Образовательная программа общеобразовательной организации
При лицензировании образовательной деятельности общеобразовательной организации соискатель лицензии обязан представить образовательную программу. В ряде случаев это вызывало определенные трудности. Новый закон об образовании расставил теперь все точки над i.
Вот как трактуется это понятие в законе об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Таким образом, образовательная программа является обязательным локальным актом общеобразовательной организации, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса учреждения, призванного организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования, и является программой деятельности администрации, учителей, родителей, обучающихся.
Образовательная программа, как локальный акт, самостоятельно разрабатывается и утверждается общеобразовательной организацией в соответствии с установленным её уставом порядком.
Анализ образовательных программ различных общеобразовательных учреждений показывает, что в практике используются различные структуры программ.
Например, одни из них выстраивают образовательную программу по разделам:
Раздел 1. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы
- Информационная справка.
- Анализ образовательного пространства школы.
- Актуальность развития школы в современных условиях.
- Концептуальные основы развития школы.
- Приоритетные направления, цель и задачи школы.
Раздел 2. Содержание базового образования в школе
- Организационно — педагогические условия для реализации образовательной программы школы.
- Учебный (образовательный ) план.
- Календарный учебный график.
- Образовательная программа начальной школы.
- Образовательная программа основной школы.
- Образовательная программа старшей школы.
- Рабочие учебные программы.
- Содержание дополнительного образования.
- Содержание предпрофильной и профильной подготовки.
- Инновационные направления образовательной деятельности.
- Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Реальный уровень готовности обучающихся к освоению базового учебного плана.
- Оценивание деятельности обучающихся.
- Организация воспитательной работы, социально-психологической службы в школе.
- Мероприятия по реализации здоровье сберегающих технологий.
- Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания в школе.
Раздел 3. Контроль реализации образовательной программы школы
- Система внутришкольного контроля.
Раздел 4.Основные мероприятия по реализации программы
- Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы.
- Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания.
- Профессиональное развитие учителя и педагогического коллектива школы.
- Модель выпускника начальной, основной и средней школы.
- Ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.
Раздел 5. Управление программой.
***
Другие общеобразовательные учреждения при построении образовательных программ используют модульный принцип:
Введение (паспорт программы).
Модуль 1. Информационная справка о школе: характеристика ОУ, особенности организации ОП, кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, годовой календарный график.
Модуль 2.Анализ деятельности педколлектива, обоснование образовательной программы: результаты ОП, основные способы их достижения, противоречия ОП, конкурентные преимущества школы.
Модуль 3. Цели, задачи, концепция образовательной программы.
Модуль 4. Программно-методическое обеспечение: учебный план, рабочие программы учебных предметов, другие программы, информационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение.
Модуль 5. Аттестация обучающихся.
Модуль 6. Мероприятия по реализации программы: внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, инновации, технологии, профессиональное развитие педагогов.
Модуль 7.Результаты реализации образовательной программы: система оценки, критерии, показатели, модель выпускника.
Модуль 8. Мониторинг результатов реализации образовательной программы.
Модуль 9. Управление образовательной программой.
Заключение.
***
В любом случае, как следует из определения образовательной программы, представленного в законе об образовании, в её структуре должны быть отражены:
- объем и содержание образования;
- планируемые результаты;
- организационно-педагогические условия реализации программы;
- формы аттестации обучающихся;
- учебные планы;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
- методические материалы;
- оценочные материалы.
PS. В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление».
с 2013-14 года 1 класс стал заниматься по линии Школа 2100 Надо ли вкладывать в образовательную программу календарно-тематическое планирование сразу на 4 года? Или добавлять материал постепенно, класс за классом?
Уважаемая Ольга!
Приносим Вам наши извинения. По подобным вопросам блог не консультирует. Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую службу.
Может ли школа в учебный план для 10-11 классов включать не все предметы из вариативной части федерального компонента БУП 2004. Например, исключить изучение в 10,11 классах МХК и технологию.
Добрый день, Ирина! Образовательная организация формирует Учебный план самостоятельно на основе регионального или федерального БУП. Учебный план состоит из инвариантной (обязательной (федеральный компонент)) и вариативной (региональный, школьный компонент) частей. Поэтому вопрос решается, исходя из того, чей это компонент.
Спасибо, речь идет о вариативной части федерального компонента, в нем перечислены и МХК и технология в 10,11 классах, но компонент вариативный (подчеркиваю). Потому вопрос все тот же: «Обязательно МХК и технология или нет?»
Добрый день, Ирина! Все зависит от профиля обучения. Поясним подробнее.
1.Учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах, в разных школах.
2. Часы обязательной вариативной части используются на предметы инвариантной части Базисного учебного плана (в том числе и для углубленного изучения), на введение дополнительных курсов (экология, экономика, этика, ритмика, уроки развития и т. д.), курсов по выбору для учащихся 10–11-х классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся.
3.Советуем ознакомиться с пояснительной запиской школьного учебного плана.
Здравствуйте! Вопрос немного размытый, но все же… Коррекционная работа. С 2016 года, с введением ФГОС ОВЗ и адаптированных программ, этот раздел ООП стал «некорректен». Работу с ОВЗ нам, администрации, в Управлении велели из «коррекционки» убрать и заменить на работу с неуспевающими. Насколько это правомерно? Не будет ли этот шаг нарушением требований к содержанию ООП?
Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием.