Совет школы как  орган государственно-общественного управления появляется в школах, начиная с 1992 г., с момента подписания Президентом РФ Б.Н.Ельциным закона РФ «Об образовании». Вероятно, по мнению авторов закона эта форма самоуправления должна была стать одной из ступенек  перехода к демократизации школы. В уставах школ появились записи: «управление школой осуществляется на принципах демократизма и единоначалия» и «формой государственно-общественного самоуправления в школе является Совет школы».

К сожалению, в ряде школ советы школ так и не стали этой ступенькой к демократизации. Директорам, вероятно, более понятней принцип единоначалия. У вас совет школы работает правильно? Значит, вам повезло — в школе  демократический стиль управления и активные родители. Если нет, то попробуйте реанимировать его, воспользовавшись представленным материалом.

Как создается совет школы

Совет школы избирается на общешкольной конференции (общем собрании участников образовательного процесса), которая является высшим органом школьного самоуправления.  Конференция созывается ежегодно и правомочна при наличии на ней 2/3 списочного состава участников. Решения на конференции принимаются простым большинством голосов. Внеочередная конференция созывается по требованию директора, совета школы или по требованию 1/3 состава конференции (общего собрания участников образовательного процесса).

Совет школы (далее — совет) является высшим органом самоуправления в школе в период между конференциями.

Кто входит в состав совета

Состав совета  до 15 человек: 1/3 -представители педагогического коллектива, в том числе обязательно директор; 1/3 —  представители родительской общественности (от каждой ступени); 1/3 — представители учащихся (от 10-11 классов). Совет из числа своих членов избирает председателя и секретаря.

Свою работу совет строит на основе изучения общественного мнения, деятельность осуществляет гласно и открыто.

Директор школы имеет право отменить решение Совета, если оно противоречит действующему законодательству, Типовому положению об общеобразовательном учреждении или Уставу школы, а также приостановить его действие в случаях, когда решение противоречит определенным конференцией основным направлениям развития школы или будет отрицательно воздействовать на качество учебно-воспитательного процесса, здоровье учеников и членов трудового коллектива. Разрешение возникших противоречий осуществляется у Учредителя школы.

Чем занимается совет

Основной целью совета является осуществление функций органа самоуправления школы, вовлечение в самоуправление максимально возможного числа участников образовательного процесса.

Для решения своих вопросов совет собирается на заседания, которые проводятся  в плановом порядке или  по мере необходимости.

Основные направления деятельности совета:

  •  участие в разработке, согласовании и принятии локальных актов школы по вопросам, относящимся к компетенции совета (положения, правила, инструкции и т.д.), в т.ч. по вопросам оплаты труда работников школы;
  • участие в разработке, согласовании и принятии Учебного плана школы;
  • участие в оценке качества и результативности труда работников школы в порядке, устанавливаемом локальными актами школы;
  •  обеспечение участия представителей общественности в соответствии с действующим законодательством и местными Регламентами:

— в процедурах государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме и по технологии ЕГЭ;

— в деятельности аттестационных,  конфликтных и иных комиссий;

— в процедурах общественной экспертизы (соблюдение прав участников образовательного процесса, качество условий организации образовательного процесса, экспертиза инновационных программ, конкурсы профессионального мастерства и др.);

  •  участие в подготовке и принятии Плана (программы) развития школы, в т.ч. финансово-экономического,  публичного (ежегодный) доклада;
  •  утверждение смет по внебюджетному финансированию и осуществление общественного контроля за их использованием;
  • участие в создании оптимальных условий для организации образовательного процесса, в т.ч. в решении вопросов охраны учреждения, других вопросов жизни школы, не регламентированных Уставом школы;
  • организация выполнения решений общешкольной конференции и своих решений;
  • принятие устава школы, разработка предложений по внесению  изменений в Устав школы и утверждение их;
  •  рассмотрение предложений всех участников образовательного процесса по совершенствованию  и развитию учебно-воспитательного процесса, по организации экспериментальной работы;
  •  опреде­ление путей взаимодействия школы с различными организациями, ассоциация­ми, союзами, с учреждениями культуры, спорта с целью создания необходимых условий для разностороннего развития обучающихся и профессионального роста педагогов;
  •  заслушивание отчета администрации школы о расходовании бюджетных ассигнований, об использовании иных источников финанси­рования, согласование распределения средств;
  •  заслушивание отчета о работе директора школы, его заместителей и других работников;
  •  внесение на рассмотре­ние администрации предложений по совершенствованию ее работы;
  •  знакомство с итоговыми документами (справками, актами и т.д.) по результатам про­верок, за­слушивание администрации о выполнении мероприятий по устранению недостатков в работе школы;
  •  принятие не­обходимые мер по социальной защите всех участников образовательного процесса, ограждению педагогических работни­ков и администрации от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность;
  •  создание, при необходимости, рабочих комиссий: правовой, согласительной, контрольно-ревизионной, комиссии по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и т.д., и организация их работы;
  • координация деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся, родителей по вопросам совершенствования образовательного процесса;
  •  подготовка и проведение общешкольной конференции, мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (коллективные творческие дела, сборы, семинары, «круглые столы» и т. д.);
  •  принятие мер по сохранению и развитию материально-технической базы школы, оказание содействия администрации школы в организации питания обучающихся, медицинского обслуживания, охраны здоровья, техники безопасности;
  •  организация общественного контроля за организацией охраны здоровья участников образовательного процесса, питания и медицинского обслуживания школьников;
  •  изучение потребностей участников образовательного процесса в образовательных услугах, в том числе, платных.

Полномочия совета конкретной  школы определяются её уставом.

Член совета школы имеет право:

  • вносить предложения по любому вопросу жизни и деятельности школы, совета школы;
  • требовать обсуждения любого вопроса, если предложение поддерживает треть членов совета;
  • критиковать и высказывать свои аргументированные оценки деятельности представителей администрации школы, учителей, школьных работников, не унижая достоинства критикуемого;
  • принимать участие в работе любой из комиссий совета, имея право решающего голоса;
  • присутствовать на заседаниях совета, совещаниях при директоре, собраниях обучающихся и родителей, участвовать в принятии решений в соответствии с имеющимися полномочиями;
  • предъявлять аргументированные претензии любому работнику школы по  вопросам, относящимся к компетенции совета.

Совет школы несет ответственность за:

  •  выполнение возложенных на него функций, плана работы;
  •  соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании в своей деятельности;
  •  компетентность принимаемых решений;
  •  развитие принципов самоуправления в школе;
  •  укрепление авторитета школы.

Возможные  вопросы, обсуждаемые на совете:

  • обеспеченность школы учебниками;
  • режим работы школы, готовность школы учебному году;
  • организация системы оценки качества образования в школе;
  • итоги проверки организации горячего питания обучающихся;
  • итоги проверки учебных кабинетов и соблюдения норм и правил охраны труда вних;
  • качество успеваемости обучащихся;
  • подготовка к празднованию Нового года;
  • каникулярный досуг школьников;
  • отчет директора школы по итогам финансового года;
  • об итогах мониторинга занятости учащихся во внеучебное время;
  • круглый стол с представителями школьного самоуправления;
  • подготовка школы к 2013-14 учебному году;
  • отчет директора школы: анализ работы за прошедшей год и перспективы развития школы в новом учебном году (публичный доклад);
  • о работе  органов ученического самоуправления в 2012-2013 учебном году;
  • об организации охраны школы;
  • о медицинском обслуживании в школе, профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний гриппом и ОРВИ;
  • об участии в конкурсах: «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучший библиотекарь» и др.;
  • о проблемах реализации ФГОС;
  • организация работы по подготовке к летнему оздоровительному отдыху детей.

Как видите, полномочий и прав у совета школы достаточно, чтобы существенно влиять на положение дел в школе и направить их в нужное русло. Остается только реализовать эти возможности.

В подготовке использованы материалы сайтов образовательных учреждений.

Общественный контроль в школе. Совет школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.