Подготовка Публичного доклада ОУ (далее -Доклад) в полном разгаре. Как правило, она начинается в апреле, а  1 августа Доклад  должен быть уже вывешен на школьном сайте. В июле начинаются массовые отпуска. Поэтому Доклад в основном должен быть сверстан в июне и отличаться высоким качеством представления информации.

Здесь вы узнаете: как повысить качество Публичного доклада ОУ, сделать оптимальными его содержание, текст, дизайн, способы распространения и обратную связь.

При подготовке Доклада обычно используются рекомендации Минобрнауки РФ «Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений)», которые можно найти на его сайте. Хотя ОУ этим занимаются не первый год,  качество Докладов еще далеко от совершенства.

Предлагаемые некоторые  советы по совершенствованию качества  Публичных докладов общеобразовательных учреждений составлены на основании их анализов, представленных на интернет — сайтах.

1.Работая над созданием Публичного доклада, важно понимать, что это стратегический документ:  с одной стороны он описывает результаты деятельности, а с другой – создает предпосылки для развития ОУ. Информация, представленная в Докладе, может открыть для ОУ новые возможности, а может и оттолкнуть потенциальных инвесторов.

2. Ключевой элемент любого доклада – ориентация на определенную аудиторию. В нашем случае это родители и партнёры школы. Доклад им  должен быть понятен, удовлетворять их информационным потребностям. Поэтому прежде чем писать доклад, изучите их.

3. Доклад должен быть написан в публицистическом жанре, а не формальным и наукообразным педагогическим языком, т.е.  быть изложен на понятном для читателя языке.  Этому поможет:

  • привлечение к подготовке Доклада родителей, не работающих в сфере образования;
  • редактирование текста с помощью корректоров-профессионалов или учителей литературы, имеющих соответствующий опыт;
  • предварительное чтение черновика Доклада внешним читателем – членами органов самоуправления и учёт их замечаний и предложений;
  • сопровождение диаграмм, схем и рисунков  пояснениями и комментариями, т.к. большинство родителей не имеет опыта перевода графической и схематической информации в смысловой контекст;
  • наличие тезауруса с пояснениями профессиональных педагогических и др. терминов, сокращений и статистических индикаторов;
  • выявление мнения родителей о Докладе путем проведения опроса или голосования на сайте школы.

4. Доклад должен иметь оптимальный объем. Зарубежный опыт показывает, что наиболее целесообразным является наличие двух версий Доклада: короткой (2-3 страницы) и полной (15-30 страниц). Чтобы достичь этого:

  • постарайтесь отказаться от незначительной и мало востребованной информации;
  • не включайте в Доклад разделы из других школьных документов: Программа развития, Устав школы и т.п.;
  • не используйте информацию, актуальную только для конкретных целевых групп: родителей определенных классов, методобъединений, библиотеки и т.д.

5.Доклад должен представлять собой целостный текст. Т.к. нельзя объять необъятное, то надо сделать   выбор приоритетов, в соответствии с которыми и будет строиться содержание Доклада. Такой «стержневой» идеей может стать Программа развития ОУ, масштабный проект, реализуемый в школе,
или проблемный вопрос школьной политики.

Логическая связность и цельность текста, ясные и хорошо обоснованные выводы, убедительность аргументации – главные факторы, способные сделать Доклад понятным документом.

6.Доклад должен содержать качественный анализ деятельности учреждения. Кроме констатации конкретных фактов, проблем или достижений крайне важно указывать и причины их возникновения. При этом любые утверждения должны подтверждаться достоверными данными. Необходимо использовать сравнительные данные, представление данных в динамике,  сравнение с другими образовательными учреждениями, регионами.  Кроме того следует дать и управленческий анализ достаточности и эффективности предпринятых управленческих действий, их связь с результатами деятельности ОУ, проблем управления развитием педагогических кадров и их готовности к реализации инноваций.

7.Доклад не должен быть перенасыщен однообразными описательными текстами. Это не способствует пробуждению интереса у читателя.

8.Доклад должен иметь оптимальный дизайн. Для привлекательности к материалу Доклада можно воспользоваться следующими приёмами:

  • оформление титульной страницы, выбор единого графического решения для колонтитулов и заголовков, использование определённой цветовой гаммы и т.п. должны представлять единый стиль  документа;
  • для улучшения восприятия текста применяйте специальные средства работы с ним: заголовки и подзаголовки, колонтитулы, врезки, «плашки», различные размеры шрифта, выделения шрифта и т.д.
  • использование различных визуальных объектов (картинок, фотографий, графических схем, видеороликов и т.п.) способствует динамичности материала.

9.Распространение Доклада. Чтобы Доклад дошёл до своего читателя, необходимо использовать различные способы презентации и распространения документа. Выберите для каждой группы свою форму представления:

  • для учредителя – красивый печатный вариант;
  • для родителей и учащихся – небольшие брошюры, можно послать электронный файл с текстом отчёта на домашний компьютер;
  • для гостей и общественности – красочные буклеты;
  • опубликуйте электронный вариант доклада на сайте учреждения, лучше на отдельном разделе, ссылка на который имеется на Главной странице. Файл не должен быть чрезмерным по объёму, легко скачиваться и открываться;
  • проведите классные и общешкольные родительские собрания, подготовьте мультимедийную презентацию, раздайте буклеты или брошюры, расскажите подробно о сайте ОУ;
  • познакомьте учащихся с Публичным докладом на классных часах, страницах сайта и школьной газеты;
  • пригласите социальных партнеров в гости или выступите на собрании трудового коллектива социального партнера с целью ознакомления их с результатами работы школы;
  • познакомьте с результатами работы ОУ жителей микрорайона;
  • спланируйте серию публикаций в СМИ.

10.Обратная связь. После публикации Доклада важно выяснить мнение читателей и насколько он соответствует ожиданиям и потребностям целевой аудитории. Для этого вместе с электронной или бумажной версией Доклада рекомендуется предложить анкету для добровольного заполнения.

11. При подготовке Доклада, публикации аналитической информации целесообразно просчитать возможные риски и выгоды от публикации Публичного доклада.

Публичный доклад ОУ: совершенствуем качество подготовки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.