Ошибки школьных сайтов и их устранение

В процессе  экспертизы школьных сайтов, проводимой в рамках Общероссийского рейтинга школьных сайтов, эксперты указали на их характерные ошибки, которые, как они считают, можно несложно исправить.

К сожалению, подобные ошибки можно встретить  не только на сайтах, участвовавших в рейтинге. На наш взгляд, если воспользоваться выводами экспертов, выявить и устранить подобные ошибки, можно повысить качество школьного сайта, что пойдет на пользу ученикам и родителям, для кого и создается сайт.

Экспертами выделены  топ-10 типичных недостатков школьных сайтов и предложены простые решения по их устранению. Например:

  1. Неуместная реклама

Ошибка. Неуместная реклама – это предложения типа как  научить «абсолютно законно» зарабатывать 15 тысяч рублей в день, или сообщения «Как превратиться в СУПЕР-любовницу? Советы от опытных мужчин!».

В то же время и такая реклама как  гадания «на любовь, карьеру, судьбу» или магазина икон, «быстро помогающего средства при поносе и похмелье» или московского кёрлинг-клуба, «посуда нержавеющая оптом» или «ремонт стёкол Выхино-Жулебино,  немецких окон или японских подгузников, а также типа «с Ани Лорак случился конфуз. Страна не может этого забыть» – вряд ли соответствует ощущению уместности и здравому смыслу, – считают эксперты.

По мнению экспертов в большинстве случаев рекламные блоки просто располагаются по умолчанию на сайтах, созданных с помощью бесплатного конструктора типа uCoz.

Что делать?  Нужно обратиться по адресу banner@ucoz.net и  рекламу уберут бесплатно.

  1. Отсутствие реакции на фишинговые объявления

Ошибка. Нередко на школьных сайтах можно встретить фишинг – интернет-мошенничество с целью получения доступа к логинам и паролям пользователей.

Это обычно происходит следующим образом. При загрузке заражённого вирусом сайта выскакивает окно с текстом примерно такого содержания: «Администрация Вконтакте: Ваш аккаунт заблокирован за спам! НАЖМИТЕ СЕЙЧАС, чтобы сохранить». Или «Chrome: Ваш браузер устарел и будет отключён сегодня! Нажмите и обновите сейчас!».

Что делать?  В таком случае ничего нажимать не надо, а следует покинуть сайт. Кроме того,  администрация школы должна  обращать внимание на то, что официальный сайт школы неделями и месяцами встречает учеников, учителей и родителей сообщением от жуликов и принимать меры по очистке сайта от вредоносных программ.

  1. Анимация и виджеты

Ошибка. Некоторые школьные сайты похожи на выставки достижений веб-дизайнерской индустрии: «С праздничком», «Календарик», «Погодка», «Часики», «Поиграй с собачкой», «Покорми хомячка», «…а теперь рыбок» плюс анимированные элементы — вращающиеся, подпрыгивающие, кувыркающиеся…

Кроме того многие виджеты содержат ссылку на посторонний сайт с непредсказуемым содержанием, и, кликнув на безобидные анимированные часики, школьник вполне может получить информацию о том, что «Муж закричал от ужаса, когда ЭТО начало выползать из его жены…».

Что делать?  Надо очистить сайт  от нежелательных элементов и быть тщательней в выборе средств оживления своего сайта.

  1. Мигающие буквы и бегущие строки

Ошибка. Мигающий текст и бегущие строки типа «Добро пожаловать!» мешают восприятию основной информации. Дополнительное раздражение у пользователей вызывает также бегущая строка с важной информацией (например, телефоном и адресом школы), потому что приходится ждать и буквально ловить каждый знак.

Что делать? Для важных сообщений завести специальный блок. Текст не должен самопроизвольно прокручиваться, двигаться, мелькать, ибо  всё это враждебные к пользователю устаревшие технологии, считают эксперты.

  1. Переизбыток цветов, шрифтов и начертаний

Ошибка. Неудачное цветовое решение: избыток жёлтого, красного, оранжевого, лилового, темно-синего и чёрного цветов затрудняет чтение и поиск информации. Использование фоновой картинки с мелким рисунком при отсутствии однотонной подложки под текст также не идет на пользу зрению читателя.

Использование всех доступных редактору шрифтов нарушает  единый стиль. Использование более трёх цветов, шрифтов и начертаний  ухудшает  восприятие текста. Злоупотребления курсивом, также одна из распространенных ошибок сайтов, т.к. текст набранный курсивом, неудобен для чтения .

Что делать?  Эксперты советуют использовать наиболее удобный  для экранного чтения шрифт без засечек, например,  Arial, Verdana, Tahoma.  Times New Roman прекрасно подходит для документов, но плохо читается на экране.

Набранный курсивом  текст может применяться лишь к небольшим фрагментам текста, а полужирный шрифт — только для выделения заголовков (подзаголовков). «Выворотка» (белый текст на тёмном фоне) также может использоваться исключительно в гомеопатических дозах.

Подчёркивание — первый и главный атрибут гиперссылки, поэтому крайне невежливо обманывать пользователей, безуспешно тычущих курсором в обычный текст.

  1. Музыка

Ошибка. Музыка, звучащая сразу после открытия сайта, особенно музыка со словами, например, песня о школе, создают для пользователя порой неприятные ощущения.

Что делать? Соблюдать сетевой этикет, как и во всех подобных случаях:  музыка или видео могут запускаться только по желанию пользователя (иметь кнопку).

  1. Некачественный контент

Ошибка. Контент, может быть, планировался и качественный, но, видимо, что-то случилось, поэтому:

  • кликнув по заголовку новости, попадаешь на страницу, состоящую из заголовка;
  • раздел сайта с надписью «Здесь скоро будет текст» или пункт меню «Школьная жизнь» приводят на страницу с единственной фотографией;
  • страница сообщает, что она не найдена;
  • лицензия представляет собой отсканированный документ, который даже в увеличенном варианте не позволяет разглядеть номер школы;
  • опечатки, грамматические и орфографические ошибки, особенно на образовательных ресурсах.

Что делать?  Проверить  сайт, исправить ошибки, удалить пустые страницы, как говорят,  провести на школьном сайте субботник.

  1. Неудержимые файлы

Ошибка. Ссылки на страницах школьных сайтов типа:  «Советы родителям», «Парадоксальные задачки», «Разработка урока», и т.д.,  сопровождаются закачкой файла против желания пользователя.

Что делать?  Эксперты предлагают файл, который можно загрузить с сайта, обозначать, указывая его формат, например: (.doc), (.xls), (.pdf), либо размер файла, либо и то, и другое, или разместить небольшие иконки рядом с файлом, указывающие на тот или иной формат.

Желательно, чтобы скачиваемый документ не открывался в том же окне, в котором открыт сайт, так как закрыв документ, посетитель, сам того не желая, закроет и сайт.

  1. Новые окна и новые сайты

Ошибка При щелчке по ссылке или пункту меню внезапно открывается  другой сайт. Посетитель не предупреждается, что пройдя по ссылке, он окажется на другом ресурсе.

Что делать? Обычные страницы должны открываться в том же окне,  скачиваемые файлы — в новом,  советуют эксперты. Новые окна и новые сайты могут открываться по ссылкам, размещённым  в специально обозначенных разделах типа «Советуем посетить» или «Полезные ссылки», а также по кнопкам (баннерам).

  1. Многообразие дизайна и непредсказуемость меню

Ошибка. Разработчику сайта кажется, что у каждого раздела должен быть свой дизайн и своё меню, а основное меню главной страницы пусть остаётся только на главной странице — его же сайт, что хочу, то и делаю. Поэтому на сайте визуальное оформление меняется от страницы к странице, а переходы подчиняются «специфической логике».

Что делать? Эксперты советуют основное меню обязательно оставлять неизменным на всех страницах сайта. Возможность вернуться на главную страницу (причём не только через кнопку браузера «Назад») должна быть на любой странице сайта, а разветвления меню не имеют права заводить пользователя в тупики и лабиринты, из которых так просто и не выберешься.

В заключении эксперты отмечают, что сайт, на котором нет ничего, кроме полусотни заголовков, по которым открываются зазипованные документы с полной информацией о лицензии, аккредитации, администрации, преподавателях, оснащенности, образовательном процессе, внеучебной деятельности и так далее по всем пунктам параметра «информационная насыщенность», и даже с лентой новостей о достижениях — тоже в формате .doc, или в формате .jpg (скан фотографии диплома, например) — для разнообразия,  хотя  формально и соответствует требованиям к контенту школьного сайта, и пройдёт министерскую проверку, но сайт будет  не для людей и не может быть образцом для подражания.

Подробности можно найти  http://rating.rosnou.ru/?q=10mistakes#firstpage-page_1-1   сайта Общероссийский рейтинг школьных сайтов

Напоминание.  Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены Постановлением Правительства РФ   от 10.07.2013 № 582.

Справочно. Общероссийский рейтинг школьных сайтов (www.rating.rosnou.ru) проводится в нашей стране с 2011 года.  Учредителями его являются Российский новый университет (РосНОУ, www.rosnou.ru) и издательство «Просвещение» (www.prosv.ru). Главный принцип Общероссийского рейтинга — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей.

Объявлены результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов 2015 года. В  этом  году экспертизу прошли 5229 сайтов 84 из 85 субъектов РФ, что  на 63% больше, чем год назад. 1119 сайтов-участников рейтинга (21%) заслужили отличную оценку,  37% удостоены звания «хороший сайт», 24% показали средние результаты и 18% не дотянули до среднего уровня.

Среди регионов, представленных 50 и более сайтами, наилучшее качество продемонстрировала Московская область – 86% «отличных» и «хороших» сайтов; второе место по качеству у Томской области – 73%,  далее следуют: ХМАО-Югра -71%,  Липецкая область -67%, Кемеровская область и Санкт-Петербург – по 66%.

Пензенская область была представлена 16 сайтами, из которых «отличных» – нет, «хороших» – 10, «средних» -5.

Источник: http://rating.rosnou.ru/?q=10mistakes#firstpage-page_1-1

Общероссийский рейтинг школьных сайтов

www.rating.rosnou.ru

http://ratingrosnou.mcdir.ru/

http://news.1september.ru/

Читайте также в блоге

Рособрнадзор предъявил требования к сайту образовательной организации

Школьные сайты по новым правилам

Оставьте комментарий