Внеурочная деятельность в начальных классах в соответствии с ФОП НОО
Минпросввещения России доработало опубликованные в 2022 году ФОП НОО и приказом от 18.05.2023 № 372 утвердило обновленную федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО). На обновленную ФОП НОО школы переходят 1 сентября 2023 года. Приказ Минпросвещения России от 16 ноября 2022 года №992 признан утратившими силу.
Каждая образовательная организация на основе ФОП разрабатывает самостоятельно основную образовательную программу по каждому уровню обучения. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП соответствующего уровня обучения.
Организационный раздел ФОП НОО, определяющий общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы, включает и план внеурочной деятельности.
Важно! Согласно ФГОС НОО и ФОП НОО,
внеурочная деятельность:
является неотъемлемой частью образовательной деятельности образовательной организации,
направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы,
осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). При этом могут использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта);
обучающимся предоставляется возможность выбора занятий, направленных на их развитие;
перечень учебных курсов внеурочной деятельности, предлагается образовательной организацией;
перечень составляется с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов их родителей (законных представителей), возможностей образовательной организации;
общий объём внеурочной деятельности — до 1320 академических часов за четыре года обучения не должен превышать 10 часов в неделю, при этом 1 час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном»;
время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО;
перерыв между урочной и внеурочной деятельностью должен составлять не менее 20 минут;
внеурочная деятельность осуществляется по плану, определяющему её формы и объём с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией самостоятельно. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение, которые приводятся в ФОП НОО, являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
В ФОП НОО предлагаются следующие направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность («Основы самопознания», «Движение есть жизнь!»);
2. Проектно-исследовательская деятельность (проекты «История родного края», «История письменности в России: от Древней Руси до современности», «Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края», «Мир шахмат»);
3. Коммуникативная деятельность («Создаём классный литературный журнал», «Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми», «Хочу быть писателем» Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю.и др.);
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность («Рукотворный мир», «Ритмика», Школьный театр «Путешествие в сказку», «Выразительное чтение», «В мире музыкальных звуков» и др.);
5. Информационная культура («Мои помощники — словари», «Моя информационная культура»);
6. Интеллектуальные марафоны («Русский язык — набор правил и исключений или стройная система?», «Заповедники России», «Я — путешественник (Путешествуем по России, миру)» и др.);
7. «Учение с увлечением!»- учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов («Читаю в поисках смысла», «Легко ли писать без ошибок?», «Мой друг — иностранный язык»).
Возможные формы внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие.
Выбор форм определяется их целесообразностью, практико-ориентированностью, спецификой коммуникативной деятельности, возможностью использования средств информационно-коммуникационных технологий.
Внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
В осуществлении внеурочной деятельности могут принимать участие все педагогические работники образовательной организации: учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие, а также работники организаций и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, участвующих в организации внеурочной деятельности.
Координирующую роль выполняет, как правило, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Справочно
В соответствии со ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающиеся имеют право на зачет результатов практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном приказом Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 30 июля 2020 г. N 845/369
Источник: