок прямо из школы идет в музыкальную и до 5-7 часов вечера. 3 раз приходим еще на урок. У меня нет возможности водить еще один день, а в субботу надо сделать уроки на всю неделю, в том числе музыку 2 фортепиано, сольфеджио, муз литературу и попеть) и хотя бы выйти прогуляться или сходить в бассейн. Ребенок 5 дней в неделю с 7 утра до 15-17 часов на занятиях и дополнительный день или даже 2 часа в рабочую неделю заниматься просто физически невозможно. Организм не справляется, ребенок начинает болеть. Сравните рабочий день ребенка с рабочим днем учителя музыки — никто из них 6 дней не работает (как нам предлагают) и в 7 утра не встает (музыкальная школа работает часов с 12) и дома им заниматься столько не надо. Подскажите, каким образом нам разрешить эту ситуацию? Для нас эти 2 часа хора стали последней каплей, нас поставили перед выбором бросать школу или гробить своих детей и все равно в итоге бросить школу. К слову сказать, нагрузка пианиста эстрадного отделения получилась самой большой по кол-ву часов, даже по сравнению со скрипачами и пианистами-классиками. В законе сказано, что расписание составляется с учетом пожеланий обручающегося и их родителей, на деле это не так. Групповые занятия по хору для нашего возраста есть только 1 раз в будни вечером и в субботу.

    Ответить
    • 13.09.2014 в 11:01
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна!
      К сожалению, это ваш выбор. Что касается условий пребывания детей в школе, советуем обратиться к учредителю.

      Ответить
  • 26.10.2014 в 19:41
    Постоянная ссылка

    Могут ли в учреждениях дополнительного образования создаваться группы со сменным составом учащихся? как тогда вести журнал?

    Ответить
  • 28.10.2014 в 10:33
    Постоянная ссылка

    прочитала множество документов и методических рекомендация, но простите так и не поняла к каким программам отнести все наши известные «Мастерилки», «Бумагопластики» и тд. к общеразвивающим или к предпрофессиональным

    Ответить
  • 26.11.2014 в 21:32
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как оформлять программы кружков в ДОУ, по платным услугам программа должны называться — рабочая программа, а по кружковой (на бесплатной основе) деятельности как? план мероприятий кружка…

    Ответить
    • 29.11.2014 в 16:58
      Постоянная ссылка

      Уважаемая Наталья! Советуем обратиться в методическую службу регионального или муниципального органа управления образованием.

      Ответить
  • 07.12.2014 в 12:36
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!Я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества.Ранее работала в гимназии.С директором гимназии не сработались и мне пришлось уйти по собственной инициативе.И теперь посещающих мои занятия детям с той гимназии та директриса запрещает ходить на мои занятия.Оказывает давление на детей,уговаривает и запугивает их родителей,потому что дети с удовольствием занимаются у меня и показывают хорошие результаты,участвуя в различных конкурсах.Работникам Гороно директор не хочет подчиняться и всячески мне мешает работать,оказывая давление на детей.Правочно ли это?И как мне поступить?Ведь я живу в селе,школа единственная…Откуда еще детей брать?

    Ответить
  • 23.01.2015 в 09:14
    Постоянная ссылка

    Скажите пожалуйста:
    — необходимо ли писать заявление на прием в учреждение дополнительного образования в бюджетную группу?
    — может ли ребенок в возрасте 14 лет и старше написать такое заявление без подписи родителя на нем?
    — какие нормативные акты регламентируют необходимость наличия заявления ребенка, родителя или договора на обучение В БЮДЖЕТНЫХ группах дополнительного образования?
    Спасибо

    Ответить
    • 23.01.2015 в 10:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Дмитрий! Правила приема в образовательную организацию в части не урегулированной законодательством РФ определяются организацией самостоятельно. Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом интересующего Вас учреждения.
      Заявление пишется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Совершеннолетними в нашей стране считаются граждане, достигшие 18-летнего возраста.

      Ответить
  • 23.01.2015 в 13:14
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как провести промежуточную аттестацию студенту техникума, желающему участвовать в ЕГЭ 2015 г. Необходимо ли провести промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана школы? Как засчитать результаты освоения учебных предметов, указанные в справке из техникума, необходимо ли учитывать объем изученного материала, указанного в справке

    Ответить
    • 25.01.2015 в 14:09
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна! Это должно быть прописано в соответствующем локальном акте образовательной организации, ибо в соответствии со статьей 58 закона «Об образовании в РФ» промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Для получения официального ответа рекомендуем обратиться в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  • 17.03.2015 в 05:57
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат занималось реализацией основного общего и среднего (полного) общего образования в части изучения дисциплины «Технология» в разделе «Профильное или начальное профессиональное обучение» по направлению «Транспорт». Сейчас учреждение хотят перевести в организацию дополнительного образования автошколу, будет ли это соответствовать новому закону «Об образовании» по типу учреждения?

    Ответить
    • 19.03.2015 в 08:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Имя! Разъяснения о наименовании образовательных учреждений в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даны в письме Минобрнауки РФ от 10 июня 2013 года № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений». Согласно письму наименование «учреждение дополнительного образования» соответствует требованиям федерального закона. Для получения официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  • 18.07.2015 в 20:24
    Постоянная ссылка

    Пожалуйста, прокомметнтируйте пункт 6 приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468)»: «6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
    дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая
    каникулярное время». Разве это возможно в ДШИ ? Заренее благодарю за ответ. Галина.

    Ответить
    • 24.07.2015 в 11:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Галина! Еduinspector не комментирует документы, а лишь информирует о них. Советуем обратиться в орган управления образованием или его методическую службу.

      Ответить
  • 06.06.2016 в 06:50
    Постоянная ссылка

    здравствуйте,вот Вы говорите, что:В соответствии с данным приказом Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 26.06. 2012 г. N 504 (зарегистрирован Минюстом РФ 2.08.2012 г., регистрационный N 25082), утратило силу.
    тогда что в «Положении управляющего совета…в п.1.4 что писать по Типовому положению?

    Ответить
    • 06.06.2016 в 09:41
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Сусанна! 1.Это сказано в приказе Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468).2. Сослаться на упомянутый приказ.

      Ответить
    • 01.09.2016 в 11:01
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Андрей! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа, либо в региональный орган управления образованием. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность занятий устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.

      Ответить
  • 13.10.2016 в 17:48
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Я методист крупного федерального образовательного учреждения. Помогите разобраться в сложном противоречии, который волнует методическую общественность страны и меня в том числе. Согласно представленному выше документу «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» заявлено шесть базовых направлений доп.образования(техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое). На них сейчас все ориентируются при создании программ. Министерство образования финансирует федеральные учреждения доп.образования согласно реализации программ по 6 этим направлениям. Но при этом в какое из этих направлений должны войти культурологические, или военно-патриотические программы? В этом же документе сказано, что доп.образование должно быть направлено на патриотическое воспитание, формирование культуры и т.д. Может, вы мне поможете найти место культурологической или военно-патриотической, или гражданско-патриотической программе в современной системе координат. Если уже крупные федеральные центры запутались, то что говорить о муниципальных учреждениях.

    Ответить
    • 17.10.2016 в 11:12
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Блог не комментирует официальные документы и не предоставляет официальных ответов. Советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минобрнауки РФ.

      Ответить
  • 28.05.2017 в 13:51
    Постоянная ссылка

    Доброго времени суток! Подскажите, является ли обязательным ведение электронного дневника в учреждениях дополнительного образования?

    Ответить
    • 28.05.2017 в 15:10
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Регина! Федеральными нормативными документами это не предусмотрено. Возможно, у вас принято решение на муниципальном или региональном уровне. Советуем обратиться в орган управления, которому подчиняется ваша организация.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.