При лицензировании образовательной деятельности общеобразовательной организации соискатель лицензии обязан представить образовательную программу. В ряде случаев это вызывало определенные трудности. Новый закон об образовании  расставил теперь все точки над i.

Вот как трактуется это понятие в законе об образовании:

«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Таким образом, образовательная программа является обязательным локальным актом общеобразовательной организации,   характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса учреждения, призванного  организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования, и  является программой деятельности администрации, учителей, родителей, обучающихся.

Образовательная программа, как локальный акт, самостоятельно разрабатывается и утверждается  общеобразовательной организацией в соответствии с установленным  её уставом порядком.

Анализ образовательных программ  различных общеобразовательных учреждений показывает, что  в практике используются различные структуры программ.

Например, одни из них выстраивают  образовательную программу по разделам:

Раздел 1. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы

  • Информационная справка.
  • Анализ образовательного пространства школы.
  • Актуальность развития школы в современных условиях.
  • Концептуальные основы развития школы.
  • Приоритетные направления, цель и задачи школы.

Раздел 2. Содержание базового образования в школе

  • Организационно — педагогические условия для реализации образовательной программы школы.
  • Учебный (образовательный ) план.
  • Календарный учебный график.
  • Образовательная программа начальной школы.
  • Образовательная программа основной школы.
  • Образовательная программа старшей школы.
  • Рабочие учебные программы.
  • Содержание дополнительного образования.
  • Содержание предпрофильной и профильной подготовки.
  • Инновационные направления образовательной деятельности.
  • Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  • Реальный уровень готовности обучающихся к освоению базового учебного плана.
  • Оценивание деятельности обучающихся.
  • Организация воспитательной работы, социально-психологической службы в школе.
  • Мероприятия по реализации здоровье сберегающих технологий.
  • Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания в школе.

Раздел 3. Контроль  реализации образовательной программы школы

  • Система внутришкольного контроля.

Раздел 4.Основные мероприятия по реализации программы

  • Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы.
  • Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания.
  • Профессиональное развитие учителя и педагогического коллектива школы.
  • Модель выпускника начальной, основной и средней школы.
  • Ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.

Раздел 5. Управление  программой.

***

Другие общеобразовательные учреждения при построении образовательных программ используют модульный принцип:

Введение (паспорт программы).

Модуль 1. Информационная справка о школе: характеристика ОУ, особенности организации ОП, кадровое  и материально-техническое обеспечение учебного процесса,  годовой календарный график.

Модуль 2.Анализ деятельности педколлектива, обоснование  образовательной программы: результаты ОП, основные способы их достижения,  противоречия ОП, конкурентные преимущества школы.

Модуль 3. Цели, задачи, концепция образовательной  программы.

Модуль 4. Программно-методическое обеспечение: учебный план, рабочие программы учебных предметов, другие программы, информационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение.

Модуль 5. Аттестация обучающихся.

Модуль 6. Мероприятия по реализации программы: внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, инновации, технологии, профессиональное развитие педагогов.

Модуль 7.Результаты реализации образовательной программы: система оценки, критерии, показатели, модель выпускника.

Модуль 8. Мониторинг  результатов реализации образовательной программы.

Модуль 9. Управление образовательной программой.

Заключение.

***

В любом случае, как  следует из определения образовательной программы, представленного в законе об образовании, в её  структуре должны быть отражены:

  • объем и содержание образования;
  • планируемые результаты;
  • организационно-педагогические условия реализации программы;
  • формы аттестации обучающихся;
  • учебные планы;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • методические материалы;
  • оценочные материалы.

PS. В переводе с греческого слово «программа» означает «распо­ряжение, объявление».

 

Образовательная программа общеобразовательной организации

Образовательная программа общеобразовательной организации: 8 комментариев

  • 13.01.2014 в 16:14
    Постоянная ссылка

    с 2013-14 года 1 класс стал заниматься по линии Школа 2100 Надо ли вкладывать в образовательную программу календарно-тематическое планирование сразу на 4 года? Или добавлять материал постепенно, класс за классом?

    Ответить
    • 13.01.2014 в 19:46
      Постоянная ссылка

      Уважаемая Ольга!
      Приносим Вам наши извинения. По подобным вопросам блог не консультирует. Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую службу.

      Ответить
    • 12.02.2015 в 15:41
      Постоянная ссылка

      Может ли школа в учебный план для 10-11 классов включать не все предметы из вариативной части федерального компонента БУП 2004. Например, исключить изучение в 10,11 классах МХК и технологию.

      Ответить
      • 12.02.2015 в 17:18
        Постоянная ссылка

        Добрый день, Ирина! Образовательная организация формирует Учебный план самостоятельно на основе регионального или федерального БУП. Учебный план состоит из инвариантной (обязательной (федеральный компонент)) и вариативной (региональный, школьный компонент) частей. Поэтому вопрос решается, исходя из того, чей это компонент.

        Ответить
  • 13.02.2015 в 15:08
    Постоянная ссылка

    Спасибо, речь идет о вариативной части федерального компонента, в нем перечислены и МХК и технология в 10,11 классах, но компонент вариативный (подчеркиваю). Потому вопрос все тот же: «Обязательно МХК и технология или нет?»

    Ответить
    • 17.02.2015 в 10:43
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Все зависит от профиля обучения. Поясним подробнее.
      1.Учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
      Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
      Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных школах.
      2. Часы обязательной вариативной части используются на предметы инвариантной части Базисного учебного плана (в том числе и для углубленного изучения), на введение дополнительных курсов (экология, экономика, этика, ритмика, уроки развития и т. д.), курсов по выбору для учащихся 10–11-х классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся.
      3.Советуем ознакомиться с пояснительной запиской школьного учебного плана.

      Ответить
  • 28.10.2017 в 19:11
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Вопрос немного размытый, но все же… Коррекционная работа. С 2016 года, с введением ФГОС ОВЗ и адаптированных программ, этот раздел ООП стал «некорректен». Работу с ОВЗ нам, администрации, в Управлении велели из «коррекционки» убрать и заменить на работу с неуспевающими. Насколько это правомерно? Не будет ли этот шаг нарушением требований к содержанию ООП?

    Ответить
    • 29.10.2017 в 13:51
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.