Избавляем родителей от школьных поборов

Инспектор

Как перестать «парить» родителей добровольно-принудительными пожертвованиями на благо любимой школы

В адрес органов власти не иссякает поток жалоб на школьные поборы. Причины настоящего порока известны. Выход из положения – перестать попрошайничать  и зарабатывать  школе самой недостающие средства.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям такие возможности предоставленны   Федеральным законом № 83-ФЗ от  08.05.2010 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.  Согласно данному закону доход, полученный бюджетным и автономным образовательным учреждением  от приносящей доход деятельности, остаётся в распоряжении образовательного учреждения и используется им по своему усмотрению.

Для занятия деятельностью,  приносящей доход, необхоимо:

  1. Провести маркетинговые исследования.
  2. Администрация школы совместно с органом государственно-общественного управления, например, Управляющим советом, должна определить виды приносящей доход деятельности – платные услуги, в т.ч. образовательные, посреднические услуги, производство изделий, предпринимательская деятельность совместно с частными компаниями, фирмами и т.д. Желательно принятое решение согласовать с Учредителем (меньше будет хлопот).
  3. Разработать и утвердить приказом по школе соответствующие локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и его должностных лиц по оказанию платных услуг.
  4. Внести соответствующие изменения и дополнения в Устав.
  5. В  необходимых случаях  получить лицензии.
  6. Разработать бизнес – план.
  7. Заключить договоры с потребителями услуг.
  8. На основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: перечень услуг, ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты.
  9. Заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.
  10. Для оказания платных услуг создать условия:
  • соответствующие действующим санитарным правилам и нормам (СанПиН);
  • соответствующие требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг:
  • качественное кадровое обеспечение;
  • соответствующее учебно-методическое и техническое обеспечение.

11.Начать зарабатывать и перестать собирать деньги с родителей.

Вместе с тем, извлечение средств от приносящей доход деятельности не исключает спонсорской помощи и добровольных, исключительно добровольных, пожертвований и благотворительной помощи в  пользу образовательного учреждения.

С вступлением в силу закона №83-ФЗ  значительно меняется роль руководителя образовательного учреждения – теперь он больше становится менеджером, чем учителем учителей. Теперь роль учителя учителей ему следует в основном возложить на своих заместителей, которые должны быть исключительно высоко профессиональными специалистами.

Извлечение  дохода от платных образовательных услуг – наиболее распространенный в настоящее время в образовательных учреждениях вид приносящей доход деятельности. Надо заметить, что до вступления в силу федерального закона №83-ФЗ, доход от такой деятельности, поступал в муниципальный бюджет, где обезличивался и получить школе что-либо было проблематичным. Поэтому цена услуги рассчитывалась так, что доход  равнялся нулю. Теперь положение коренным образом изменилось. Поэтому школе выгодно получать доходы. Однако использовать  заработанные средства школа может только на те цели, для которых она была создана.

Поинтересуйтесь, так ли в вашей школе, куда используются полученные доходы? Об этом Вы можете прочитать и в публичном докладе на сайте школы.

Образовательное учреждение вправе оказывать следующий перечень образовательных и развивающих услуг:

  • изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
  • различные курсы:
    -по подготовке к поступлению в учебное заведение,
    -по изучению иностранных языков,
    -повышения квалификации,
    -по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
  • различные кружки:
    -по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-видео – радиолюбительскому делу, кройки и шитья, вязанию, домоводству, танцам и.т.д.;
  • создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., то есть, всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
  • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
  • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);
  • создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и.т.д.).

К платным услугам не могут относиться:

  • дополнительные занятия с неуспевающими;
  • снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  • реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
  • факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении несет его руководитель. В случае нарушения законодательства руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, управление образования вправе приостановить или запретить оказание платных образовательных услуг.
Цены на платные услуги обычно устанавливаются и (или) утверждаются Учредителем – Управлением образования муниципального образования, в чьей собственности находится учреждение, или субъектом РФ для использования на всей территории региона. При этом должны учитываться себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную услугу, уникальность видов услуг, спрос на данную услугу и др.

По каждому виду платных дополнительных услуг должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Предоставление платных образовательных услуг оформляется договором с потребителями. Оплата образовательных услуг производится либо в образовательном учреждении, либо в отделениях банка, в т.ч. и по безналичному расчету. Образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя всю необходимую  информацию.

Уважаемые родители, помогите школе организовать приносящую доход деятельность.  Как и что организовывать, какие и как оформлять документы – это дело директора. Ваша задача – подвигнуть его на это, подсказать, что средства можно заработать, и помочь школе в этом процессе. А главное – на этом деле начать  учить школьников предпринимательству, так необходимому им в дальнейшей жизни.

 

 

5 комментариев к “Избавляем родителей от школьных поборов”

  1. “Избавляем от поборов” звучит многообещающе, но содержание немного не о том. Я уже “ступил на тропинку” жалоб в департамент. Если у вас есть информация о сообществах людей победивших поборы прошу выручить.

    Ответить
  2. Как можно связаться с Даниилом Кузнецовым? Мы тоже сейчас занимаемся этой темой. Помогите, пожалуйста, нам выйти на контакт.

    Ответить
    • Уважаемые Даниил и Алла!
      В материале «Избавляем родителей от школьных поборов» речь идет не о борьбе с теми, кто организует их (это дело компетентных органов), а о необходимости конструктивных действий руководителей образовательных организаций, направленных на зарабатывании средств вместо того, чтобы облагать родителей «данью». Здесь ключевая фраза «Начать зарабатывать и перестать собирать деньги с родителей». А задача родителей – подвигнуть руководителя на это, подсказать, как средства можно заработать, помочь школе в этом процессе.
      Конечно, можно поступить и по-другому. К сожалению, данный путь имеет лишь временное или локальное решение. Халява всегда привлекательна. Как сказал в свое время Леня Голубков: «Мы сидим, а денежки идут!». Результат вам известен.

      Ответить

Оставьте комментарий