Управление современной школой. Работа с документами. Часть 2

 На чём школе можно зарабатывать

Денег никогда много не бывает, особенно в образовании, хотя в последнее время все ветви власти вкладывают в него немалые средства. По словам российского премьера  Д.А Медведева консолидированный бюджет образования и культуры сравним с бюджетом на оборонку.

Вместе с тем, в адрес вышестоящих органов не прекращается поток жалоб на школьные поборы. Конечно, куда проще обратиться к родителям с протянутой рукой. Они не пожалеют последней рубахи для любимой школы. Но может быть пора уже зарабатывать недостающие средства. Тем более, что сейчас у бюджетных и автономных ОУ для этого есть все возможности, предоставленные   Федеральным законом № 83-ФЗ от  08.05.2010 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.  Согласно ему доход, полученный бюджетным и автономным образовательным учреждением  от приносящей доход деятельности, остаётся в распоряжении образовательного учреждения и используется им по своему усмотрению.

На чём же можно заработать? Конечно, каждый решает сам. Но всё же лучше воспользоваться тем, что, прежде всего, умеет школа, т.е. на обучении.

Алгоритм

Как и при организации любого бизнеса, прежде всего, необходимо:

1.Провести маркетинговые исследования, определить рынок, возможности ОУ и доходность.

2.Совместно с органом государственно-общественного управления школы, например, Управляющим советом, определить виды приносящей доход деятельности – платные услуги, в т.ч. образовательные, посреднические услуги, производство изделий, предпринимательская деятельность совместно с частными компаниями, фирмами, организация Интернет-магазина, образовательных Интернет-услуг  и т.д. Желательно принятое решение согласовать с Учредителем (меньше будет хлопот).

3.Разработать и утвердить приказом по школе соответствующие локальные акты и документацию, регламентирующие деятельность ОУ и его должностных лиц в этом виде деятельности.

4.Внести соответствующие изменения и дополнения в Устав и соответствующие локальные акты.

5.В  необходимых случаях  получить лицензии.

6.Разработать бизнес – план и развернуть рекламную кампанию.

7.Заключить договоры с потребителями услуг.

8.На основании договоров издать приказ об организации в ОУ приносящей доход деятельности, предусматривающий: перечень услуг, ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных услуг, учебные планы и штаты и т.д.

9.Заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных услуг.

10.Для оказания платных услуг создать условия:

  • соответствующие действующим СанПиН;
  • соответствующие требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг:
  • качественное кадровое обеспечение;
  • соответствующее учебно-методическое и техническое обеспечение.

11.Начать зарабатывать и перестать собирать деньги с родителей.

На чём зарабатываем

Перечень образовательных и развивающих услуг, которые может оказывать школа:

  • изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • репетиторство с обучающимися  другого образовательного учреждения (пока);
  • различные курсы:
    по подготовке к поступлению в учебное заведение,
    – по изучению иностранных языков,
    – повышения квалификации,
    – по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
  • различные кружки:
    по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-видео-радиолюбительскому делу, кройки и шитья, вязанию, домоводству, танцам и т.д.;
  • создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
  • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
  • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);
  • создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и.т.д.);
  • организация мастер-классов;
  • разработка, издание и реализация методических пособий и разработок;
  • дистанционное обучение (курсы) по методическим направлениям;
  • образовательный туризм;
  • информационные услуги для участников образовательного процесса школы:

– организация работы в Интернете;

– оказание консалтинговых услуг о состоянии рынка учебной литературы, услуг в сфере образования и др.;

  • услуги по организации досуга детей (дискотеки, клубы по интересам,
    творческие мастерские, лектории, театры, концертная деятельность,
    организация экскурсий, туристических походов, спортивно-зрелищных
    мероприятий);
  • организационные услуги (информационно-консультативные,библиотечные услуги, услуги ксерокопирования, внеурочный присмотр за детьми и т.д.);
  • другие услуги, не запрещенные действующим законодательством;

Чти закон

Организуя приносящую доход деятельность, постарайтесь не нарушать действующее законодательство.

1.Перечень платных услуг рассматривается на заседании Совета (Управляющего совета) школы и утверждается директором.

2.К платным услугам не могут относиться:

  • дополнительные занятия с неуспевающими;
  • снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  • реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
  • факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

3.По каждому виду платных дополнительных услуг должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

4.Предоставление платных образовательных услуг оформляется договором с потребителями.

5.Оплата образовательных услуг производится либо в образовательном учреждении (при наличии кассового аппарата), либо в отделениях банка, в т.ч. и по безналичному расчету. При расчетах с населением школа должна использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, а также выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом директора ОУ.

Цены на платные услуги обычно устанавливаются и (или) утверждаются Учредителем или субъектом РФ. При этом учитывается себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную услугу, уникальность видов услуг, спрос на данную услугу и др.

6.Использовать  заработанные средства школа может только на те цели, для которых она была создана.

7.Получение средств от приносящей доход деятельности не исключает спонсорской помощи и добровольных, исключительно добровольных, пожертвований и благотворительной помощи в  пользу образовательного учреждения.

8.Финансовые средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, направляются на расходы, связанные уставной деятельностью ОУ, в том числе на оплату труда работников и начисления на заработанную плату; на развитие учреждения, оплату работ капитальному и текущему ремонту здания, приобретение мебели, учебных пособий и т.д.

9.ОУ, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:

а) наименование и место нахождения (адрес) ОУ, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим на обучение;

е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.

10. ОУ должно обеспечить открытость и доступность следующих документов:

  • учредительных документов ОУ, в том числе внесенных в них изменений;
  • свидетельства о государственной регистрации;
  • решения учредителя о создании ОУ;
  • решения Учредителя о назначении руководителя ОУ;
  • положений о филиалах, представительствах ОУ;
  • плана финансово-хозяйственной деятельности ОУ, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;
  • годовой бухгалтерской отчетности ОУ;
  • сведений о проведенных в отношении ОУ контрольных мероприятиях и их результатах;
  • государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);
  • отчета о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества (Публичный доклад).

Открытость вышеперечисленной информации должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Ответственность

Ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины несет руководитель ОУ. В случае нарушения законодательства руководитель может быть привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Управление образования вправе приостановить или запретить оказание платных образовательных услуг, если они оказываются с нарушением законодательства РФ.

Нормативная база

Нормативно-правовые документы, которыми следует руководствоваться при организации приносящей доход деятельности:

Конституция РФ (ст.43, п.5), Гражданский кодекс РФ, Закон  «Об образовании», Закон  «О защите прав потребителей»,  «Налоговый кодекс» ( ст.39, ч.1,п.1), постановление Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказ Минобрнауки РФ от 10 июля 2003г. №2994 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования», постановлением кабмина от 31 августа 2004 г. № 395    «О платных услугах и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих ассигнования из бюджета РФ», приказ Минобразования РФ от 13 января 2004 г.№39 «О мерах по упорядочению практики оказания платных образовательных услуг в образовательных учреждениях РТ», письмом Минобразования РФ от 11 мая 2004г. №1093 « О методических рекомендациях по определению стоимости дополнительных платных образовательных услуг на основе норматива бюджетного финансирования» и др.
 
Интернет-ресурсы:

Засучайте рукава и за работу!

При подготовке использованы материалы сайтов минобрнауки РФ, Минобразования Пензенской области, управления образования города Пензы и др.

1 комментарий к “Управление современной школой. Работа с документами. Часть 2”

  1. Спасибо, Виталий Дмитриевич, за очень содержательные и полезные материалы. Ваш труд – это неоценимая помощь для нашего образования.

    Ответить

Оставьте комментарий